Смекни!
smekni.com

"Звезды" немого кино и русская мода 1910-х годов (стр. 5 из 6)

Многие актеры, начинавшие сниматься в кино, чувствовали себя перед кинокамерой стесненно, Мозжухин, по словам современников, словно не замечал ни камеры, ни оператора. В салонных драмах он впечатлял умением одними глазами передать «бездну страданий одинокой души»[24], как писал по поводу «Женщины завтрашнего дня» рецензент «Проэктора». Мозжухин, словно, меняет маски, но как будто остается самим собой. Повсюду его пронзительный, направленный то ли внутрь себя, то ли внутрь зрителя взгляд. Как уже позже напишут о нем французы: «Мозжухин себя знает. Мозжухин поражает. Колин в десяти ролях может быть десятью разными людьми. Мозжухин в десяти ролях всегда Мозжухин». Маски никогда не прирастают к этому человеку. В России у Мозжухина было все: слава, деньги, любовь красивейшие женщины. Интересный факт: по сведениям некоторых источников, в жизни Иван Ильич был неброским, а на экране его лицо становилось выразительным, подвижным, поражающим всех своим обаянием в таких мужчин женщины влюбляются на всю жизнь. Их цепляла его харизма, манера общения, его известность, наконец. Как признавался один репортер, который пришел брать интервью у Мозжухина уже в Голливуде – этот человек, поднявшийся на Олимп европейского кино, не растерял драгоценных традиций русской интеллигенции в океане славы»[25]. Догадываюсь, что ему было очень тяжело сохранить самого себя, не поддаться искушению загордиться.

Мозжухин сыграл до революции в 70 фильмах. С особой яркостью его талант проявляется в сотрудничестве с режиссером Яковым Протазановым. Значительные роли из экранизаций русской классики и техника внутренней экспрессии способствуют тому, что Мозжухин оказывается на несколько ступеней выше киноактеров своего времени, которые в кадре заламывают руки и бурно выражают свои эмоции. Картина Протазанова «Пиковая дама», 1916 года полна неожиданных по тем временам приемов: воспоминаний, видений героев, подобных «потоку сознания». То было этапное произведение русского раннего кинематографа, по культуре режиссуры, мастерству съемок и актерской игре свободно выдерживающее сравнение с любым зарубежным боевиком той поры. Мозжухин показал Германа с характером «демонически-эгоистическим», показал как личность страстную, сильную, но погубленную духом стяжательства. Мозжухин в роли Германа словно прячет свой лоск «короля экрана», и гармонично дополняет общую атмосферу мистицизма, таинственности происходящего. «Пиковая дама» появляется в годы первой мировой войны, когда возрождается интерес к мистике и формируется особое отношение к действительности как к абсурду.

В искусстве зарождаются мотивы «черного юмора». Зрителей и специалистов тех лет поразило умение актера без слов – жестом, взглядом, точно рассчитанной паузой, живой мимикой передать непростой внутренний мир человека, решившего разом покончить с бедностью и бесперспективностью и оказавшегося в тупике своего безумия. Мозжухина любили миллионы, своей игрой он зачаровывал и заставлял любоваться своим величием. Он создал образ идеального мужчины, всегда хорош одет. Многие мужчины бы быть похожими на «короля экрана». Влияние на повседневность и моду – это одна из главных составляющих «актерского мира». В этот период в мужской моде утверждается визитка – черный жакет со скошенными полами и брюки серые в черную полоску. Кроме того, появляются костюмы-тройки – шерстяные, летом – льняные, а в жаркое время года – из шелка-чесучи. Шерстяные костюмы могли быть коричневыми, черными или серыми, а летние – бежевыми, белыми или светло-серыми. Далее мужская мода в отношении костюмов изменялась стремительно: из костюма то исчезали брюки, то меняли свою форму и сам пиджак, и брюки. Последние в 20-х годах XX века вообще были укорочены и имели длину чуть ниже колена. А дальше вереница разнообразия: френчи 40-х, твидовые костюмы 60-х, брюки-клеш 70-х.[26]

Все рубашки в Росси имели крахмальные воротник и манжеты, которые были отдельными от собственно рубашки, пристегивались к ней и отдельно стирались и крахмалились. Отличительной чертой русского мужского стиля этого периода была мода на косоворотки. Косоворотки были льняными, ситцевыми и шелковыми. Летним головным убором была шляпа – канотье, зимой носили «боярские» шапки и так называемые «пирожки» из каракуля или бобра. Мужчины носили меховые шубы крытые сукном, с бобровым или каракулевым воротником. Одеваясь так же, как звезды люди хотели быть ближе к этой красивой «экранной жизни». Современная мужская одежда парадоксальна: она однообразна и занимательна одновременно. Самое малое, последние сто лет она хранит верность консерватизму и сопротивляется новациям, хотя периодически и предпринимаются попытки «революции павлинов».

