Несвижский замок, резиденция местных Радзивиллов, в свое время являлся и богатым культурным центром, средоточием средневекового искусства. Здесь размещалась библиотека на 20 тысяч томов, где хранились также редкие рукописи и старопечатные издания, портретная и картинная галереи, насчитывавшие более тысячи полотен, богатая коллекция европейского, арабского, японского и китайского оружия, а также знаменитые слуцкие пояса, кореличские и несвижские шпалеры, большая коллекция монет и медалей, роскошная мебель и др.
В начале XVII в. в Любче (Гродненская обл.) на берегу Немана построен дворцово-замковый комплекс Радзивиллов. С трех сторон его территорию окружал оборонительный ров, с четвертой - воды реки. Согласно документам XVII в. в Любчанском замке было четыре башни (сохранились две), дворец (не сохранился). В главной башне, въездной, лишь верхний из четырех этажей был приспособлен к обороне и имел бойницы. Остальные этажи с просторными окнами использовались под жилье и вспомогательные помещения. Только через арку въезда в башне можно было попасть во внутренний двор. Такой прием замкнутой пространственной композиции был типичным для многих дворцово-замковых ансамблей XVI-XVII вв.
В XVIII в. в Беларуси формируется новый тип дворцового здания в виде открытой композиции, увязанной с окружающей природой. Обычно дворец располагался между парадным двором и большим садом-парком. От въездных ворот главную ось архитектурной композиции всего дворцового комплекса продолжала обсаженная деревьями дорога, а со стороны парка - широкая аллея. При создании пышных магнатских резиденций зодчие того времени использовали художественно-композиционные средства архитектуры позднего барокко или рококо. Во 2-й половине XVIII в. в дворцовом строительстве на смену барокко приходит классицизм, который окончательно утвердился в конце столетия.
3. Монументальная и станковая живопись, иконописные школы XVI – XVIII ст.
В станковой и монументальной живописи конца XVI – XVIIIст. столетий наблюдается переплетение разных черт: готики, ренессанса, маньеризма и барокко.
Для живописи начиная с XVIIв. характерно развитие церковных монументально-декоративных росписей. Достигается большое синтетическое единство росписей с архитектурой (церковь Петропавловского монастыря в Минске, в которой, в отличие от католических костелов, живопись покрывает и стены и столбы). Особенностью стиля этих росписей является связь с традициями и приемами народного искусства. В XVIIIв. декоративная живопись становится одним из важнейших наряду со скульптурой элементов художественного оформления культовых сооружений стиля барокко. В XVIII в. создавались и чрезвычайно богатые, живописные по своему характеру резные иконостасы со скульптурными изображениями святых и растительным орнаментом. Интересна и деревянная скульптура («Распятие» из Художественного музея в Минске работы резчика Казимира Круповича).
Иконопись в это время также переживает значительные изменения. Православные, чтобы отмежеваться то униатства обращаются к старовизантийскому письму. Одновременно проявляется стремление дать психологическую характеристику библейским персонажам («Троица старозаветная» из д.Достоево Брестской области, 1-я половина XVII века). Фоны икон этого периода богато украшались орнаментом. Многие иконы писались с местными особенностями. Зачастую иконы напоминали жанровые сцены, в них появляется пейзаж, изображения животных, интерьер. С середины XVII века в Беларуси формируется несколько иконописных школ: брестская, могилёвская, витебская, гродненская, истоки которых лежат в общественно-политическом, экономическом и конфессиональном развитии этих территорий.
В станковой живописи XVII века важное место занимает портрет. Сложилось несколько типов портрета: парадный, репрезентативный, рыцарский, погребальный. Дальнейшее развитие получил сарматский (парадный) портрет. Крупные магнаты, шляхта хотели видеть всю галерею родственников. Чем древнее был род, тем почётнее. Иногда художникам заказывали портреты несуществующих знатных предков.
В портрете XVII века важную роль играла не только написанная особа, но и обстановка вокруг, которая иногда имела символический или аллегорический смысл. Портреты писали как местные, так и иностранные живописцы, которых было достаточно в Речи Посполитой.
