Смекни!
smekni.com

Возникновение и эволюция париков (стр. 2 из 4)

В средние века в Европе парики не носили, даже на длинноволосых мужчин смотрели с неодобрением. Введению их в обиход и моду способствовали монархи. Не из эстетических соображений, а из житейских. В XVI веке английская королева Елизавета париками прикрывала свои седеющие волосы. В ее гардеробе, говорят, было около 80 париков различного цвета.

1.6 Франция

Один из героев А. Дюма "Три мушкетера", французский король Людовик XIII, лишился волос из-за венерической болезни. Он тоже стал носить парик. Немедленно ему стали подражать придворные. (В истории Франции есть и обратный пример. Живший в IX веке король Карл II был лысым. Из солидарности или желания угодить монарху придворные мужчины и некоторые женщины брили головы до единого волоска.) Естественно, свита короля носила парики меньших размеров, получивших название «под болонку», «под пуделя».

Для обеспечения искусственными волосами всей «великосветской тусовки» король расширил штат парикмахеров до 5 000 человек. Кстати, слово «парикмахер» в переводе с немецкого означает «делать пари­ки». Мы же заблуждаемся, когда называем так человека, стригущего нам волосы...

Людовик XIV унаследовал от отца не только престол, но и редкие волосы. Разумеется, он тоже носил парик. Да с таким шиком, что в Европе начался бум париков, продолжавшийся более века. Парики стали символом эпохи абсолютизма и театральности, перекочевавшей в романы, фильмы, спектакли. При "короле-солнце" существовало до 45 видов различных париков. Уважающий себя человек имел их как минимум три: черный для утра, каштановый для дня, светлый для вечера. Если нельзя было добыть парик белого цвета, то парик из волос шатена посыпали пудрой или мукой. Народ попроще мастерил парики из овечьей шерсти, собачьих и конских хвостов, водорослей, волокон конопли и кукурузы... В дело шли даже волосы казненных преступников. Обладатели пышных шевелюр, приговоренные к высшей мере наказания, завещали свои локоны близким, ибо они стоили немалых денег.

При дворе Людовика XIV работали 5000 парикмахеров. Франция стала европейским центром производства париков. Самым ценным был так называемый аллонжевый парик, сделанный из белокурых женских волос, который нередко можно видеть на старинных портретах. Он стоил около3 000 экю, и только члены королевской семьи имели право носить такие изделия.

У короля были длинные, до плеч и даже до пояса волосы, завитые в локоны. Иногда аллонжевый парик имел пробор посередине головы. В просторечии такой вариант назывался "рогатым". Это был парадный, представительский парик. Для повседневных нужд употреблялся небольшой парик с кудрями, собранными в пучок. В домашней обстановке обходились коротким паричком с косицей размером с крысиный хвост. Иногда косицу украшали бантиком. Такой парик имел шелковую подкладку и в прохладную погоду выполнял роль современной вязаной шапочки.

1.7 Россия

В России парики ввел в моду Петр I. Женщинам мода понравилась, служивые восприняли ее как обязанность, духовенство от нее наотрез отказалось... Но у Петра в отношении париков комплекса не было. Сам он носил короткий парик за 5 рублей, что и тогда считалось дешево. Из-под парика выбивались длинные волосы. Во время персидского похода, в 1722 году, Петр остриг их, но не выбросил, а велел сделать из обрезков новый парик. Этот парик можно увидеть на восковой фигуре, находящейся в Санкт-Петербурге. Однажды из-за парика едва не возник серьезный международный инцидент. Находясь в Данциге в 1716 году, Петр присутствовал на службе в местном храме. Неожиданно он сорвал парик с головы находившегося рядом бургомистра и надел его. Наступила нехорошая тишина. Выходку царя можно было истолковать как недружественный акт по отношению к Польше, союзнику России по анти шведской коалиции. А если учесть, что королем Польши в то время был саксонский курфюрст, дело принимало европейский размах. Почуяв неладное, Петр по-детски улыбнулся и пояснил, что в храме сквозняк и чтобы согреться, он водрузил на голову то, что оказалось под рукой.

Чтобы не зависеть от импортных поставщиков, в России было создано собственное парикмахерское производство. Крепостные мастера назывались тупейными художниками (от слова «тупей» — чуб или вихор парика надо лбом).

Во времена буржуазной революция во Франции (1789 год), белый пудреный парик объявили вне закона. Приговоренных к смерти перед отправкой их на гильотину обривали волосы на затылке, оставив длинные пряди на висках. Такую жутковатую прическу назвали «жертва».

В 80-х годах в моду вошли парики из натуральных волос. Женщины полюбили эти палочки-выручалочки, позволяющие без лишних хлопот менять имидж и не тратить драгоценное утреннее время на приведение прически в порядок.


2. Эволюция париков

2.1 Зарождение парика

Как уже говорилось ранее, первые парики зародились в Древнем Египте.

