Смекни!
smekni.com

Быт и культура народов Древнего Египта (стр. 3 из 5)

После кончины одного из супругов оставшийся в живых имеет право пользоваться всем имуществом, но продать или подарить может только свою долю. Так, некий цирюльник уступил одному рабу всё своё дело и выдал за него сироту-племянницу. Она получила в приданое часть из личного достояния цирюльника, который совершил официальный раздел имущества со своей женой и сестрой.

Нам кажется маловероятным, чтобы жрецы не участвовали в столь важном событии, как свадьба. Когда женатый человек совершает паломничество в Абидос, он всегда берёт с собой жену. Очень часто супруги вместе посещают храм. Так, например, Неферхотеп, пастырь стад Амона, изображён со своей супругой, госпожой дома, ”любимицей” Хатхор, владычицы Кусе, и певицей Амона в сценах, где он восхваляет Ра, когда тот восходит над восточным горизонтом, и бога Хорахти, когда Ра уходит за западный горизонт. Поэтому я полагаю, хотя у меня нет решающих доказательств, что супруги вместе с близкими родственниками посещали храм городского божества, приносили ему жертвы и получали от него благословения. Когда новобрачные входили в свои супружеские покои, писцы и жрецы, исполнив своё долг, а также гости и приглашенные расходились. Да будет мне позволено подкрепить это предположение тем, что египтяне любили вкушать пищу в узком кругу семьи. Но прежде чем оставить молодожёнов наедине, все гуляли в этот день, пировали, ели и пили в меру возможностей или тщеславия породнившихся семей.

2.2 Женский образ

Египетская литература не слишком жаловала женщин. Рассказчики и моралисты называли их сонмом всех пороков, мешком всевозможных хитростей и описывали как легкомысленных, капризных, неспособных хранить тайну, лживых, мстительных, и разумеется, неверных.

Однажды, когда фараон Снофру помирал от скуки, придворные решили его развлечь: они выступили на пруд в царском саду лодки с двадцатью девицами, весь наряд которых состоял из украшений и сетей. Одна из них уронила в воду свою подвеску из бирюзы и капризно бросила весло. “Греби! – приказал фараон.- Я тебе дам такую же.” ”Я хочу свою вещь больше, чем подобие её”,- ответила красавица. И фараон был пленён ею. Он призвал своего чародея, и тот отыскал потерянную драгоценность весьма оригинальным способом: положил одну половину вод на другую и обнажил таким образом дно.

В стародавние времена жена одного распорядителя церемонии ( по имени Убаинер) изменяла своему мужу с юношей, которого осыпала подарками. Супруга жреца Ра, Реджет, тоже изменяла мужу и родила трёх незаконных детей. Она уверяла, что отцом этих мальчиков был сам бог Ра, который пожелал дать Египту трёх набожных и милостивых правителей. Однажды Реджет обозлилась на свою служанку и прогнала её. Служанка догадывалась обо всех её шашнях и вознамерилась донести кому следует, но по своей наивности рассказала обо всём своему брату, который сурово наказал её за доверчивость и нескромность.

Табубуи, настоящая храмовая танцовщица, жрица, а вовсе не уличная девка. Она требует от своего любовника, чтобы он лишил наследства своих детей, а потом убил их. Другая благородная дама увидела Правду, прекрасного юношу, и отдалась ему. Удовлетворив свой каприз, она тут же забыла о любовнике на одну ночь и равнодушно смотрела, как они выпрашивают милостыню у порога её дома, и лишь долгое время спустя открывает своему маленькому сыну, что этот нищий – его отец.

Причитание одного вдовца к его покойной жене, сохранившиеся на папирусе из Лейденсого музея:

“Я взял тебя в жёны ещё юношей. Я был с тобой вместе. Позднее я получил все титулы, но я тебя не оставил. Я не огорчал твоё сердце. Вот что я делал, когда был ещё молод и исполнял все важные обязанности на службе фараона, да будет он жив, невредим и здоров, я тебя не покинул.. а наоборот. Каждому, кто заговаривал со мной о тебе советовал, я отвечал: «Я сделаю, как пожелает её сердце!...” И вот смотри: когда мне поручали наставлять военачальников войска фараона и его колесничих, я посылал их, чтобы они простирались на животе перед тобой и приносили всевозможные прекрасные дары. Я никогда не скрывал от тебя своих доходов…. Никогда не было, чтобы я пренебрегал тобой, подобно простолюдину, входящему в чужой дом… Мои благовонья, сладости и одежды я никогда не отсылал в другой дом, а, наоборот, говорил: ”Моя супруга здесь!” Ибо я не хотел тебя огорчать ….. Когда ты заболела постигшей тебя болезнью, я призвал врача, и он сделал всё необходимое и всё, что ты велела ему сделать. Когда я сопровождал фараона на юг, я во всём поступал, помня о тебе. Я провёл восемь месяцев без еды и питья, подобно человеку моего положения. Когда я вернулся в Мемфис, я спросил у фараона отпуск и отправился туда, где ты обитаешь (к твоей гробнице), и я много плакал вместе с моими людьми перед изображением твоим. Три года прошло с тех пор. Ноя не войду в другой дом, подобно человеку моего положения…. И смотри, хотя есть сёстры в нашем доме, я не ходил ни к одной из них”.

