9. Наука в системе культуры
В культурологии наука рассматривается как элемент культуры, как одна из ее подсистем, обогащающая духовный мир человека, способствующая его развитию. Социокультурный смысл понятия "наука" заключается в следующем: наука - это специализированная форма культуры, ориентированная на познание. Наука изучает окружающую природу, действительность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств, осмысливаемую разумом. Наука является механизмом получения объективного знания об окружающем мире. Объективное - то знание, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процесса и представляет собой результат, напрямую отражающий положение дел. Научное познание основано на определенных принципах, определяющих и уточняющих формы научного познания: принцип объективности (признание факта существования независимого от человека, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания; причем познания рационального, следующего выверенным способам получения знаний); принцип причинности (научного детерминизма) заключается в том, что все события в мире связаны между собой причинной связью; принцип рациональности; любое научное утверждение имеет смысл, если оно доказано; принцип воспроизводимости; принцип теоретичности - наука является совокупностью логически завершенных теоретических конструкций; принцип системности - любой элемент является частью системы; если ранее утвержденные истины не соответствуют современному анализу, они пересматриваются, в науке нет абсолютных авторитетов. Наука изучает реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие. Наука пытается ответить на вопрос о том, как устроена реальная действительность, как он существует, функционирует, развивается. Для этого наука формулирует определенные законы, основываясь на результатах экспериментального и теоретического исследования.
10. Запад и Восток: два типа духовности
Запад: Дух святой исходит от отца и сына. Иерархический принцип. Формирование национальных государств. Спасение человека зависит от церкви, которая оценивает заслуги верующего и отпускает грехи. Папский престол стремится стать центром католического мира – следствие феодальной раздробленности. Язык богослужения – латинский. Централизованная церковная организация во главе с папой. Основной смысловой упор – муки Христа, муки грешников в аду.
Восток: Дух Святой исходит от Бога-отца, главного в святой троице. Монархический принцип. Самодержавная империя. Спасение человека в индивидуальной молитве. Церковь не претендует на главенствующую роль по отношению к светской власти, выступает за единство церкви и государства. Язык богослужения греческий, но допускается и на местных языках. 5 полноправных патриархий. Выше патриархов православные соборы. На первом плане воплощение и воскрешение Христа. Также были Различия в литературе и искусстве (разная цветовая гамма и убранство).
11. Миф как феномен культуры
Система мифа - некая универсальная система, определяющая ориентацию человека в природе и обществе. В системе мифа закрепляются и регламентируются представления человека об окружающем мире, затрагиваются фундаментальные проблемы мироздания. Отечественные исследователи С. Токарев и В. Мелетинский пишут в «Мифах народов мира» следующее о мифе: «неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, безразличие к противоречию, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, метафоричность, эмоциональность — эти и другие особенности первобытного мышления превращают миф в очень своеобразную символическую (знаковую) систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир». Указанные особенности архаического мышления связаны с тем, что само мышление осуществляется благодаря использованию зафиксированного в памяти человека знания, которое неотъемлемо от мифотворческого восприятия пространства, времени, причинности с его слитностью субъекта и объекта. Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции древнего мифа — освоение пространства и времени. Это значит, что с самого начала существования культуры ее содержание определяется мифом, который органически связан с устремлением человеческого творчества на овладение пространством и временем и их преодоление. Особенности мифологического мышления. 1. Сущность подменяется происхождением. М.м. не объясняет, что?, а объясняет когда?. Миф – это всегда рассказ о прошлом. Миф - это всегда рассказ о прошлом, который должен объяснить прошлое и будущее.(Синхронический аспект). 2. Неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным. 3. Удивительное безразличие к противоречиям. 4. Отсутствие абстрактных понятий.
12. Древневосточный тип культуры
История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у
Месопотамии и Египте (IV - III тыс. до н э) . Она вызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памятников культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому и железному веку. Переход от родоплеменной культуры к первым цивилизациям проходил в первую очередь там, где были благоприятные природные условия. Именно благоприятные природные условия субтропической зоны Ближнего Востока стали причиной того, что именно в долинах рек Тигру, Евфрату и Нилу сформировались раннеклассовые цивилизации и их первые государства. В древних цивилизациях и их культурах еще много нерасшифрованного, неизученного. Культура Древнего Египта Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет.. Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятки культуры гробницы фараонов . Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. Культура Месопотамии Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в ІV тыс. до н э. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Здесь изготовлялись из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготовлять цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система обчисления (счеты) . Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии. Жрецы вычислили протяжность (длину) года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек) . Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации. Культура Китая Китай - страна древней цивилизации: на его территории выявлены остатки первобытной культуры времен раннего палеолита и бронзового века. В инкскую эпоху XV до нэ зародилась культура, которая дала начало китайской цивилизации во всей ее специфике. Был сложен в основных чертах месячный календарь и изобретено письмо - прообраз современной иероглифической каллиграфии. Древний Китай родина таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был открыт метод развязывания уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др. Культура Индии Первые известные нам центры индийской культуры в 2 тыс до н э, в эпоху "Ригвед". На основе большого сборника "Ригвед" было создано своеобразную духовно-мировоззренческую систему индуизма - что есть (сердцевиной) ядром индийской культуры. В эту же эпоху осуществлялся раздел общества на касты. В "Ригведах" были основаны морально-правовые мотивы раздела общества на 4 станы (касты) : Брахманов (жрецов) . Кшатриев (волнов) . Вайшвив (землеробы) Шудры (слуги). Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения на соседей, а через провозглашение учения Будды. В культуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовно соединять разорванное на варны общество.
13. Особенности культуры средневековья. Характеристика народной, светской, церковной сфер культуры
Средние века - большая эпоха человеческой истории и культуры, примерно тысячелетний период, с V по XV века, когда в мире господствовал феодальный строй. Средневековье характеризуется низким уровнем производительных сил, господством натурального хозяйства, слабым развитием общественного разделения труда. Серьезное влияние на социокультурную ситуацию оказывали такие факторы как: бесконечные войны между государствами, вторжение кочевников, распространение и укрепление христианства, борьба против арабских захватов.