К примитиву относится и лубок — дешевые раскрашенные картинки на бумаге, которые можно было встретить практически в каждом небогатом доме. Очень выразительные и лаконичные по языку, проникнутые юмором, они были чрезвычайно популярны в народе.
Достаточно спорным остается вопрос о примитиве в иконописи. Здесь, пожалуй, больше вопросов, чем ответов.
В отличие от живописи, где господствовал романтизм, развивались реалистические тенденции, направление классицизма стало одной из вершин в развитии русской скульптуры, воплотившей в лирических и героико-драматических мотивах представление о гармоническом, прекрасном человеке (работы И.П. Прокофьева, М.И. Козловского и др.). Глубиной и благородством запечатленных чувств характеризуются мраморные и бронзовые надгробия, созданные Ф.Г. Гордеевым и И.П. Мартосом. Скульптура (в частности, рельеф и статуарные композиции), соотнесенная с плоскостью стены, нашла широкое применение в архитектуре, особенно в первой трети XIX в. (работы Ф.Ф. Щедрина, В.И. Демута - Малиновского, С.С. Пименова и др.). Важное место в ансамблях русских городов заняла монументальная скульптура, проникнутая возвышенным героическим содержанием (памятники Петербурге и Москве работы Э, М. Фальконе, М. И. Козловеого, Б.И. Орловского).
2.4. Музыка.
В первой половине XIX в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра — русскою романса (А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев).
Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М. И. Глинка. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя» по либретто Н. В. Кукольника, «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А. С. Пушкина заложили основы русского оперного искусства. Кроме опер, М. И. Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. Он был родоначальником всех основных жанров национальной классической музыки.
Реалист и новатор А. С. Даргомыжский вводил в свои произведения бытовые сюжеты и народные песенные мелодии, удачно развивал приемы и средства музыкальной выразительности в операх «Русалка» и «Каменный гость». Крупным представителем романтического направления в музыке был композитор А. Н. Верстовский (опера «Аскольдова могила»),
Родоначальником национальной русской музыки считается Михаил Иванович Глинка (1804—1857). Великий композитор говорил: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». В его романсах, симфониях, операх «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», написанной по одноименной поэме Пушкина, постоянно присутствуют народные мелодии.
Творчество М.И. Глинки открывает эпоху высокого классического расцвета русской музыки. Глубина и богатство реалистического постижения мира соединяются в его произведениях с идеальным совершенством формы, гармонической ясностью и законченностью художественного воплощения. Благодаря Глинке русская музыкальная школа стала одной из ведущих национальных школ европейской музыки. Глинка отразил разнообразные стороны отечественной действительности в различных музыкальных жанрах. Центральное место в его наследии занимают две оперы: «Иван Сусанин» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842), отличающиеся яркой национальной типичностью образов, величием и монументальностью замысла. Глинка был также замечательным мастером симфонического жанра, его «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры», «Арагонская Хота» (1845), «Ночь в Мадриде» (1851) и другие оркестровые сочинения явились основой русского национального симфонизма. На истории создания одной из опер Глинки «Иван Сусанин», видимо, стоит остановиться особо. Жуковский предложил Глинке взять в основу оперы правдивый эпизод русско-польской войны 1612г. - подвиг Ивана Сусанина65. Глинка вспомнил, что еще юношей читал «Думу» Рылеева об Иване Сусанине — одно из значительнейших произведений казненного поэта-декабриста, самое имя которого теперь стало запретным. Не прошло и года, как Глинка написал оперу и приступил к ее постановке на сцене. Но театральной дирекции показалось мало «верноподаннических речений», коими изобиловал розеновский) текст оперы, написанный бароном Розеном, немцем по происхождению. — Т. Г.). Любовь к царю следовало выразить и в самом названии — и вот опера, названная Глинкой именем Ивана Сусанина, крестьянина-героя, получила название «Жизнь Царя» 66 27 ноября 1836 г., в день открытия заново отделанного Большого театра, состоялось первое представление оперы. На нем присутствовал Пушкин. Восторженная рецензия на оперу, написанная Гоголем, была опубликована вскоре в пушкинском «Современнике».
Многообразный мир душевных переживаний человека получил отражение в романсах Глинки. Среди них особенна, выделяются глубокой поэтической проникновенностью и тонкостью отделки романсы на стихи А. С. Пушкина.
Развитие и углубление принципов реализма и народности, насыщенность произведений большим социальным содержанием характерны для музыкального творчества А.С. Даргомыжского (1813—1869). Его музыка по идейной направленности и средствам выражения тесно связана с последующим творчеством композиторов «Могучей кучки», особенно М. П. Мусоргского.
