1. Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания
Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует. Культура - общечеловеческий феномен. Следовательно, культурология - это наука, которая изучает человеческое общество. Для понятия термина "культурология" необходимо понимать, что такое культура. Сложность определения понятия "культура" вызвана тем, что она представляет собой одновременно результат, процесс, деятельность, отношения, норму и систему. Эдуард Бернетт Тейлор дает полные определения культуры. По его мнению Культура - коплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком, как членом общества. Также Культура - это исторически определенный уровни развития общества и человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей и создании материальных ценностей. Культурология является многоплановой научной дисциплиной, изучающей сложные социокультурные процессы в человеческом обществе. Происхождение термина "культурология" принято связывать с именем американского культурантрополога Лесли Алвина Уайта. Он ввел термин "культурология" в обиход. По его мнению культурология - это наука о культуре, которая дает принципиально новый путь изучения культуры в отличии от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектов и форм культуры, основанный на целостном исследовании культуры. Культурология - комплексная гуманитарная наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное определения различных форм культуры, исследующая культуру как специфическую функцию и особенность человеческого бытия. Предметом культурологии является изучение сущности, структуры и основных функций культуры, исторических закономерностей её развития. Цели и задачи культурологии заключаются в изучении культурных пластов человеческого сообщества в целом, культур отдаленных цивилизаций в их становлении, развитии, взаимопроникновении, влиянии на культуру человечества в целом. Целью культурологии является понимания как своей, так и иной культуры. Также к целям культурологии можно отнести: сохранение культуры и её базисных оснований, обновление культуры, передача культурного опыта. Основные задачи культурологии: объяснение историко-культурного процесса в мировом и национальном масштабе, прогнозирование процесса, управление процессом. Можно выделить теоретическую и прикладную культурологию. Под теоретической понимается культуроведение, а под практической разработка технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе.
2. Культура как общественное явление: понятие, сущность
Понятие «культура» в самом прямом (и наиболее близком первоначальному материальному) смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных или телесных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем и ординарном смысле - это черта личности, возникшая вследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравого смысла и критичности суждений; культурой нередко называют и просто воспитанность. В этом смысле часто говорят также об общей культуре. Реже используют слово «культура» в качестве синонима слова цивилизация. Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя
- систему образования, - науку, - искусство, - литературу, - мифологию, нравственность, - политику, - право, - религию,
сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как
- мировая и национальная культура,
- классовая,
- городская и сельская,
- профессиональная и др.,
- духовная и материальная.
В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные. Функции культуры. 1. Творческая (креативная). 2. Социализация – включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими опыта, ценностей и норм поведения. Культурный контекст всегда обусловлен пр-вом и временем. 3. Адаптивная. 4. Интегративная. 5. Коммуникативная (культура – есть условие и результат общения людей). Культуру можно рассматривать как развитие форм и способов коммуникации. В ХХ столетии форм и способов коммуникации огромное количество, но имеем недостаток в общении. Среди многообразных закономерностей, которые характеризуют культуру и которые стремится открыть культурология, мы можем выделить определенную их систему. Эту систему образует ряд закономерностей: 1. Общесоциологические. Они связаны с тем, что культура есть общественное, а не природное явление. Более того, культура есть часть общества, имеющая свои собственные, отличные от целого общества, закономерности. 2. Общеформационные. Эти закономерности связывают культуру с определённой формой общественной жизни, придающей ей специфику как форме общества, определяемой содержанием общественной жизни. 3. Конкретно-формационные. Эти закономерности определяются законами действия конкретной общественно-экономической формации - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и др. Культура рабовладельческой формы общества в чем-то отличается от культуры феодализма. Например, при феодализме устанавливается определенная иерархия в системе ценностей, отражающая иерархию феодальной собственности. При рабовладении система ценностей строится иначе, по линии свободный - раб. 4. Цивилизационные закономерности в развитии культуры. Они связаны с действием закона общественного разделения труда. В соответствии с формами, которые принимает этот закон в жизни общества, выделяется ряд культур: "дикости", "варварства", "цивилизации". 5. Закономерности развития отдельных сфер культуры (материальной, духовной) и видов культуры (экономическая, политическая, философская, религиозная и др.). Таким образом, мы выделили пять групп закономерностей, которые влияют на культуру, придавая ей объективное, повторяющееся, необходимое, существенное содержание.
