В X в. ответ на этот вопрос попытался дать известный мусульманский богослов алъ-Ашари. Он утверждал, что Аллах сотворил человека со всеми его будущими поступками и что человек только воображает, будто он имеет свободу воли и свободу выбора. Сторонники этой позиции составили религиозно-правовую школу шафиитов. Другие известные богословы аль-Матуриди и Абу Ханифа утверждали, что человек обладает свободой воли, а Аллах помогает ему в хороших делах и покидает в плохих. Такую точку зрения разделяют ханифиты.
Вопрос о свободе воли не был единственным спорным вопросом в исламе. Уже в VII в. возникли три основных направления в исламе, существующие и поныне. Основой деления послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти. Хараждиты утверждали, что главой религиозной общины мог быть любой правоверный мусульманин, избранный данной общиной. Согласно концепции суннитов, между религиозной общиной и будущим главой государства — тхалифом — должен быть заключен особый договор, а сам халиф должен удовлетворять следующим условиям: иметь звание богослова-законоведа высшего ранга, быть родом из племени курейшитов (к этому племени принадлежал и сам Мухаммед), быть справедливым, мудрым, здоровым и заботиться о своих подданных. Шииты полагали, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу и поэтому может переходить по наследству только к прямым наследникам Мухаммеда.
На рубеже VII—VIII вв. в исламе сложилось еще одно течение — суфизм, которое окончательно оформилось к XII в. Это течение носило аскетическомистический характер, и его последователей называли факирами, или дервишами. Они осуждали богатство, провозглашали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с богом и разработали учение о постепенном познании бога и слиянии с ним через мистическую любовь и интуитивные божественные озарения.
Основные положения ислама изложены в главной священной книге мусульман — Коране (от араб, куран — чтение).
Основу его составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками (известно, что пророк не умел ни читать, ни писать, и его речи-откровения первоначально записывались его сподвижниками даже на пальмовых листьях и камнях). Ученики Мухаммеда также выучивали их наизусть и декламировали наподобие старинной арабской поэзии. Коран написан рифмованной прозой и ритмическими предложениями; арабисты считают рифму изысканной, а ритм — четким.
Все изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, относят к числу откровений, все прочие к числу преданий. Полный текст Корана был собран уже после смерти Мухаммеда, а затем, в середине VII в., при халифе Османе, который был сподвижником и зятем Мухаммеда, этот текст был объявлен каноническим. Вскоре были составлены и комментарии к Корану.
В Средние века было немало людей, которые знали Коран наизусть. Коран было запрещено переводить с арабского на другие языки, и именно на Коране было основано обучение арабскому языку. Исламизация предполагала непременное чтение и знание этой великой книги, что приводило к распространению арабского языка. Арабизация в Средние века была одним из важнейших элементов создания мусульманской культуры.
Таким образом, роль арабского языка в становлении культуры Арабского Востока огромна: наряду с исламом он быт мощным фактором, объединяющим все арабские страны
Принято считать, что классический литературный арабский язык сложился в эпоху Раннего Средневековья на базе староарабской поэзии и Корана.
Арабская письменность расценивается арабами как величайшая культлрная ценность, а ее авторство приписывается легендарному родоначальнику арабов — Исмаилу.
Уже в Раннее Средневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, они ценили устное слово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. У каждого племени Аравии был свой поэт, восхваляющий своих соплеменников и клеймивший врагов. Поэт пользовался ритмизованной прозой, ритмов было множество. Полагают, что они родились в верблюжьем седле, когда бедуин пел в пути, приноравливаясь к ходу своего «корабля пустыни».
В первые века ислама искусство рифмовать становится вбольших городах придворным ремеслом. Поэты выступалии как литературоведы. В VIII—X вв. были записаны многиепроизведения доисламской арабской устной поэзии. Так, в IX в. были составленыдва сборника «Хамаса» («Песни доблести»), в которые вошли стихотворения более500 староарабских поэтов. В X в. писателем, ученым, музыкантом Абу-ль-ФараджАль-Исфахани была составлена многотомная антология «Китаб ал-Агани» («Книгапесен»), включающая произведения и биографии поэтов, а также сведения окомпозиторах, исполнителях.
Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти совсем не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к ясновидению.
Поэтому не обо всех великих поэтах Арабского Востока сохранились полные и достоверные сведения.
Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между 747—762 — между 813—815), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и ветреность. он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов.
Абу ль-Атахия искал опору в аскетизме и вере. Его перу принадлежат нравственные стихи о суетности всего земного и несправедливости жизни. Отрешенность от мира давалась ему нелегко, об этом свидетельствует его прозвище - «не знающий чувства меры».
Жизнь Аль-Мутанабби прошла в бесконечных скитаниях. Он был честолюбив и горд, и то восхвалял в своих стихах владык Сирии, Египта, Ирана, то ссорился с ними. Многие его стихи стали афоризмами, превратились в песни и пословицы.
Творчество Абу-ль-Ала аль Маари (973—1057/58) из Сирии считают вершиной арабской средневековой поэзии, и великолепным итогом синтеза сложной и пестрой культуры арабо-мусульманской истории. Известно, что в четырехлетнем возрасте он перенес оспу и ослеп, однако это не помешало ему Коран, богословие, мусульманские право, староарабские предания и современную поэзию. Он знал также греческую философию, математику, астрономию, в юности много путешествовал, и в его стихах чувствуется колоссальная эрудиция. Он был искателем истины и справедливости, и в его лирике есть несколько отчетливо доминирующих тем: тайна жизни и смерти, порочность человека и общества, присутствие в мире зла и страдания, что было, по его мнению, неизбежным законом бытия (книга лирики «Обязательность необязательного», «Послание о прощении», «Послание об ангелах»). В X—XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы, горожане. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был - дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи.
Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048—1122), персидскому поэту, ученому, его стихи — философские, гедонические и вольнодумные рубаи.
В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.
Востоковеды считают, что расцвет арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом приходится на VIII—IX вв.: в этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С XII в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки. Обычной практикой стало публичное сожжение книг. Основные научные достижения арабских ученых относятся, таким образом, ко времени Раннего Средневековья.
Значителен был вклад арабов в математическую науку. Живший в X в. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу.
Поэт, ученый Омар Хайям написал «Алгебру» — выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский.
Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.
Больших успехов достигла медицина - она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Арабскую средневековую медицину прославил Ибн-Сина — Авиценна (980—1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки». Много веков этот труд был для врачей обязательным руководством. Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.