Пушкин утверждал, что именно Давыдову был обязан тем, что не поддался в молодости исключительному влиянию Жуковского и Батюшкова. «Он дал мне почувствовать еще в лицее возможность быть оригинальным», — сказал Пушкин о Давыдове. А такие стихи Давыдова, как
А глядишь: наш Мирабо
Старого Таврило
За измятое жабо
Хлещет в ус да в рыло, -
внесли в поговорку27.
Для освещения военных действий в 1812г. Н. И. Греч основал журнал, в первом номере которого была помещена «Солдатская песня» Ив. Кованько:
Хоть Москва в руках французов:
Это право не беда!
Наш фельдмаршал князь Кутузов
Их на смерть впустил туда.
Переломным моментом в войне с французами за освобождение Москвы, а затем всей России была Бородинская битва, оставившая глубокий след в русской душе, искусстве, народном творчестве. Вот как очевидцы описывают день перед схваткой.
Накануне битвы в русском лагере царствовало глубочайшее молчание; сердца всех горели пламенной религиозностью и патриотическим чувством; войско провело ночь в молитве и надело чистые сорочки. Утром священники окропи ли святой водой 100 тыс. человек и пронесли по рядам чудотворную икону Смоленской Божьей Матери. Над головой Кутузова парил орел, и войско громким криком приветствовало этого предвестника победы. И вот воспоминания об увиденном после боя.
Очевидец Брандт: «Большой редут и его окрестности представляли зрелище, превосходившее все ужасы, какие только можно себе вообразить. Откосы, рвы, внутренность укрепления исчезли под кучею мертвых и умирающих, наваленных друг на друга в шесть или восемь рядов».
Кутузов отступал в отличном порядке, донося Александру, что войско стояло твердо, но что понесло большие потери.
Национальный триумф, пережитый всей Россией в 1812г., блистательные победы русского оружия, освободившего от нашествия Наполеона не только Россию, но и народы Европы, вызвали необычайный подъем национального самосознания русского народа28. Эти факторы, в свою очередь, способствовали возникновению исключительного интереса к проблеме самобытности культуры, выдвинули в качестве первоочередного вопрос о необходимости развития русской культуры на народно-национальной основе. В центре внимания деятелей культуры России, ее ведущих писателей, журналистов оказались проблемы их отношения к истории народа, к его языку и поэзии.
«Со времени возвращения домой русских войск, — говорит Н. Тургенев, — начали распространяться в России так называемые либеральные идеи. Независимо от регулярных войск, значительные массы ополчения также были за границей; ополченцы, по мере возвращения в отечество, отправлялись на родину и там рассказывали о том, что видели в Европе. Сами события говорили громче всякого человеческого голоса. Это было настоящей пропагандой». Это повлекло за собой обостренные дискуссии по многим вопросам, касавшимся прежде всего жизни народа, тяжкого бремени крепостничества, дальнейшего политического устройства России. Иными словами, в недрах общественной и культурной жизни того времени вызревали идеи декабризма, которые явились программой первого этапа освободительного движения в России.
2.3.Живопись и скульптура.
Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.
Ярким представителем романтизма в живописи был О.А. Кипренский, кисти которого принадлежат несколько замечательных картин. Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А.С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа.
Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Он тоже написал портрет А.С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. Чаще всего В. А. Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др.).
Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А.А. Иванова «Явление Христа народу».
В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов. Он посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил П.А. Федотов. Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др.). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе.
На рубеже XVIII—XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И. П. Мартос создал первый в Москве памятник — К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. По проекту А.А. Монферрана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б. И. Орловскому принадлежат памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге. П.К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Николая I. Ф.П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812г.
Становление и дальнейшее развитие романтизма в русской культуре получило в творчестве портретистов. Их романтизм чуждался пафоса гражданственности и выражал растущее самосознание личности. В произведениях О.А. Кипренского, запечатлевших человека в состоянии внутреннего подъема, воодушевления и лирически-камерных работах В.А. Тропинина утверждались естественность характера и свобода чувств частного человека. Автор бравурных парадных портретов К. П. Брюллов в поздних интимных портретах дожигает глубины психологического анализа. В его творчестве устанавливаются прочные связи русского искусства с искусством Запада.
Важную роль в формировании национальных художников сыграло Училище живописи, ваяния и зодчества, открытое в Москве в 1842г.
Нарастающий интерес к национальным, народным мотивам преломился в возвышенно-идиллических либо непосредственно-характерных образах, созданных Венециановым и живописцами венецианской школы. Эти художники сделали темой искусства мир, окружающий человека в его обычной жизни. Представление романтиков о человеке как герое исторической драмы воплощалось в больших картинах, становившихся явлениями духовной жизни общества («Последний день Помпеи» Брюллова, «Явление Христа народу» А.А. Иванова — воспитанника Академии художеств, почти всю жизнь посвятившего этой одной картине).
В период романтизма переживает подъем искусство пейзажа, тяготеющее к эмоциональному образу, к передаче цветового и пространственного единства живой среды, одухотворенной присутствием человека. Эти поиски отразились в проникнутых ощущением безмятежного счастья лирических итальянских картинах С.Ф. Щедрина. Пленэрные тенденции сказались также в живописи М.И. Лебедева и наиболее сильно — в пейзажах Иванова, стремившегося к созданию величественной и цельной картины мира. Однако к середине XIX в. в пейзаже возобладал романтический академизм с его тяготением к внешним эффектам (М.Н. Воробьев и др.).
К этому времени главную роль в искусстве стала играть жанровая живопись. Ее мастера обратились к конкретным событиям жизни, восприняв критические тенденции и чувство характерного, сложившиеся к тому времени в сатирической графике (А.А. Агин, Е.Е. Вернадский, создавшие альбомы гоголевских типов).
Мастером бытовой живописи был Павел Андреевич Федотов. С его холстов «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» глядят на нас типичнейшие персонажи прошлой России.
Изображая жизнь крестьян, солдат, мелких чиновников, Федотов обличает пороки крепостнической России, содействует развитию демократических настроений. Картины художника оригинальны по замыслу, глубине содержания.
Алексей Гаврилович Венецианов, художник из крепостных, олицетворяет собой начало реалистического направления в русском живописном искусстве, причем в жанрах портрета, пейзажа и бытовых сцен. Достаточно глубокий художественный пласт, корнями своими уходящий в народное творчество и в «высокое» искусство, представляет собой, так называемый примитив в живописи. Мастера примитива могли многое сказать своим зрителям. Именно этим, по-видимому, объясняется все возрастающий интерес к примитиву в наше время.
Местом бытования такого искусства был губернский и уездный город, а также дворянская усадьба. Здесь в большом количестве писались портреты, которые подкупают нас своей непосредственностью, терпеливым вниманием к изображаемой модели. Перед нами как бы неторопливый рассказ, в котором все, даже самые мелкие детали: пуговицы, ожерелье, письмо, книга или цветок в руке — служат раскрытию какой-то очень важной мысли. Таковы «Портрет тверской крестьянки с жемчужной поднизью» и «Слепец с поводырем». Обе картины неизвестного художника. Датируются первой половиной XIX в. С большим мастерством выполнен портрет В.Н. Баснина (1821) художником Михаилом Васильевым.
Особая сфера примитива — дворянские альбомы XVIII — первой половины XIX в., или, как их тогда называли, «картинные книги». Выполнявшиеся для круга близких друзей и знакомых, они открывают нам удивительно поэтичный мир дворянской жизни времени романтизма.