Смекни!
smekni.com

Культура и искусство XVII–XIX веков (стр. 2 из 3)

Гениальный голландский портретист и мастер светотени, Рембрандт оказался прекрасным психологом, оставившем после себя в мировой живописи шедевры портретного искусства. Обращаясь к библейским сюжетам, Рембрандт наполнял их новым содержанием, концентрируя свое внимание на внутренней духовной жизни человека. Особенностью его творческой манеры явился повышенный интерес к изображению и проработке человеческого лица и рук. Незабываемые образы созданы кистью другого мастера этого жанра - Эль Греко. Его портреты также не спутаешь с другими благодаря особой манере письма, присущей автору: прекрасный мастер колорита отдает предпочтение чистым локальным цветам (художник учился у лучших венецианских художников-колористов - прежде всего, у Тициана). Кроме того, изображаемые лица, как и фигуры в целом, имеют, как правило, вытянутую форму, подчиняясь вертикали, по-видимому, навеянной готическим миросозерцанием.

Если в эпоху Возрождения идеалом человека была свободно мыслящая личность, в эпоху абсолютизма - личность, наделенная разумом, то в эпоху Просвещения все больше начинают обращать внимание на моральное совершенствование индивида. Несмотря на то, что вера в безграничные возможности человеческого разума стала доминировать в мировоззрении эпохи Просвещения во всех странах Запятой Европы вновь обрели ценность благородство и мудрость, образованность и уважение достоинства каждого народа и отдельной личности.

Поиски человеческой гармонии средствами искусства продолжались и в XVII в., и в XVIII в. Но вопрос о соотношении физической и природной стороны в человеке так и не был решен. Рационалисты, а вслед за ними и классицисты рассматривали отношение между телом и духом как величину раз и навсегда данную и неизменную, в то время как идеологи эпохи Просвещения заговорили о противопоставлении «естественного» и «цивилизованного» человека.

Симпатии французских просветителей (Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Д. Дидро) были целиком на стороне природного человека, не испорченного цивилизацией. Но поскольку разум сделал человечество цивилизованным, то он и способен вывести общество из противоречий, в котором оно пребывает. Все беды человека вследствие его собственного «неразумения», - считали просветители. Что касается культуры, то она рассматривалась в качестве одного из звеньев природной эволюции, как естественное проявление человеческой природы, т.е. натуралистически.

Немецких просветителей больше волновали идеи не столько политического преобразования общества и государства, как французов, сколько нравственное воспитание человека. История и культура рассматривались через постижение лежащих в их основании закономерностей. Такой взгляд на культуру во многом продолжил рационалистические традиции. На культуру, как и на само общество, просветители впервые стали смотреть исторически, подчеркивая прогрессивность ее развития. Одним из первых, кто заявил о прогрессе в области культуры, был немецкий просветитель Гердер. В качестве единой «разумной» основы природы и истории, благодаря которой можно проследить закономерную связь вещей и явлений в мире, Гердер рассматривал Бога. Изучая обычаи и хозяйственный уклад народов Греции, Египта, Китая, Японии, а также особенности славянских культур, он пытался представить «общую картину человечества».

Идеи просветителей были отмечены верой человека в собственные силы и разум, оптимистически смотрящего в будущее и пытающегося изменить настоящее. Подобные идеи не могли не повлиять на культуру и не найти свое отражение в искусстве того времени. Если на раннем этапе своего развития искусство эпохи Просвещения было тесно связано с традициями Возрождения и классицизма, то позднее оно все больше ориентируется на собственные эстетические принципы.

Дидро провозглашает необходимость демократизации искусства и культуры, ставит вопрос о высоком предназначении искусства в обществе, его роли в воспитании граждан. Если английские просветители Шефтсбери и Хатчесон писали о том, что искусство может улучшить человеческую природу, смягчая нравы, то Дидро выдвигает целую программу революционно-демократического воспитания граждан. В простых людях он видит действительных носителей моральных ценностей, критикуя классицистов за холодность и высокомерие: третьему сословию они отводили место лишь в комедии, которая считалась низким жанром в искусстве. Дидро, напротив, превращает народ в основного героя своих произведений, выдвигая основные принципы новой теории драмы в противовес классицизму. Театр, по мнению Дидро, должен стать «школой нравственности», а для этого требуется реалистически отображать повседневные заботы и радости, показывая человеческие характеры в развитии.

Идеи французского Просвещения нашли свое отражение в живописи Ж.-Б. Шардена, которого интересовал скромный быт и нравы третьего сословия. Художник с теплотой изображал в своих жанровых картинах просто и непритязательно одетых женщин, занятых привычными домашними хлопотами, он хорошо знал отдельные предметы этого быта и изображал их в своих натюрмортах. Искусство Шардена отвечало демократическим идеалам Просвещения и его эстетическим принципам, подчеркивающим, что главное в искусстве - это содержание, а не форма.

Английский художник У. Хогарт, с присущим ему вниманием к описанию подробных деталей быта, явился предтечей будущего критического реализма, обнаружившего себя в полную силу в XIX в. Художник оказался мастером композиции, человеком, не лишенным юмора. Его произведения нередко напоминают сценографию своей подчеркнутой театральностью. Манера Хогарта сходна с манером русского художника Федотова, поскольку обоих интересовали житейские ситуации и людские характеры.

Гордостью английского портретного жанра являются Д. Рейнолдс и Г. Гейнсборо. Первый - мастер парадных портретов, театрально представляющих своих героев, второму в большей мере свойственна мягкость и лиричность, очарование и некоторый романтизм. Кроме портретов, Т. Гейнсборо писал также пейзажи, а к концу жизни и жанровые сцены. В «Портрете дамы в голубом» Гейнсборо удалось создать образ, сочетающий парадность с изысканностью и поэтичностью. Цветовая гамма представляет собой гармонию холодных тонов - от разнообразных оттенков голубого до серебристо-серого и белого. Несмотря на то, что портрет написан маслом, создается впечатление легкости и воздушности, словно художник использует пастельные краски.

Таким образом, воплощая идеи классицизма и Просвещения, искусство ХVII-ХVIII вв. не забывало ставить и по-своему решать собственные художественные задачи. Воспевая разум, оно не запивало о другой стороне человеческой души-эмоциях и чувствах. При этом все чаще художников начинает интересовать уже не столько высокое, сколько повседневность. Кроме портретного жанра, мастера живописи пишут пейзажи и натюрморты, которых не знали предшествующие исторические эпохи.

2. Культура и искусство XIXвека

Сохраняя связь с европейской просветительской традицией XVIII в., немецкая классическая философия в лице И. Канта, И.Г-. Фихте, Ф.В. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля не разделяла идеала «разумного человека». Этот идеал плохо согласовывался с событиями и характерами реальной действительности и вступал с ними в противоречия - скорее, он был обращен в будущее, чем отражал настоящее. Пытаясь критически осмыслить идейное наследие просветителей, немецкие философы выдвинули свои концепции, исходя из потребностей времени, а не из абстрактных потребностей «естественного» человека, как это делали просветители.

2.1 Философия Канта

По мнению Канта, - основателя немецкой классической философии, природа сама по себе не содержит никакой гарантии разумного существования человека. В своем естественном течении она слепа и безразлична к человеческим целям: ею движет лишенная всякого смысла необходимость. Поэтому, слепо следуя природе, человек не может быть существом разумным. Напротив, разумность, по мнению Канта, заключается в способности человека действовать независимо от природы, т.е. свободно. В противном случае, человек становится марионеткой в руках природы и обстоятельств. Разум, считает Кант, дан человеку не для того, чтобы он заботился о собственном благополучии и удовлетворял свои чувственные потребности, наслаждаясь жизнью.

Действительное назначение разума заключается в его влиянии на волю, благодаря которой человек сумеет подчинить нравственному закону свои чувства, мысли и поступки. Совершенствуя данные от природы способности и умения, человек создает культуру. Сущностью культуры является то, что человек обретает способность действовать независимо от природы.

Вслед за Руссо Кант критикует цивилизацию, которая безжалостна по отношению к отдельному человеку, однако представляет несомненный прогресс по отношению ко всему человеческому роду. На пути к более совершенному обществу, каким является правовое государство, человечество ожидают тяжелые испытания и опустошительные войны, которые могут поставить под угрозу само существование культуры и цивилизации. Поэтому Кант ставит вопрос о необходимости совершенствования нравственности человека, которая является высшим проявлением его культуры.

Идеи о связи культуры и нравственности до Канта высказывали английские и французские просветители (правда, речь шла больше об искусстве), однако именно у Канта они оказываются в центре его теоретических рассуждений. Согласно Канту, с выходом человечества из естественного состояния и его переходом в «моральное состояние» развертывается вся мировая история и культура. Подняв человека над грубостью и его животным существованием в природе, культура не только развивает его способности и задатки, но и морально образовывает человека, стремясь обуздать эгоистические интересы и примирить враждующие стороны. Благодаря культуре человек либо превращается в физически совершенное и моральное существо, либо гибнет. Теория Канта носит открытый «характер» - он считает, что процесс культурного развития общества, как и отдельного человека, не закончен и в будущем должен быть продолжен, хотя на этом пути человечество переживает известные сложности. С одной стороны, эти трудности вызваны влиянием цивилизации, а с другой - человеку необходимо научиться преодолеть собственные эгоистические интересы, уметь согласовать в себе чувственную и разумную природу.