Смекни!
smekni.com

Древнехристианское искусство катакомб (стр. 3 из 3)

САРКОФАГИ – это вид обыкновенных гробниц из мрамора, порфира, терракоты и даже металла, продолговатой формы, размерами, немного превышающими размеры человеческого тела, с рельефными украшениями на лицевой стороне. Внутри саркофага полагался труп умершего. Этот обычай древние христиане переняли довольно рано, в первые два столетия. Но это не был широко распространенный обычай, в саркофагах тогда погребались только богатые и знатные лица. Происходило это по причине сравнительной бедности древних христиан и, к тому же, это было опасно – скульптор должен был делать саркофаг у всех на виду, в то время как живописец мог работать в катакомбах в относительной безопасности. Поэтому древние христиане мало занимались производством саркофагов. Если была необходимость, они покупали саркофаг у язычников и переделывали его по своим потребностям. Такое положение сохранялось только до 4 века. Признание христианства, дало сильный импульс христианскому искусству, в частности, содействовало распространению обычая хоронить мертвых в саркофагах. Их производство стало гораздо обширнее, и они получили христианский характер. До нас дошло немало памятников этого периода. Лучшая коллекция хранится в Латеранском музее в Риме.

Для того чтобы составить понятие о саркофагах и оценить их археологическую важность, необходимо познакомиться с общими приемами их орнаментики и характером тех изображений, которые здесь помещались. Наиболее видная часть саркофага – это его лицевая сторона, которую любили украшать художники. На ней, по всей длине, помещается ряд изображений христианского характера. Нередко поверхность этой стороны разделена на две части при помощи рельефного выступа и тогда там помещаются два ряда – верхний и нижний. Оба ряда высказывают одну и туже идею, а если художник хотел изобразить несколько независимых сюжетов, то он разделял поверхность при помощи вертикальных колонок, которые соединялись арками. Разделение на группы допускалось и при единстве основной мысли всех изображений саркофага.

В середине саркофага, в верхнем ряду помещался щит, поддерживаемый двумя гениями (мотив очень распространенный в искусстве), на щите полагалась эпитафия, в которой называлось имя умершего, число прожитых им лет, время смерти и т.д. Щит резко выделялся своими размерами. По сторонам щита и внизу располагались изображения религиозного характера. Содержание изображений на христианских саркофагах, кроме описанных выше, заимствуется из области символики. Можно встретить изображение символа Агнца в различных положениях, иногда четыре райские реки.

Для понимания того, как соединяются эти изображения на одном и том же саркофаге, выражают ли они одну строго определенную мысль, а также для ознакомления с композициями изображений, приведем описание замечательного саркофага, находящегося в Латеранском музее в Риме. Он был открыт под церковью Св. Павла и относится к концу 4 века. Середина саркофага занята бюстовым изображениями похороненных здесь супругов, вокруг них расположены изображения религиозного характера. В верхнем левом углу изображение Святой Троицы: Бог Отец изображен в виде зрелого мужа с благословляющим перстосложением, слева он него Сын Божий, создающий Еву из ребра Адамова, позади Святой Дух в человеческом образе, - это первая группа.. Вторая группа представляет Адама и Еву в Раю; справа – дерево, вокруг которого обвился змей с запрещенным плодом во рту; в середине между Адамом и Евой – Спаситель в образе юноши; правой рукой Он подает Адаму сноп пшеницы, как символ труда, на который обрекся первый человек через грехопадение, а левой рукой подает Еве ягненка – символ того, что она будет прясть шерсть и вообще заниматься домашним хозяйством, может быть, с указанием на нетленного Агнца-искупителя, который возьмет на себя грех прародителей. Внизу под этими двумя группами мы видим Богоматерь с Младенцем Иисусом, как Искупителем рода человеческого, за нею Иосиф, мнимый отец Спасителя; три волхва, как представители разных племен рода человеческого; приносят ему дары. Рядом с ними – чудо исцеления Спасителем слепого, как символ просвещения людей, находящихся во тьме.

Вверху с правой стороны саркофага – чудеса умножения хлебов, претворения воды в вино и воскрешение Лазаря, а под ними, в нижнем ряду, - предсказание об отречении Петра, причем изображены: Спаситель в виде молодого человека в тунике, с благословляющей десницей и свитком, апостол Петр в традиционном типе с курчавою бородой и волосами и петух, рядом взятие Петра под стражу и сцена изведения Моисеем воды из камня.

В середине под бюстовым изображением супругов помещен Даниил во рве львином; позади его находятся две неизвестные личности и справа пророк Аввакум, приносящий Даниилу хлебы. В целом, таким образом, мы видим здесь выражение важнейших моментов падения и искупления рода человеческого. Момент грехопадения рождает в художнике противоположные образы искупления; искупление является в виде рождения Спасителя и его чудес.

К этой же категории памятников скульптуры следует отнести мелкие произведения древнехристианской резьбы по дереву, металлу и слоновой кости, лепки, терракоты, чеканка и литейные произведения.

Древние христиане полагали печать искусства и на предметы домашнего обихода. Из числа этих предметов дошли до нас многочисленные лампы из терракоты: находят их не только в римских катакомбах, но и в Греции, в Египте, в Сирии. На лампах изображались символические фигуры рыбы, птицы, монограммы, крест, иногда библейские персонажи.

Изображениями религиозного характера украшали древние христиане также свои перстни, медальоны, амулеты и монеты.

Рассматривая искусство римских катакомб нельзя забывать, что мы имеем здесь дело лишь с одной из ветвей раннехристианского искусства, с ветвью греко-римской, дошедшей до нас в наибольшей сохранности. Для греко-римского искусства этого времени характерен его натурализм, то есть стремление в точности воспроизвести видимые предметы. Приведенные примеры показывают, насколько христианское искусство освобождается от этого натурализма. Что же касается техники этого греко-римского искусства, которая отличалась большим совершенством, она целиком была унаследована христианскими художниками в росписях катакомб. Благодаря этому первохристианское искусство отличается той же свежестью, тем же изяществом, что и искусство античное.