Имя "Мастерских Комаи" широко известно в кругах коллекционеров японского антиквариата. Во всем разнообразии их изделий нуномэдзоган, выполненных на основе стали с использованием золота, серебра, меди, а также сплава сякудо виден неповторимый авторский стиль, который невозможно перепутать. Он состоит в нанесении на изделия (шкатулки, блюда, чаши, пагоды и т.п.) золотого рисунка в форме виноградной лозы. Сам авторский рисунок представляет собой яркую картинку по мотивам какой-либо легенды или исторического события, а вокруг нее стилизованный фон.
В 1841 г. мастер Комаи Отодзиро основал в Киото "Мастерские Комаи". Широко известными они стали в 1903 г. С этого времени до I Мировой Войны "Мастерские Комаи" регулярно принимали участие в международных выставках. До начала I Мировой Войны киотосский дилер Икеда Сэйсукэ способствовал распространению изделий и популярности мастерских, представляя их на выставках внутри и за пределами страны, хотя известно что в 1873 г. сам мастер Комаи Отодзиро уже продавал свои изделия иностранным туристам в Кобе. Мастерские Комаи были не совсем обычными мастерскими, так как полностью состояли из очень талантливых и именитых мастеров.
Произведения прикладного искусства, веками собиравшиеся в Троице-Сергиевом монастыре, имеют особую научную ценность, так как они представлены прекрасными образцами в непрерывной хронологической последовательности от XIII до XVIII в.
Ранним образцом московского искусства гравировки на металле лицевых изображений является прекрасно исполненная композиция поясного деисуса на потире (чаше для причастия) первой половины XIV в. вклада большого знатока и собирателя древнерусского прикладного искусства боярина Дмитрия Ивановича Годунова в конце XVI в. Изображение помещено на наружной стороне серебряной чаши, просвечиваемой через обрамляющую ее хрустальную чашу. Гравировка и здесь дает лишь основные контуры, без мелочной проработки деталей изображений. Скупыми средствами плавной линии мастер сумел передать большую выразительность фигур и лиризм сцены. Особенно хороша фигура архангела Михаила с легким наклоном кудрявой головы и красивыми изгибами складок одежд. Это как бы предшественник „ангела в круге" на миниатюре из знаменитого Евангелия начала XV в. (вклад боярина Богдана Матвеевича Хитрово). На поддоне чаши выгравирован орнамент в виде виноградной лозы с крупными листьями и гроздьями плодов. Сама чаша отличается некоторым техническим несовершенством — ее поддон слишком тонок и гибок, крепления металлических тяг, соединяющих верхний ободок со стояном, сделаны еще довольно примитивно, с помощью металлических штырей. Вмонтированная в потир хрустальная чаша, по-видимому, нерусской работы и была лишь приспособлена мастером, так как ее ручка не связана с назначением предмета.
1.4 ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА В ВЫШИВКЕ
Вышивка — искусство создания изображения, орнамента, декора на ткани с помощью нитей, бисера, жемчуга. Вышивка может производится по шелковой, хлопчатобумажной и шерстяной ткани, по бархату и парче. Существуют различные техники вышивки: крестом, гладью, петельным, стебельчатым или тамбурным швом, мережкой.
В экспозиции музея училища N 23 Барнаула представлены три текстильных экспоната с изображением мотива виноградной лозы. Это рушники, изготовленные в конце XIX в. Сейчас невозможно определить, были ли они изготовлены на территории Алтайского края, или принесены переселенцами из европейской части России. Мотив виноградной лозы не встречается в декоративно- прикладном искусстве коренного населения Сибири до начала XVIII в. До 60-х гг. XIX в. заселение Сибири шло преимущественно выходцами из северных губерний России. Для северорусской традиции этот мотив также не характерен. После 1865 г. на территорию Алтайского края начинается массовое переселение крестьян из южнорусских и украинских губерний. Они приносят с собой новые орнаментальные мотивы.Растительные элементы декора встречаются в восточнославянской вышивке начиная с XV в. (Богуславская, 1961), причем наиболее пышное развитие "цветочных" форм характерно для Украины. В России же ведущими мотивами были разнообразные деревья от самых простых до очень усложненныхВ народном искусстве XIX в. появляется значительное число растительных мотивов, изображаемых реалистически (василек, вьюнок, мальва, виноград, роза и многое другое). У русских растительные мотивы менее распространены, более стилизованы, причем часто используются не как самоцель (что характерно для украинцев), а для обрамления основного сюжета. Так, например, в резьбе по кости, в росписи и резьбе русских прялок и деревянной утвари растительные мотивы чаще всего обрамляют бытовые сценки из крестьянского быта.