Мода на парики была поголовная. Египтяне, борясь с насекомыми, брились наголо, поэтому парики в том жарком климате играли заодно и роль шляп. Их и шили в основном из тростника. Парики из натуральных волос тоже были, но у людей знатных и состоятельных. Поставщиками натуральных волос были жрецы - в Древнем Египте первые состриженные с ребенка волосы приносились в жертву божествам. Поэтому священные натуральные волосы использовались экономно - ими покрывали тонким слоем каркас из распущенных волокон финиковой пальмы. Форма париков менялась от царства к царству. В Древнем царстве их делали короткими, наподобие причесок «каре Видал Сэссун» 1960-х годов. В Среднем царстве они стали заметно длиннее. Позже их начали «составлять» из множества косичек - вроде африканских причесок «раста». Это было уже в эпоху Нового царства, Клеопатры и покорения Египта Римом. В раскопках «мастаб», древнеегипетских могил, таких париков было найдено немало. Часть их хранится в Британском музее в Лондоне, другая - в Каирском музее. Судя по ним, основным цветом париков был черный, но знать, если верить изображениям на троне Тутанхамона, носила и бирюзовые, и даже золотые. Остальные граждане украшали свои парики колечками, эмалевыми скарабеями, змейками и бисером. Женские парики часто украшались затейливым плетением, золотым орнаментом и заколками из слоновой кости.

Кое-что от древнеегипетской моды - но уже с пробором и двумя завитушками-бандо по бокам - осталось в париках ортодоксальных евреек, которые и поныне можно увидеть на улицах Антверпена, Амстердама, Нью- Йорка и Тель-Авива.


2.2 Парики в Древнем Риме

Новым этапом в истории париков стал Древний Рим. Судя по всему, мода на высокие и подвитые прически в Риме менялась часто. Женщины из высшего общества пользовались щипцами для завивки волос и так же обильно обсыпали прически золотой пудрой. Цвет "блонд" уже тогда пользовался популярностью - римлянки не только перекрашивались в блондинок, но и носили парики, сделанные из волос рабов

2.3 Средние века

Христианская церковь объявила всякие прически замужних женщин срамными, и долгое время в Византийском царстве и в Европе Средних веков ни о каких париках речи не шло. Волосы прятали под головными уборами, вуалями и драпировками.

2.4 Эпоха Возрождения

Вернулись парики лишь в эпоху Возрождения в Англии. Знаменитая своими морскими победами, страстью к охоте и девственностью королева Елизавета I Тюдор очень рано начала лысеть. Придворные интриганы подозревали в ней чуть ли не гермафродита и даже кастрированного юношу, так как Елизавета, судя по портретам, была безгрудой. Как бы то ни было, рано потерявшая свою рыжую кудрявую шевелюру королева Англии стала первой из европейских монархов своей эпохи, кто начал заказывать себе рыжеволосые кудрявые парики, да еще с довольно короткой стрижкой. Таких париков по ее кончине в королевском гардеробе нашлось более 200 штук.


2.5 ХVII век

В следующем, XVII веке, первенство по производству париков перешло во Францию. Король Людовик XIII ввел в моду длинные волосы для мужчин, так как был женственен от рождения, и постепенно ношение париков стало правилом этикета. В 30-х годах XVII века мужские парики делали из натуральных волос и старались подбирать их в тон бород и усов. Франция стала центром элегантности, этикета и мод. Производство париков надолго осталось французской прерогативой. Парикам, изготовленным в прочих странах, особенно в Англии, не доверяли: «Никто их не покупает, - записал в своем дневнике 3 сентября 1665 года английский мемуарист Самуэль Пипе, - из страха заразиться: ходят слухи, будто для изготовления париков использовали волосы покойников, умерших от чумы».

Следующий король Франции, Людовик XIV, ввел новую моду - удлиненные парики с благородной сединой. В Версале, а вслед за ним и во всей Европе в употребление вошла китайская рисовая пудра, а также светлая и длинная шерсть яка, алтайского буйвола. Этих животных специально разводили на острове Сицилия. Напудренные парики стали прибежищем насекомых и даже мышей. Дело в том, что для укрепления пудры парики обмазывали салом. В воспоминаниях Екатерины Ивановны Раевской есть рассказ ее матушки, жившей в XVIII веке, подтверждающий эти пикантные подробности: «Помню, как на званом обеде у моего отца один из гостей, молодой человек в расшитом золотом бархатном кафтане, почесал у себя в напудренной голове. Достал оттуда паразита и тут же под столом его раздавил. Никто этому не удивился и не погнушался». Подобные малоаппетитные описания мы находим и в воспоминаниях знаменитого авантюриста и ловеласа Казановы, видевшего во время ужина на лбу королевы Неаполя свободно бродившего таракана.

После смерти Людовика XIV, в 1715 году, на смену аллонжевым парикам пришли более короткие и гигиеничные парики с косичкой - «катоганом», а потом в моду и вовсе вошли «маленькие головки» с расчесанными на пряди волосами - тупеи. Отсюда в России и произошло название «тупейный художник». Русская знать действительно относилась к парикмахерам как к художникам, дорожила мастерами - крепостных парикмахеров порой держали в клетке, дабы они не перебегали к соседям и не делились своими секретами с другими. Секретов в их деле было много. Французский парикмахер Мюльет, например, сделал состояние на том, что изобрел парики из тонких белых ниток. Они стали очень популярными, так как избавили модников от необходимости постоянно пудрить волосы. Пудра стоила недешево. И ее надо было выдувать специальными «мехами» в виде маленькой гармоники с дырочкой на перламутровой или серебряной крышке.