Собор Парижской богоматери (Рис. 2) расположен на острове Сите и является классическим воплощением строгой и зрелой французской готики. Главными создателями собора являются два архитектора - Жан де Шель и Пьер де Монтрей, хотя в ходе строительства собора принимало участие множество других архитекторов.
Собор представляет собой пятинефную базилику. Главный западный фасад собора сразу запоминается своими двумя величественными башнями, тремя порталами и расположенным посередине огромным окном-розой, чей диаметр достигает 13 метров. Фасады собора богато украшены скульптурами, среди которых фигуры Христа, апостолов и Девы Марии. Однако чаще с собором ассоциируются другие его декоративные элементы - многочисленные скульптуры химер, расположенные на верхней площадке собора в основании башен. В Средние века химер на соборе не было, их придумал позже реставратор-архитектор Виоле де Дюк.
Внутри Парижского собора: прекрасные, приветливые нефы с галереей эмпор над крепкими круглыми колоннами и с большими чёткими окнами, над которыми парит легкий крестовый свод. Из густого мрака их головокружительной высоты, горят и сияют нетленным светом витражи их огромных, рассыпающихся дробным рисунком роз. В сравнении с ними скупо разделённая на отдельные лепестки, снабжённая мощным каменным каркасом, роза западного фасада представляется гораздо более строгой и простой, в соответствии с общим характером фасада.
Большой колокол (звучащий в тоне F#) звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя. В часовнях, расположенных в правой части собора, - картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.
Собор Парижской богоматери в литературе
Естественно, самым знаменитым литературным произведением о соборе Парижской богоматери является одноимённый роман французского классика - писателя Виктора Гюго. О том, что фасад здания собора похож на букву «Н» от начальной буквы фамилии Гюго (Hugo - фр.) заметил Андре Моруа в своих очерках о родном городе (произведение «Париж»).
Роман Гюго является историческим, а также он имел немалое значение - его публикация во Франции развернуло движение за реставрацию и сохранение готических памятников (в то время собор Парижской богоматери собирались снести или модернизировать»).
Мы не будем, даже кратко говорить о сюжете, к тому же он небезызвестен (его главными героями являются цыганка Эсмеральда, горбун Квазимодо и священник Фролло). Скажем слово о самом соборе, о его состоянии и отношении автора к нему. Гюго можно бесконечно цитировать: «Время слепо, а человек невежествен». Не смотря на сумрачное состояние собора, на его дряхлость и разруху, Гюго называл его прекрасным! «…вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора» - писал Гюго.
Да, печально, что Гюго пришлось описывать это величественное здание, можно сказать, погибающим: «Следы грубого насилия, выбоины, проломы… Увечья, ампутации…». Но это был призыв, призыв спасти памятник архитектуры.
«Собор Парижской богоматери времён Гюго весьма отличался от того, каким вы его видите теперь» - писал Моруа, и это действительно так, ведь собор удалось спасти. Моруа, описывая Париж, написал и об острове Сите, а на нём, как нам уже известно, и находится NotreDame.
О NotreDamedeParis писал и Владимир Маяковский:
Читал письмена,украшавшие храм,про боговы благана небе.Спускался в партер,подымался к хорам,смотрел удобстваи мебель.Я вышел -со мнойпереводчица-дура,щебечетбантиком-ротиком:"Ну, как вамнравится архитектура?Какая небесная готика!"Я взвесил всёи обдумал, -ну вот:он лучше Блаженного Васьки.Конечно,под клуб не пойдет -темноват, -об этом не думаликлассики…Можно предположить, что это далеко не все литературные произведения, где упоминается собор Парижской богоматери, так как его величие вряд ли могло оставить равнодушным кого-нибудь.Заключение
Эпоха Средневековья, это эпоха становления нового типа культур. Романская архитектура сыграла важную прогрессивную роль в развитие западноевропейского искусства, после чего перешла к более высокой ступени средневековой художественной культуры - к искусству готики. Вместе с тем, выразительность романской архитектуры, определила неповторимость вклада романского искусства в художественную культуру человечества.
Наступил перелом, связанный с преодолением религиозных рамок, сковавших развитие реализма; человек стал более одухотворённым, поэтичным и искренним. Это определило ценность и эстетическое своеобразие искусства готики. Собор Парижской богоматери - яркий пример готической культуры Франции, который не остался без внимания литераторов разных времён.
Список использованных источников
1. Вёрман К. Европейское искусство средних веков. (История искусства всех времён и народов, т. 2). - М.: АСТ; Спб.: Полигон, 2000.
2. Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. - М.: Эксмо, 2002.
3. ГюгоВ. Notre dame de Paris. (Собор Парижской богоматери в переводе с фр.) - М.: Правда, 1988.
4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. Под ред. проф. А.Н. Марковой, 2-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2000.
5. Маяковский В. В. Сочинения в двух томах, т. 1. Сост. Ал. Михайлов. - М.: Правда, 1987.
4. Моруа А. Париж. Перевод с фр. Э. Леонидовой. - М.: БСГ-ПРЕСС, 2006.
5. www.arhitekto.ru (Сайт истории архитектуры.)
6. www.cathedraledeparis.com (Официальный сайт Собора Парижской богоматери.)
Приложения
Рис. 1 (Форма латинского креста в основе готических соборов.)