На первом экспонате, который представляет собой домотканый рушник, вытканно изображение виноградной лозы. Узор представлен двумя орнаментальными полосами шириной 12 см каждая, расположенными по краям полотенца. В основе композиции стелющаяся ветвь винограда. В верхней части композиции четко просматриваются два целых виноградных листа с усиками. Нижняя часть состоит из чередования половинчатых виноградных листьев с крупными гроздьями ягод. Декоративный орнамент полос находится в одной цветовой гамме с основным полем изделия. Рисунок имеет ярко выраженную реалистическую форму и является полностью самостоятельным.
Следующий рушник так же имеет домотканую основу, но мотив виноградной лозы не выткан, а вышит. Ширина вышивки 47 см. Орнаментальная композиция делится на три части по вертикали. В верхней части композиции находится растительный орнамент: цветы лилии, кувшинки, камыш. Нижнюю часть композиции составляют пять кругов с вписанными в них листьями барбариса. Мотив виноградной лозы расположен в средней части композиционного рисунка и состоит из чередования листьев и ягод. Изображение виноградной лозы в данной вышивке стилизовано, чем очевидно и объясняется отсутствие усиков. Вышивка выполнена в технике "простой крест" красными и черными хлопчатобумажными нитками. Красный цвет является преобладающим, им выполнены листья и ягоды. Черный цвет использован для передачи стебля. Рисунок лозы, хотя и является частью композиции, носит самостоятельный законченный характер.
Третьим экспонатом, в декоративном оформлении которого использован мотив виноградной лозы, является рушник, сшитый из фабричного белого ситца. Орнаментальная полоса шириной 10 см, отделена от основного полотна вязаной вставкой. Виноградная лоза занимает все поле композиции без каких-либо дополнительных декоративных элементов. Изображение лозы передано определенным сочетанием и расположением листьев и ягод. Вышивка выполнена в технике "простой крест" хлопчатобумажными нитками трех цветов. Серым цветом изображена плеть, от нее вверх и вниз тянутся зеленые листья и красные ягоды. Мотив лозы отличается сильной стилизацией.
Один и тот же мотив виноградной лозы среди экспонатов коллекции музея выполнен в разной технике, с разной степенью стилизации, в составе сложной композиции и как самостоятельный орнамент. Разная техника исполнения и разные приемы передачи этого мотива позволяют сделать предположение о различной этнокультурной принадлежности создателей этих рушников. Точную этническую принадлежность данных рушников определить сложно. После реформы 1865 г. на территории Алтая осело много переселенцев из центральных и южных губерний России, с Украины и из Белоруссии. В результате длительного совместного проживания на небольшой территории этих родственных восточнославянских народов произошло смешение традиционных приемов декоративно-прикладного искусства. Данная работа нацелена на определение направления дальнейшего исследования и на постановку проблемы выделения различных этнокультурных компонентов и их атрибутацию среди экспонатов коллекции музея.
Вышивка гладью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, заполняя полностью гладь полотна. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов.
Отделанные кружевом и вышивкой, платочки приобрели всеевропейскую популярность - спрос на эти изысканные мелочи был очень высок. В контексте культуры XVII века надушенный кружевной платочек стал синонимом аристократизма, богатства и хорошего вкуса. А поскольку кружево чаще носили мужчины, то и платок во время празднеств и торжеств, придворные франты держали в руках ничуть не реже, чем дамы. В XVIII столетии платки в соответствии со стилем рококо начинают вышивать гладью.
Нежные белые, кремовые, чуть сероватые платочки, словно осколки огромного зеркала, отражали элементы декора мебели, росписи по фарфору, узоры обивочных тканей - все было выполнено в едином стиле. Вышивали на тонких тканях: кисее, муслине, батисте, газе. Эффект светотени, переход от выпуклых швов гладью (где использовались хлопковые или льняные нитки различной толщины) к сквозным швам (ажуры и стяги) создавал иллюзию трепетной подвижности гирлянд из виноградных лоз, переплетенных цветов и листьев, рокайльных завитков. До первой четверти XIX века мотив аллегорий, изображения птиц и зверей, а также "китайские" и "восточные" мотивы остаются главными в узорах декоративных платочков.
1.5 ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА В РЕЗЬБЕ И РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ
Резьба - вид декоративного искусства; способ художественной обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов путем вырезания. Резьба используется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведения миниатюрной пластики.
Различают объемную, высокорельефную, плоскорельефную, выемчатую, контурную, сквозную и накладную резьбу.
Термином "объёмная резьба" определяется обычно мелкая трёхмерная скульптура. Объёмная обработка предусматривает создание пластически цельного произведения с разнообразными пластически-осязательными эффектами.
Для высокорельефной резьбы характерно сильное углубление фона, позволяющее достигать многоплановости композиции, выпуклости форм изображений, резкости и силы световых контрастов.