3. Структура и функции культуры
Слово культура возникло от слова культ (лат. Почитание) – один из основных эл-тов религии, это могут быть действия, пение, чтение, пляска, имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклону или привлечь божественные силы. Цицерон впервые вводит понятие культуры – cultura anima – обработка, возделывание, работа человека над своей душой. Культура – собирательный образ, включает и религию и искусство и др. Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Культура – это также способ регуляции сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни, культура понимается только через деятельность человека в динамике исторического развития. Два способа овладения культурой: межличностное общение и самообразование. Культура подразделяется: 1. по ее носителю. А – мировая (синтез лучших достижений различных народов). Б – национальная (культурный синтез нац слоев, классов, и групп какого-либо народа). В – классовая (сельская, городская). Г- профессиональная. Д – молодежная. Е – личная, она включает два понятия: культурность – умение вписаться в общество; духовность – желание души проникнуть в глубину. 2. по видам деятельности А – материальная, Б – духовная. Материальные объекты – это физические объекты созданные руками человека – «артефакты», культура труда и материального пр-ва, культура быта, топоса. Духовная культура – включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и др. Она тоже результат деятельности, может передаваться только путем общения. Структура культуры в широком смысле: 1 – материальные и духовные ценности человечества. 2. Способы его жизнедеятельности. 3. Уровень развития общества. 4. совокупность людей, отношения друг к другу и окружающему миру. 5. Своеобразие жизни, науки и народов в определенный исторический период. 6. Мифология. 7. Религия. 8. Политика. Культурные универсалии (Дж. Мердок) для всех народов характерны общие нормы, ценности, правила и традиции. Культура делится на: 1- Домашнюю (совокупность ценностей, традиций и обычаев, которым руководствуется большинство членов общества), 2- Субкультуру (это часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущая большой соц. группе), 3- Контркультуру (это культура, которая находится в конфликте с доминирующими ценностями, напр. – культура преступного мира). Формы культуры: 1- Элитарная – создается привилегированными частями общества или по ее заказу. Она превышает уровень восприятия среднеобразованного чел (классич. музыка); 2 – Народные культуры (фольклор) – анонимные творцы, не имеют проф. подготовки (любительская, коллективная), мифы, сказки, легенды, по исполнению она всегда локальна и демократична; 3 – Массовая – это культура сегодняшнего дня, это вид культурной продукции, который производится каждый день, представляется разной аудитории по разным каналам, призвана удовлетворять сиюминутные потребности. Реагирует на любые события, быстро умирает. Она может быть национальной и международной. Функции: 1 –Гуманистическая – занимается "возделыванием духа", воспитанием, образованием; 2- Трансляции – это социальная память человечества, функция исторической преемственности.; 3 – Гносеологическая - познавательная. Накапливает знание о мире, создаёт возможность для его изучение; 4 – Регулятивная (нормативная) – регулирует различные стороны и виды деятельности людей. Поддерживается моралью и правом; 5 – Семиотическая (знаковая) – культура предполагает знание и владение системой знаков; 6- Аксеологическая (ценностная) – формирует ценностные ориентации, их качество и уровень. Это показатели степени культурности человека. Периодизация: 1 – к. Первобытности до 4тыс лет до н.э.; 2 – к. Др. Мира до 5в н.э.; 3 – Период Средневековья 5-16 в. (5-10 раннее, 10-14 развитое, 14-16 позднее – возрождение);4 – к. Нового времени 17-нач 20в; 5 – к. Новейшего времени с 1914г..