Этот образцовый муж, неутешный вдовец, даёт ясно понять, что другой на его месте действовал бы совсем иначе: став высоким сановником, отверг бы жену скромного происхождения на которой женился, будучи в саамы малых чинах, а потом, овдовев, не стал бы рыдать в течении трёх лет, а зажил бы припеваючи. Когда читаешь о таких добрых и терпеливых людях, остаётся только устыдиться самих себя.

В стране, где палка играла такую большую роль, муж имел право бить свою жену, а брат свою сестру, однако в разумных пределах – увечья наказывались законом. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, иначе получит сто палочных ударов сам и будет лишён права на совместно приобретённое имущество. В описанном случае в суд обратился отец жестоко избитой женщины. Поступил он правильно, однако не следует забывать, что он был египтянином и что многие предусмотрительные жёны, наверное, не раз одурачивали своих мужей, обращаясь к судебным властям.

2.3 Дети:

Писец Ани советует своим читателям жениться рано и заводить побольше детей. Совет излишний. Египтяне и так очень любили детей.

Во всех гробницах, мы видим изображения детей. Знатный вельможа эпохи Древнего царства по имени Ти (Чи) посетил свои владения, чтобы проследить за уборкой урожая или за другими работами. Перед ним расстелили на земле циновку. Поставили кресло. Все собрались вокруг главы семьи. Дети держат в руках отцовскую трость. И что бы он ни делал – охотился на уток в высоких зарослях, отплывал в лодке вслед за рыбаками, пробирался среди зарослей папируса, поклонялся прекрасной богине Хатхор – радость его неполна, если рядом с ним нет жены и детей. Подростки упражнялись в метании палок и гарпунов и весьма преуспевали.

На другом рельефе изображены дети пастуха, сопровождающего своего отца. Когда старшего томила жажда, младший становился на цыпочки, чтобы поднять чашу до его рта. Сыновья ремесленников бегают по мастерским, стараясь принести хоть какую-то пользу.

Египтяне любили всех детей, но особенно ждали рождение наследника, мальчика. Главная задача сына заключалась в том, чтобы продолжить имя своего отца. Его долг – о чём напоминают сотни надписей – достойно похоронить отца и заботиться о его гробнице.

Египтянам всегда хотелось знать, что их ждёт впереди, а потому при появлении каждого новорождённого они взывали к семи богиням Хатхор. Невидимые Хатхор слетались к колыбели ребёнка и предсказывали предопределённую ему жизнь и смерть. Мы не знаем, до всех ли новорожденных снисходили богини Хатхор, но отец каждого ребёнка мог получить его гороскоп.

Например, тот, кто согласно календарю счастливых и несчастливых дней, родился на четвёртый день первого месяца сезона ”перет”, умрёт позже всех своих родственников и переживёт своего отца, ибо это счастливый день. И ещё очень хорошо родится на девятый день второго месяца сезона ”ахет”, ибо тогда ты умрёшь просто от старости, а ещё лучше родиться на двадцать девятый день, потому что умрёшь, окружённый всеобщим почётом. И, наоборот, четвёртый, пятый и шестой дни того же месяца не предвещали ничего хорошего. Те, кто родился в эти дни, должны были умереть от лихорадки, от любви ли от пьянства. Если ребёнок рождался на двадцать третий день, ему следовало опасаться крокодила, и двадцать седьмой день был не лучше: новорожденному угрожала змея. Самые незначительные с виду события грозили важными последствиями. Медицинский папирус Эберса приводит несколько примеров. Если ребёнок сразу говорит “хии”, он будет жить, но, если он скажет “мби”, он умрёт. Если голос его будет скрипучим, как скрип пихты, он умрёт. Обнадёженные или опечаленные первыми приметами, родители тем не менее торопились дать ребёнку имя, фамилий в Египте не было. Большинство родителей старались сделать своих детей как бы крестниками богов (крестники Хора – Хори; Сетха – Сети; Амона - Амени)

Список имён был достаточно велик. Родители иногда выбирали их в зависимости от внешних обстоятельств, например от сновидений. Когда родители давали ребёнку имя, им оставалось только зарегистрировать его у чиновников.

“Дом жизни ”, о котором мы уже неоднократно упоминали, был своего рода египетским университетом. Помимо учёных в “доме жизни ” наверняка были простые писцы, которые регистрировали рождение, бракосочетание и смерть. Но поскольку это предположение не показано, разумнее будет согласиться с Г. Масперо, что детей приносили в “дом жизни ”, чтобы составить на них гороскопом и согласно ему принять все меры, дабы оградить новорождённого от предназначенных ему бед.