Отмечая 50-летие Советской власти, один из ленинградских клубов решил провести серию вечеров, рассказывающих о тех изменениях, которые она внесла в жизнь Петроградской стороны – в микрорайон клуба. По мысли организаторов, это должны были быть вечера, на которых сами трудящиеся района расскажут, что дала им Советская власть, какой вклад каждый из них внес в ее развитие. Так родилась чрезвычайно популярная серия тематических вечеров "Октябрьская трибуна Петроградской стороны". Право подняться на эту трибуну получали лучшие из лучших. Подготовка вечеров этой серии заставила работников и активистов клуба вести кропотливую, поистине исследовательскую работу по изучению людей Петроградской стороны. Каждый вечер "Октябрьской трибуны" был открытием новых, удивительных биографий…
Вечер-воспоминание о фронтовиках в одном из сельских Домов культуры Вологодской области был построен на документальных солдатских письмах с фронта, принадлежавших жителям села. За этими страничками фронтовой летописи, прочитанными на вечере, вставал великий образ народа—труженика, воина и патриота. Там, где учитывается необходимость документальности сюжетного построения тематического вечера, где постоянно занимаются сбором материалов, изучением биографий людей, вечера получаются интересными, на них царит атмосфера праздничности. В этом состоит третье методическое требование к организации театрализованного тематического вечера.
В настоящее время тематические вечера – это интерактивные телепередачи (РТР Ток-шоу "Кто за ?" во время передачи работают телефоны: 16-21-01, 16-06-40…), в которых зритель может принять мобильное участие, по средствам связи в режиме реального времени.
2.2.4 Массовый праздник как вид театрализованного представления
Практически все разновидности народных празднеств имели и имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы театральных действий. Это определяется обрядово-зрелищными формами праздничной культуры, праздничной жизни народа.
В празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные результаты жизнедеятельности человека. В них своеобразно выражался определенный уровень общественного сознания, мировоззрения людей, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т.п. Иными словами, любой праздник как социально-художественное явление – необходимый элемент жизни человека, одно из проявлений его общественного бытия.
Слово праздник происходит от древнеславянского праздь, что значит: отдых, безделье, лень. Отсюда и происходит праздный в значении: ленивый пустой, бесполезный, не занимающийся делом, беззаботный и т.п.
Украинское свято (праздник) польское свито (праздник), древнерусское святки зафиксировали связь празднования с языческим поклонением силе света, поскольку свят происходит от слова светить. Древнерусские святки и были посвящены дню зимнего солнцестояния – празднику прибавления света, увеличения продолжительности дня, пробуждения природы от зимней спячки.
Ряд значений термина "праздник" раскрывается при сопоставлении его с близким по значению словом торжество. Это слово происходит от торг (торговище, торжище), обозначавшего процесс обмена, "овладения", "хватания" одного товара и отпуска, продажи другого.
Купля-продажа всегда происходила публично, в местах значительного скопления народа, и обставлялась всевозможными церемониями и ритуалами. На рыночных площадях устраивались увеселения, праздничные гуляния.
Впоследствии слово торжество утратило непосредственную связь с торговлей и ярмаркой и стало обозначать празднование какого-либо события, выражение восторга, радости, приятное воспоминание и прославление.
Говоря о драматургии массового празднества, режиссеры и теоретики единодушно выделяют в нем три важнейших момента единого действия: экспозицию (как открытие празднества), кульминацию и финал.
Что касается понятий коллизия или развитие действия, то в массовом празднестве этот момент, в отличие от театрализованных представлений других видов, более локального характера, рассредоточен в общей мозаике компонентов.
Некоторые специалисты видят известное сходство в построении массового празднества с композицией такой музыкальной формы, как симфония. Содержанием симфонии, как известно, являются глубокие мысли и чувства, существенные жизненные проблемы и противоречия. Массовое празднество отражает важные события в жизни большой общности людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях. Для того и другого искусства характерны идейная устремленность, масштабность, обобщенность. И думается, что сравнение композиционных структур этих двух разных форм отражения действительности вполне правомерно.
В первой части симфонии – в экспозиции – основные контрастные темы‑образы получают развитие в разработке, и затем темы этих образов подкрепляют, поддерживают основную схему композиции симфонии. Сценаристу массового празднества разработка темы также помогает через частное провести общее, т.е. основную идею.
