Смекни!
smekni.com

Культура Возрождения (стр. 2 из 2)

Различные виды декоративного искусства, а также моды обретают особую, по-своему картинную живописность. Среди орнаментов особо важную смысловую роль играет гротеск – это вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастичного, правдоподобия и карикатуры. В таком орнаменте сочетаются декоративные и изобразительные мотивы – растения, животные, человеческие формы, маски.

В литературе любовь к латыни как к универсальному языку гуманистической учености соседствует со стилистическим совершенствованием национальных народных языков. Городская новелла (малый повествовательный жанр) и плутовской роман (одна из ранних форм европейского романа, повествует о похождениях ловкого авантюриста) наиболее ярко выражают живой и задорный универсализм ренессанской личности, которая как бы везде на своем месте. Характерна для эпохи так же и героическая поэма, сатирическая поэзия и проза. Образ мудрого шута обретает теперь центральное значение. Разнообразна любовная лирика, пастораль (жанр, тематически нацеленный на литературно-стилизованное изображение природной жизни).

В театре на фоне бурного развития разных форм драмы выделяются пышные придворные феерии и городские празднества.

Уже в период Раннего Возрождения достигает расцвета музыкальная полифония строгого стиля. Усложняются композиционные приемы, порождая ранние формы оперы, увертюры, сюиты, сонаты. Профессиональная светская музыкальная культура, тесно связанная с фольклором, играет все большую роль наряду с религиозной. Светская музыка Возрождения была представлена различными жанрами: мадригалами (небольшое музыкально-лирическое произведение любовного содержания), песнями, канцонами (многоголосая песня на текст лирического стихотворения о рыцарской любви). Музыка теперь стала звучать не на латинском, а на родном языке. В эпоху Возрождения инструментальная музыка стала самостоятельным искусством. Среди музыкальных инструментов особой популярностью пользуются орган, клавесин, виола, различные виды флейт, а в конце 16 века – скрипка. Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории (музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения) и оперы (музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки). Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка звучала в оперном театре. Во Флоренции в конце 16 века стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты. Они стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлению, характеру античной драмы. Сменяющее Возрождение барокко (причудливый, вычурный стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века) плотно сопряжено с последними его фазами. Ряд ключевых фигур европейской культуры, в том числе Сервантес и Шекспир, принадлежат в этом отношении, как Ренессансу, так и барокко.

5. ИТОГИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Ренессанс представляет собой первую культурную форму регенерации времени, сознательно выражающей идею обновления. На эпоху Ренессанса можно также взглянуть как на великую цельную попытку начать историю заново, на акт обновления начала, регенерацию социального времени. В целом можно сказать, что именно в ренессансной культуре была выработана идея о безграничном могуществе человека, о его неограниченных возможностях.

Последний период Возрождения (16-начало 17 вв.) знаменуется началом общеевропейской религиозной революции – Реформации. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией и институтом духовенства, отвергали каноны католического богослужения, не признавали права церкви на земельные богатства. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии 1524-1526 годов, Нидерландская и английская революции. В узком смысле Реформация – преобразование христианства в протестантском духе.

Но мысль Реформации не была единственным итогом Возрождения. Натурфилософия развивается, приближаясь к будущему новому естествознанию введением нового метода изучения натуры «из своих собственных принципов». Создаются яркие утопические мифы о совершенном обществе. Закладываются основы современной социологии. Создаются теории правового государства, веротерпимости и суверенитета, начинается эпоха современной юридической мысли. Все это говорит о подспудных поисках философской методологии, которую найдет следующее поколение мыслителей. Исторический драматизм этого века и его разочарование в гуманистической программе в известной мере стимулировал возвращение к собственно философским установкам. Таким образом, 16 век можно парадоксально назвать периодом плодотворного распада философии Возрождения и высвобождения из нее жизнеспособных и адекватных времени моделей мышления.

В целом же эпоха Возрождения не слишком благоприятствовала философии, но для культурного поворота Европы к новому времени интуиции и схемы мысли, опробованные в ходе Возрождения, имели колоссальное значение.


Список используемой литературы:

1. Роттенберг Е.И. Искусство Италии 16 века. Москва, 1966г.

2. Всеобщая история архитектуры. Москва, 1967. Т. 5.

3. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. Москва, 1979г.

4. Браткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. Москва, 1995г.

5. Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. Москва, 1978 г.

6. Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины 14 – первой половины 15 вв. Москва, 1977 г.