В современной культурологии, культура предстает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования. Культура представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также и индивидуально значимые действия. Категория «культура» обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе [3].
Философский словарь дает следующее определение понятию «культура» - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условиям воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющих корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. [7; с. 527].
Существует множество трактовок в понимании культуры. Некоторые из них представлены ниже.
2.1 Понятие культуры, зависящее от исследовательских установок
2.1.1 Философско-антропологический подход
Культура понимается как выражение человеческой природы. Природа понимается в качестве некой умозрительной конструкции и порождает черты культурного процесса.
Впервые данная трактовка была дана Эдуардом Тайлором в 1871 г., где пытался хронологически упорядочить этнографический материал и определял культуру как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, которые присущи человеку как члену общества [6; с. 7].
2.1.2 Философско-исторический подход
Распространенным является представление о культуре как результате человеческой деятельности. Иногда культуру расшифровывают не только как результат, но и как саму деятельность. Существует точка зрения, что культура включает в себя только творческую деятельность, другие авторы утверждают – виды репродуктивной деятельности (воспроизведение, повторение достигнутого).
Деятельность человека только тогда становится источником культуры, когда результат этой деятельности общезначим, т.е. ценность его очевидна не только для того, кто его создал, но и для других [5; с. 8].
2.1.3 Философско-социологический подход
Культура является фактором организации жизни общества. Общество создает культурные ценности, а они в дальнейшем определяют развитие этого общества: это язык верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи.
Термин «культура» относится к жизни любого общества в целом. У каждого общества есть своя культура, и каждый человек культуре, так как живет в том, или ином обществе. При таком взгляде на культуру фактически ставится знак равенства межу понятием «культура» и «общество» [5; с. 8].
Культура определяется как комплекс определенных ценностей, образующих ее смысловое ядро. Культура создается непосредственно и сознательно. Человек действует определенным образом в соответствии с оцененным им целями. Роль ценностей в структуре и функционировании культуры упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. признанная ценность всегда присутствует в явлениях культуры, даже если ее индивидуальное значение признано хотя бы одним человеком.
При аксиологическом подходе под культурой понимается совокупность созданных человеком ценностей, которую он целенаправленно, руководствуясь своими потребностями, создает, сохраняет и развивает [5; с.8].
2.2 Классическое и неклассическое понимание «культуры»
Для Марка Туллия Цицерона синонимом культуры была гуманность – нормативное состояние морали, интеллекта и поведения человека. Он использовал обыденное понятие культуры как возделывание почвы в переносном смысле – как «возделывание» человеческого ума в процессе обучения и воспитания [4; с. 486].
Культурный человек включает следующие качества: самостоятельность личности и ее свободу отстаивать свои интересы в рамках закона; уважение к законам как совокупности правовых установлений, ограждающих достоинство человека в соответствии с его общественным положением; верность долгу как моральную гарантию исполнения законов; благоговейную почтительность перед богами, родиной и согражданами [4; с. 487].
Первоначально культура и гуманность были специфически римским явление, порожденным встречей римских ценностей и греческой образованностью [4; с. 488].
Вопросами понимания «культуры» занимались многие философы, такие как И.Г. Гердер, И.Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.В. Гете и многие другие.
Немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер рассматривал культуру как нечто экспрессивное, выразительное, связанное не только с идеями воспитания, науки и образования, но и с идеей творчества в широком смысле.
Под культурой Гердер понимал все созданное человеком в противовес природе. Кант культурой называл только то, что служит благу человека, стремясь, таким образом, синтезировать романтическое и гуманистическое понятие культуры [4; с. 489].
Культура для В. Гумбольдта – это одновременно результат и процесс. Культура, с одной стороны, есть объективная совокупность всех человеческих творений, с другой стороны, - сам процесс созидания этих творений как реализации смысла человеческой жизни. Культура – это процесс гуманизации человеческого, процесс создания пропорционального единства человеческих сил в противоположность фрагментарному характеру естественного бытия [4; с. 491].
Культура – это стремление к тому, чтобы избежать потери себя в богатстве миром, однако чтобы бежать из мира. Культурный человек – это человек, способный без утраты себя экстериоризоваться, реализовать свои силы, переводить свою энергию в мир. Когда происходит экстериоризация без потери себя в богатстве мира, тогда имеет место культура [4; с. 492].
2.2.3 Психоаналитическое понятие
Психоаналитическое понятие культуры является неклассическим трактованием культуры.
Зигмунд Фрейд утверждал, что понимание культуры зависит от системы запретов. Он характеризует культуру как сдерживающая инстинкты сила запрета и этим связана с важнейшими судьбами человечества в целом [4; с. 493].
Культура требует от человека больше, чем он может и это вызывает у индивида бунд или невроз либо делает его несчастным, недовольным собой и своей жизнью. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, но этим наносит ущерб психическому здоровью человека, который разрывается между природными влечениями и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью [4; с. 494].
О природе культа, его связи с феноменом культуры говорили многие философы.
По мнению П.А. Флоренского древние культы потрясали и тем самым открывали возможность постижения тайн. У каждого есть собственный опыт постижения культа, следовательно, в понимании проблемы каждый идет от некоего, уже приобретенного опыта. Подойти же к культу сверху вниз означает осмыслить, углубить и расчленить свои, уже имеющиеся впечатления от культа [1; с. 530].
В случае рассмотрения культа снизу вверх мы и подходим к проблеме происхождения культуры. Точнее же эта проблема может звучать иначе: какой вид деятельности вызвал к жизни культуру как феномен.
Культ Флоренский рассматривает как бутон культуры. Он трактует предметы культа как осуществленное соединение временного и вечного, ценности и данности, нетленности и гибели.
Флоренский, осмысливая огромный эмпирический материал, связанный с пониманием культа, указывает на средоточие места культа во всей культуре. Святыни – это первичное творчество человека. Что касается культурных ценностей, то они производны от культа [1; с. 531].
Анализируя природу культа, Флоренский возводит случайное в должное. Субъективное просветляется в объективном. Культ претворяет естественную данность в идеальное. Он утверждает всю человеческую природу, со всеми ее аффектами.
Касаясь феномена культуры, философ проводит различие между деятельностью осуществления и деятельностью осмысления. Машина и смысл, по его мнению, противостояли друг другу, объединяясь в культ. При этом важно подчеркнуть, что существование культа есть трансцендентное условие единства самосознания [1; с. 534].
По мнению Н.А. Бердяева, культура в ее органический период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в греческой, средневековой культурах, в культуре раннего Возрождения.
Происхождение культуры связано с иерархическим характером культа. Культура имеет религиозные основы. Духовное содержание культуры выражено не реалистически, а символически. Фактически все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь его символические знаки. Такова же и природа культа, которая есть прообраз осуществленных божественных тайн.
Бердяев считал цивилизацию не благородного происхождения. В ней он не видел связи с символикой культа. Культура родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура – явление глубоко индивидуальное и неповторимое.