Актёры в Древней Греции считались людьми уважаемыми. Только свободнорожденный мужчина мог играть в театре (они исполняли и женские роли). Сначала в спектаклях принимали участие хор и только один актёр; Эсхил ввёл второго актера, Софокл - третьего. Один исполнитель обычно играл несколько ролей. Актёры должны были не только хорошо декламировать, но и петь, владеть отточенной, выразительной жестикуляцией. В трагедии хор состоял из пятнадцати человек, а в комедии мог включать двадцать четыре. Обычно хор не принимал участия в действии - он обобщал и комментировал события. В комедиях Аристофана появилась и особая партия — парабаза, когда хор снимал маски и от своего имени обращался к залу.
Искусство сцены, родившееся в Древней Греции, стало основой европейского театра. Именно в ту далёкую пору сформировались ведущие жанры драматургии, возник сам тип зрелища. На пороге III тысячелетия лучшие театральные режиссёры всего мира обращаются к древнегреческой драматургии, стремятся воссоздать формы античного театра, приспособив их к требованиям современной сцены. [3]
Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Появились театральные здания. Древние театры сооружались под открытым небом и достигали огромных размеров. Так, театр Диониса в Афинах вмещал 17 тысяч человек. И сейчас ещё сохранились античные театры, где устраиваются представления.
Древний Рим
Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий (вплоть до середины I в. до н. э.) - сооружению его противился консервативный сенат. Для представления обычно на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. В трагедии действие происходило перед дворцом. В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на нее фасадами двух-трех домов, и действие развертывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать места в этих временных театрах: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Все построенное для театральных игр сооружение ломалось сразу же после их окончания.
Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому не имел того же общественного значения. Актёры считались не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Представления давались в основном на общегосударственных праздниках, Римских сентябрьских играх, Плебейских ноябрьских, Аполлоновых июльских играх, во время Мегалесий - апрельских торжеств в честь великой матери богов Реи Кибелы.
Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г до н. э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. В конце I в. до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От последнего до сих сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам[4].
Римский театр отличался от греческого. Размеры орхестры уменьшились наполовину, она превратилась в полукруг. Хора в римских пьесах не было, и места на орхестре занимали знатные зрители. Проскениум был поднят на полтора метра над орхестрой, а ширина его увеличилась до шести метров. Римский театр имел занавес; до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой. Римские театры в отличие от греческих сооружали на ровном месте, и амфитеатр поддерживал мощный фундамент со сводами.
3. Организация театральных представлений
В повседневной жизни греков много места занимали различные соревнования: состязались возницы колесниц и всадники, раз в четыре года проходили спортивные Олимпиады. Театральные представления тоже были организованы как соревнования — и авторов пьес, и актёров. Спектакли игрались три раза в год: на Великие Дионисии (в марте), Малые Дионисии (конец декабря — начало января) и Линей (конец января — начало февраля). Трагические поэты представляли на суд зрителей и жюри три трагедии и одну сатировскую драму; комические поэты выступали с отдельными сочинениями. Обычно пьеса ставилась один раз, повторения были редкостью.[5]
Театр в Древней Греции считался делом государственным, поэтому за организацию представлений отвечал архонт — высшее должностное лицо города. Он давал разрешение на постановку пьесы, по его распоряжению набирали хор. Все материальные расходы брал на себя богатый горожанин — хорег, которого также назначал архонт. У каждого поэта был «свой» хорег. На мраморных памятных досках выбивали не только имя драматурга-победителя, но и имя хорега.
Как и в других областях греческой культуры в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера, лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды[6]. В середине 4 века до нашей эры впервые появились актеры профессионалы, объединенные в театральные сообщества, так называемые «синоды технитов», состоявшие из свободнорожденных мужчин. Особенности комедий: правдоподобие, жизненность, сатирический оттенок. Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого ведущее место занимали сначала эпос, а потом лирика. Эпосу и лирике в свою очередь предшествовал фольклор.
В Риме представления устраивались во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патрициев-Римских играх, проводившихся в сентябре в честь Юпитера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев - Плебейских играх, происходивших в ноябре; на Аполлоновых играх - в июле. Играли в постановках уже не любители, а артисты-профессионалы. Их называли актерами или гистрионами. Римские актеры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по сравнению с греческими занимали гораздо более низкое общественное положение. Актеры объединялись в труппы во главе с хозяином-антрепренером, который по договоренности с властями организовывал театральное представление, где сам обычно играл главные роли. Все женские роли исполнялись мужчинами, женщин в труппы не брали. Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях в III-II в. до н. э., играли без масок. Поэтому, в отличие от греков, римляне могли следить за мимикой актеров. Маски использовались и раньше, но лишь в особых случаях - когда надо было, например, обыграть мотив двойника в комедии. В масках также играли актеры-любители, принадлежавшие к высшим слоям общества.
Заключение
Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э.
Достигнув больших идейных и художественных высот, античный театр заложил основы всего последующего развития европейского театра. Можно смело утверждать, что театры Древней Греции и Древнего Рима стали основой для последующего развития театрального искусства, которое продолжается и в наши дни.
Наследие, оставленное нам античностью в области литературы и искусства, огромно. Основные роды поэзии - эпос, лирика и драма - возникли в Греции. Античная архитектура, скульптура, литература и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века. Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества. К примеру в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Но даже на протяжении XIX и XX вв. на европейских сценах шли античные драмы.
До сих пор многие удивляются, посещая Грецию, архитектуре древнегреческого театра. Его громадности и грациозности. На сохранившихся древнегреческих сценах и в наше время ставятся произведения древнегреческой драматургии.
Список источников и литературы
1. Большая Советская Энциклопедия. 2-ое издание, том 18.
2. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.
3. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. Киев, 1993.
4. Ильинская Л.С. Античность: Краткий энциклопедический справочник/ под ред. А.И. Немировского. – М.: Лабиринт, 1999.
5. История мировой культуры: Учеб пособие/ науч. Ред. Г.В. Драч. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
6. Культурология: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. Проф. А.Н. Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
7. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. М., 1990.
8. Соколов Г.И. Искусство древнего Рима. М., 1971.
9. Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983.
10. История зарубежного театра, т 1.
11. Уколова В.И., Маринович Л.П. История древнего мира. М., 2002.
[1]Каллистов Д.П. Античный театр. Ленинградское отделение. Изд. «Искусство», 1970.
[2] Большая Советская Энциклопедия. 2-ое издание, том 18, С.507-510.
[3] Ильинская Л.С. Античность: Краткий энциклопедический справочник/ под ред. А.И. Немировского. – М.: Лабиринт, 1999. С.368
[4] История мировой культуры: Учеб пособие/ науч. Ред. Г. В. Драч. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. С.512
[5]История зарубежного театра, т 1 , С.14.
[6] Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С.319.