Сарматский портрет мало изменился, т.к. он подчинялся строгим канонам: фигура должна изображаться в рост, реже – погрудно или поколенно, в парадной одежде с атрибутами власти, под изображением помещалась длинная подпись («Портрет Гризельды Сапеги», «Портрет Елизаветы Радзивилл», «Портрет Кшиштофа Веселовского»). Авторы большинства портретов нам не известны. И всё-таки несколько имён художников того времени мы знаем:Бартоломей Стробель, Иоганн Шрётер.
Высокого художественного уровня достигает живопись XVIII в. Преобладающим остаётся стиль барокко, влияние рококо и классицизма было незначительным.
Монументальная роспись преобладала при оформлении костёлов, униатских и православных храмов. Роспись храмовв XVIII веке не подчинялась строгим канонам, как ранее, библейский сюжет трактовался вольно, включались и исторические сцены (росписи Кармелитского костёла в Мстиславле, росписи Кармелитского костёла св. Станислава в Могилёве. По барочному символичны с многочисленным количеством символических фигур росписи иезуисткого костёла Божьего Тела в Несвиже). Эти росписи занимают почётное место в истории белорусской культуры.
Иконопись являлась средством борьбы за сохранение национальной культуры православных. Поэтому иконы писались на старинный манер: плоскостное письмо, упрощённые фигуры ит.д., но добавляются бытовые предметы, которые превращают икону в произведение народно-примитивного смысла.
Белорусский портрет XVIII века продолжал развиваться в рамках сарматского портрета, который к тому времени смотрелся как архаизм.
Приглашённые магнатами западноевропейские живописцы писали заказные портреты парадного типа. К ним относятся знаменитый портрет Михаила Казимира Огинского – высокообразованного человека, мецената, музыканта, знатока искусства, основателя оперного театра в Слониме. Огинский показан в полный рост, в довольно театральной позе, в ярком кафтане, выделяющемся на тёмном фоне, при ордене Белого орла. Это парадное изображение представляет нам волевого и уверенного человека.
4. Усиление полонизации на белорусских землях. Общественно-политическая мысль и её представители: К. Лыщинский, И. Каниевич, С. Полоцкий
В соответствии с Люблинской унией 1569 года Польское Королевство и Великое княжество Литовское объединялись в одно государство - Речь Посполитую. Единого государя предполагалось избирать на общем сейме, провозглашая его Королем Польским, Великим князем Литовским, Русским, Прусским, Мазовецким, Жемойтским, Киевским, Волынским, Подляшским и Инфлянтским. Отдельное избрание Великого князя Литовского прекращалось. Права поляков в княжестве и жителей княжества в Польше уравнивались. Для обсуждения общегосударственных дел предусматривались общие сеймы. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала. Оно сохранило свое войско, судебную систему, административный аппарат, печать с Погоней. Обе части Речи Посполитой имели самостоятельные названия и до конца XVII в. - государственные языки. В княжестве таковым был белорусский.
В результате Люблинской унии Польша получила большие возможности для проведения великодержавной политики в отношении населения Великого княжества. Политика Речи Посполитой по насаждению на белорусских землях католицизма и проведению полонизации дополнили дифференциацию белорусского общества этнорелигиозной дезинтеграцией. Полонизаторские процессы привели к отрыву от белорусской этнической общности ее интеллигенции, высших слоев, чем затруднили процесс формирования и развития единого народа. Противодействовать этим явлениям было трудно. Сенат Речи Посполитой состоял преимущественно из польских представителей. В сейме, где из ста восьмидесяти послов только сорок шесть приходилось на Великое княжество, из них на белорусские поветы - тридцать четыре.
Наряду с политическими ограничениями белорусская шляхта почувствовала и экономические ограничения. Она не могла получать земли в тех регионах, что были присоединены к Польше. Польская же шляхта стала активно пользоваться правом приобретения имений в княжестве. Все это явилось основой сепаратистских и даже антипольских настроений в Беларуси в 70 - 90 гг. XVI в. Было немало сторонников разрыва союза с Польшей, которые вели борьбу за независимость своего государства. В этот период регулярно созывало свои сеймы ВКЛ. В 1581 г. была создан высшая инстанция - Трибунал, а принятие в 1588 г. своего свода законов - Статута - по существу сводило на нет некоторые положения Люблинской унии.
Во второй половине XVII - XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVII в. его использование как официального и письменного языка было запрещено. Постановлением сейма в 1696г. все переводилось на польский язык. С XVII в. книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 г. Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти.