Древние памятники христианского искусства и иконографии находятся в катакомбах или подземельях, вырытых древними христианами для погребения мертвых и отправления богослужения во время гонений. Таких катакомб найдено много и в разных местах. Лучше других исследованы римские катакомбы.
Хотя христианство в Римской империи и было гонимо, но у христиан была некоторая возможность собираться в катакомбах, т.к. римское законодательство допускало свободное существование погребальных ассоциаций, какого бы вероисповедания они не держались. Христиане пользовались правом собраний в местах погребений своих соратников и даже могли иметь свои алтари для отправления их культов.
Римские катакомбы занимают огромное пространство и находятся, как правило, за городскими стенами. Наиболее известны из них катакомбы Каллиста и Севастиана на Аппиевой дороге, Св. Агнии и Острианские на Номентанской дороге, Прискиллы на Новой Соляной дороге, и катакомбы Домитиллы неподалеку от катакомб Каллиста.
В расположении катакомб различаются коридоры и отдельные помещения. Принято различать три вида этих помещний: малые – кубикулы, средние – крипты и большие – капеллы. Коридоры катакомб чаще всего узкие, но в катакомбах Домитиллы они в некоторых местах очень широкие.
Главное содержание катакомбных галерей составляют древнехристианские гробницы в виде ниш, расположенных в стенах. Это, т.н. локулы. Некоторые из них предназначались для одного лица, а другие для нескольких вместе. Эти ниши располагались по высоте коридора в один, два или три ряда, а в некоторых катакомбах и в 10 рядов. В нишу помещалось тело умершего, а вместе с телом помещались и некоторые предметы семейной или общественной жизни – платье, оружие, монеты драгоценности, рукоделье, сосуды, богослужебная и домашняя утварь и прочее.
Отверстие локулы снаружи закладывалось каменною плитой, края обмазывались цементом, а в цемент вставлялись монеты и даже т.н. фиалы (сосуды с вином или бальзамом). На плите полагалась надпись, в которой означалось время погребения, имя умершего, количество прожитых лет, месяцев, дней и даже часов. Здесь же высекались символы, как условные знаки различения могилы умершего и его вероисповедания, например монограмма имени Иисуса Христа, рыба, пальмовая ветка, птичка с масличной веткою в клюве и т.п. Эти символические знаки и точные хронологические указания дают ключ к истории памятников катакомб и их научной классификации.
Архитектура древнейших катакомбных христианских храмов являет собой четкий, законченный тип церкви, разделенный на три части, с алтарем, отделенным преградой от остального храма. Для подземных храмов характерны арки и сводчатые потолки.
Древнейшие памятники изобразительного искусства восходят к первым векам христианства и найдены также в катакомбах. Искусство катакомб есть прежде всего искусство вероучительное. Потолки и стены в них были украшены орнаментальными росписями, заимствованными из убранства жилых домов того времени, сюжетами Ветхого и Нового Завета, различными символами. Основным принципом этого искусства является образное выражение учения Церкви через изображение конкретных событий Священной Истории.
Священные изображения на первых порах были немногочисленны по следующим причинам:
- условия жизни, в которые были поставлены первые христиане, не располагали к широкому творчеству,
- первые христиане должны были опасаться широкого распространения священных изображений из определенной предосторожности - священное изображение могло послужить предметом соблазна,
- большую сложность представляло определение во всех подробностях идеи христианства и, тем более, создание соответствующей художественной формы.
Вся совокупность дошедших до нас памятников древнехристианской иконографии и искусства может быть сведена к следующим главным группам:
1 – фресковая живопись,
2 - скульптура,
3 - стеклянные сосуды с золотыми фигурами,
4 - мозаика.
Духовное содержание фресок довольно разнообразно. Наряду с прямыми изображениями в первохристианской Церкви имел особое распространение и играл особую роль язык символов. Для постороннего наблюдателя, незнакомого с духом христианства и тайной этой символики, символические знаки не могли быть понятными. Стремление древнехристианского искусства говорить символами, нельзя назвать случайным - оно имеет свои исторические причины. Христианство появилось на Востоке, где образы и символы неразлучны с процессом мышления. Поэтому Спаситель и Апостолы, приспособляясь к восточному складу мышления, пользовались формой притчей и подобий. Много примеров символики можно видеть и в литературных произведениях церковных писателей первых веков христианства. Сам Ветхий Завет служит образом и символом Нового Завета.