Проницательные комментаторы справедливо выводили успех мозжухинских фильмов из общей моды на русское искусство, возникшей на Западе, хотя на самом деле художественные достоинства отечественной кинопродукции имели весьма отдаленное отношение к искусству. Все картины с участием Мозжухина были приготовлены ко вкусам американской публики: сокращены до минимума, снабжены громкими названиями; во-вторых, около имени Мозжухина стала создаваться самая невероятная шумиха, были пущены в ход всевозможные средства рекламы. Чего только не писали в газетах о «русском короле экрана» – Иване Мозжухине. В 1915 году фирма Ханжонкова понесла большую утрату: из фирмы ушел Иван Ильич Мозжухин. В течение нескольких лет, с 1909 года, Мозжухин настойчиво изучал все тайны киносъемки, медленно, начиная с маленьких выходных ролей, завоевывая себе все больший и больший успех. В 1915 году уже каждая картина с его участием являлась украшением программы. Никто точно не знает из-за чего он ушел. Но после прихода звука в кино – он не может сниматься, зрители уже не воспринимают его образ. Не помогла, и пластическая операция – он снялся в нескольких фильмах, но уже на второстепенных ролях. После он отправился в Голливуд, но там его ждет неудача. Пребывание в западном кино нанесло Мозжухину как актеру такой удар, от которого он так и не смог оправиться. В Европе его уже не ждали. В течение нескольких лет он без особого успеха снимался в Германии. И Очевидцы рассказывали, что в этот период актер стал очень раздражительным, злоупотреблял спиртным и постоянно с ностальгией вспоминал о прошлом[27]. Он умирает 18 января 1939 года в бедности и вдали от родины. В России долгое время старательно избегали упоминания имени великого соотечественника, покинувшего родину после революции. Лишь в конце 80-х о нем снова заговорили. В 1990 году на родине актера в Кондоле был открыт мемориальный музей. Теперь здесь ежегодно проходят мозжухинские праздники.

Во все времена мужской костюм являлся зеркалом эпохи, отражением своего времени. По тому, как видоизменялись модели, и фасоны мужских костюмов во времени, можно отслеживать историю государств. И вне всяких сомнений актеры немого кино оказывали огромное влияние. Одним из ярких примеров элегантности, стиля и по сей день является Иван Мозжухин.


Заключение

Появление кинематографа в России способствовало весьма активному приобщению человека к искусству «движущихся картинок». В этот период кино занимает одно из первых мест в культуре развлечений. Кинозалы собирают миллионы зрителей. Люди не жалеют средств на это зрелище. Кинематограф является источником мечты, а воплощением этой мечты становятся «звезды». Они составляют основу популярности синематографа. Красивые, молодые и талантливые диктуют с экранов новый стиль жизни. Кино начинает как опосредованно, так и напрямую влиять на русскую моду.

Признанной «королевой» экрана 1910-х годов становится Вера Холодная. Её актерская карьера длится недолго, но она заполняет ее своей неповторимой индивидуальностью, яркостью и талантом. Созданный В. Холодной образ «роковой дивы» заставляет многих женщин копировать ее прическу, макияж, стиль одежды. Этот образ повлиял на становление моды данного периода. В моду входят: волнистые волосы, выразительный, щедро подчеркнутый косметикой взгляд. Прически и прямые силуэты дамских нарядов становятся все короче, появляются первые изящные ботиночки на каблучках, а также шляпки с вуалью и шиншилловый палантин. Созданный образ Веры Холодной, закрепившись в киномоде, нашел свое дальнейшее развитие в работах современных фотохудожников, модельеров. Примером может служить проект «Кинодивы» известного фотомастера, художницы Екатерины Рождественской.

Влияние кинематографа на формирование мужской моды начала XXтакже связано во многом с образами киноактеров. Один из ярких примеров такого влияния является актер Иван Мозжухин. Всегда элегантный, хорошо одетый – он был примером для подражания. Под его влянием в мужской моде появляются: черные жакеты со скошенными полами, брюки серые в черную полоску, а также шерстяные костюмы и костюмы-тройки. Диктуя моду с экранов, актеры первыми начинают демонстрировать наличие в гардеробе косовороток.