Даргомыжский, создавший оперу-балет «Торжество вакха», явился поистине новатором в русской оперно-классической музыке.
Есть в отечественной истории счастливые фамилии, оставившие после себя целые оазисы культуры, таковыми были Львовы. Из них самая блистательная судьба, свет которой нетрудно различить и на нынешней звездной карте России, отпущена была Николаю Александровичу Львову (1751—1803) и Алексею Федоровичу Львову (1798—1870). Первый — литератор круга Державина, Капниста, Хвостова, музыкант и этнограф, собиравший русские народные песни. По профессии — архитектор. В Гатчине (под Петербургом) сохранилось его фантастическое здание — Приоратский дворец, стены которого сделаны из обычного грунта — из земли. Подобной инженерной смелости не знали ни Европа, ни Америка. Это рукотворное чудо не смогли разрушить ни время, ни фашистские фугаски.
Алексей Федорович получил домашнее воспитание. Затем учился в Институте инженеров путей сообщения, по окончании которого был произведен офицером. Службу начал у А.А. Аракчеева в военных поселениях. Щедрость Божьего дара блеснула и во Львове-инженере. «Львов построил не мое а перекинул через овраг свой легкий смычок», — обронил Николай I, проезжая по спроектированному Алексеем Федоровичем сооружению.
Зная музыкальные способности своего «подчиненного Николай I как человеку верному и единомышленнику поручил Львову попробовать написать Государственный гимн. Уместно заметить, что тогда во многих странах Европы гимном служил английский, по преданию, сочиненный Генделем (англичане доказывают, что не Генделем, а Генри Кери) — «Соdsеауе thе king». Это был своеобразный «Интернационал» государей Англии, Пруссии, Швеции и России. Даже текст один и тот же. В России пели кальку с английского: «Боже, царя храни, славному долги дни дай на земле!», принадлежавшую перу В.А. Жуковского. В 30-е годы XIX в. ощутилась потребность в создании национально окрашенной мелодии и слов, ведь именно в те годы родилась и «проводилась в жизнь» знаменитая уваровская формула: «самодержавие, 'православие, народность».
Жуковский по просьбе Львова написал новые слова. 23 ноября 1833г., когда впервые прозвучала «Молитва русского народа» - так первоначально называлось творение А. Ф. Львова, — можно считать днем рождения русского национального гимна. Государь сердечно поблагодарил своего подданного: «Спасибо, прелестно, ты совершенно понял меня». За два года до реформы, в 1859г., Львов освободил крестьянсвоего имения Костино, подарив им и землю. Причем не самоустранился от судеб своих крестьян, но участвовал в судьбе каждого и денег не жалел на это. Умер композитор 16 декабря 1870г. в своем имении Романи близ Ковно67.
Творение же его продолжало жить, вернее, претерпев при этом труднообъяснимые метаморфозы, это полузабытое национальное культурное сокровище вернулось в нашу жизнь, но уже в партитуре Петра Ильича Чайковского. Накануне войны на Балканах, во времена особого подъема русского патриотизма, П. И. Чайковский написав «Славянский марш». В финале увертюры звучал гимн Алексея Федоровича Львова. По воспоминаниям очевидцев, марш вызвал бурю аплодисментов, его заставили повторить, и «это была одна из самых волнующих минут в 1876 году».
2.5.Архитектура и градостроительство.
Русская архитектура первой половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Характерная черта — создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге, в котором многие кварталы поражают своим единством и гармоничностью. По проекту А. Д. Захарова было воздвигнуто здание Адмиралтейства. От него разошлись лучи петербургских проспектов. Стрелку Васильевского острова украсило здание Биржи и ростральные колонны (архитектор Т. де Томон). Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А. Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту А.А. Монферрана был создан Исаакневский собор — самое высокое здание России того времени. К.И. Росси закончил формирование петербургских ансамблей зданиями Сената, Синода, Александрийского театра и Михайловского дворца. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.
Сгоревшая в 1812г. Москва тоже отстраивалась в традициях классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. О.И. Бове оформил ансамбль Театральной площади, возведя здания Малого и Большого театров. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета (перестроенными Д. И. Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор О. И. Бове). Грандиозное здание Манежа было построено в честь пятилетия победы над Наполеоном и для смотра войск, возвращавшихся в 1817г. из заграничного похода. В дальнейшем это здание использовалось для проведения парадов, для сельскохозяйственных и этнографических выставок, музыкальных концертов.