Для выражения своего учения первохристианская Церковь привлекает и языческие символы, и некоторые сюжеты греко-римской мифологии. Она пользуется формами античного искусства, греческого и римского, наполняет их новым содержанием, и от этого нового содержания изменяются и самые эти формы, вырабатываются первые иконографические типы.
Рассмотрим основные символические изображения в христианских катакомбах:
Якорь – символ христианской надежды, один из наиболее распространенных древнехристианских символов. Указание на него находим в Послании к евреям, где апостол уподобляет христианскую надежду безопасному и крепкому якорю. Иногда якорь помещается рядом с другими христианскими символами, например с голубем.
Голубь - символ Святого Духа, такое значение ему придано в евангельском рассказе о Крещении Иисуса Христа, поэтому и в катакомбах в изображении Крещения (катакомбы Люцины) Дух Святой является в виде голубя. Иногда голубь служит символом невинной христианской души. Если голубь изображается с веткой в клюве, то он служит символом мира. Голубь с виноградной кистью может означать христианскую душу, вкушающую от небесных благ. Изредка голубь означает апостола.
Феникс - символ бессмертия. В язычестве он был символом вечности. В христианской символике он встречается реже, чем голубь. В христианстве феникс служил также символом Воскресения.
Павлин – символ бессмертия, так как, по мнению древних, его тело не подвергалось разложению.
Петух – символ Воскресения, потому, что своим пением он пробуждает людей от сна, а пробуждение от сна переносит мысль христианина к Страшному Суду. В соединении с изображением апостола Петра петух имеет историческое значение – он указывает на отречение этого апостола.
Крест – также относится к древнехристианскому символу. Те формы креста, которые мы имеем в употреблении в настоящее время появились в христианстве не вдруг. Крест в глазах язычников служил символом позорной казни, и потому почитание его христианами вызвали насмешки и порицания. Это вынуждало христиан скрывать свои догматы под покровом символа. На первых порах христиане не только не изображали нигде распятого Христа, но даже не имели прямого изображения креста. Распространенный в дохристианской древности обычай изображения монограмм подал христианам мысль о монограмматическом изображении Христа и креста.
Древнейшая из таких монограмм представляет буква «Х», означающая, как Христа, так и крест, на котором Он был распят. Эта монограмма появляется ранее 3 в. В 3 в. добавляется в середине буква I - эта монограмма означает, Иисус Христос.
В 3-4 веках появляется монограмма в виде соединенных букв «Х» и «Р» - эта монограмма называется Константиновою, потому что по велению императора (после того как он увидел ее во сне на небе) изображена была на знаменах Константина, а потом и других императоров.
Все эти монограммы имели лишь отдаленное сходство с христианским крестом и только посвященные могли видеть в этих изображениях действительно форму креста. Древнейшие изображения распятия в прямом виде появляются не ранее 5-6 веков.
К христианским символам относится также корабль, который также нередко включает образ Креста. Во многих древних культурах корабль - символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани - смерти.
Но в христианстве корабль ассоциируется с Церковью. Церковь как корабль, ведомый Христом, - распространеннейшая метафора.
Лев - символ силы и могущества. Орел – символ юности. Змея – символ зла и, в частности, дьявола. Олень - символ апостола, или кающегося, или святого. Пальма – символ победы. Оливковая ветвь – символ вечного мира. Лилия – символ чистоты. Венок – символ победы над смертью и дьяволом. Орфей с лирою в руках – редкое изображение Христа. Как Орфей своей лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим Божественным словом привлекал к Себе диких людей.
АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Здесь уже изображаются не отдельные простые знаки, а развертываются перед зрителями цельные, иногда сложные сцены. Творчество здесь более обширное, чем в символе и более определенное в своей идее.
Виноградная лоза – часто встречается в первохристианских росписях. Изображение лозы и ее ветвей указывает на Христа и Его Церковь: «Аз есмь лоза, вы же рождие. Такие изображения имеют целью указать христианам на центральное Таинство Церкви — Евхаристию. Люди или клюющие гроздь птицы представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми.
Десять дев - (фрески катакомбы Агнии 3 в., катакомбы Кириака) – притча о разумных и неразумных девах.
Добрый Пастырь – имеет тесную связь с символом агнца и опирается на библейские основания. В книге пророка Иезекииля и в псалмах Давида мир представляется под образом овчарни, управляемой Богом-Пастырем. Значение этого символа объясняется легко из евангельской притчи о Добром Пастыре. Пастырь есть Спаситель, поднявший на Свои рамена заблудшую овцу, Искупитель рода человеческого.