С массовым празднеством перекликается и такая музыкальная форма, как тема с вариациями. Основная тема праздника, развиваясь, также варьируется в разных формах и видах. Это обусловлено и спецификой восприятия массового празднества: если театрализованный концерт, литературно-музыкальная композиция или агитационно-художественное представление зритель воспринимает от начала до конца как завершенное целое, то массовое празднество воспринимается по частям и выборочно. Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможности органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на празднество.
Примером массового праздника может послужить театрализованное представление "Прощание с Масленицей", которое я последовательно опишу в третьей главе настоящей дипломной работы.
ГЛАВА 3. СЦЕНАРНО-ПОСТАНОВОЧНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАССОВОГО ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ "ПРОЩАНИЕ С МАСЛЕНИЦЕЙ", КОТОРОЕ ПРОВОДИЛОСЬ 17-ГО МАРТА 2002-ГО ГОДА НА ПЛОЩАДИ Д.К. ИМ. ГОРЬКОГО ГОРОДА ЧАПАЕВСКА
3.1 План подготовки театрализованного представления
"Прощание с Масленицей".
Театрализованное представление "Прощание с Масленицей" является плановым мероприятием годового стратегического плана работы социокультурной и досуговой деятельности Д. К. им. Горького города Чапаевска. Ответственный за подготовку и проведение театрализованного представления "Прощание с Масленицей" художественный руководитель Д. К. им. Горького Борисов Н. В.
№ | Содержание проведенной работы. | Ответственный за проведение. | Сроки выполнения. | Примечание. |
1 | Подготовка И написание сценария. | Режиссер массовых праздников Болотина Е. В. | 18 февраля – 25 февраля. | Подбор литературы. |
2 | Подготовка фонограммы. | Радист Гаранин А. | 25 февраля – 27 февраля. | Прослушивание фонограмм. |
3 | Изготовление и расклейка афиш. | Администратор Козлова Н. Ф. | 4 марта – 6 марта. | Анализ рекламы на щитах. |
4 | Закупка реквизита и сувениров. | Зав. массовым отделом Елютина А. Е. | 4 марта – 11 марта. | Составление сметы расходов. |
5 | Художественное оформление площади. | Художественный оформитель Грунин А. В. и Зав. хоз. Частью Самохвалов В. П. | 25 февраля – 16 марта. | Подготовка (эскизы, чертежи и т. п.) с 25 февраля, оформление с 11 марта. |
6 | Приглашение творческих коллективов. | Художественный руководитель Борисов Н. В. | 20 февраля – 25 февраля | Театр эстрадных миниатюр, танцевальный коллектив, фольклорный ансамбль, вокальный дуэт. |
7 | Проведение репетиций. | Режиссер массовых праздников Болотина Е. В. | 25 февраля – 16 марта (генеральная репетиция). | Отдельными блоками. |
3.2 Сценарный план
(17.03.02 г.)
12-00 Начало представления.
I. Реприза с Петрушкой.
1) Выход фольклорной группы (4 песни, во время песен проводятся конкурсы:
А) "Хлопай-топай";
Б) "Повтори движение";
В) "Танец матрешек".
2) Весенняя закличка.
II. Выход Вороны.
1) Песня про ворону.
2) Танец Ворона.
III. Реприза с Иванушкой и Емелей.
1) Аттракционы:
А) "Столб";
Б) "Ходули";
В) "Бой мешками".
2) Эстафета "Воробьи-вороны".
IV. Выход Масленицы.
1) Танец с Масленицей.
2) Угощение блинами.
3) Конкурс частушек.
4) Хоровод-ручеек.
5) Сжигание чучела.
V. Праздничная программа в зрительном зале Дворца Культуры.
3.3 Либретто
Театрализованное представление "Прощание с Масленицей" начинается у главного входа Д. К. им. Горького. Звучит фонограмма "Масленица", на сцену выходит ведущая и приветствует всех собравшихся. После репризы с Петрушкой на сцену выходит фольклорный ансамбль "Раздолье" и исполняет четыре песни, во время которых проводятся конкурсы со зрителями. После того, как фольклорный ансамбль покидает сцену, ведущая обращается к зрителям с тем, чтобы все вместе произнесли весеннюю закличку. После весенней заклички на сцену выходит Ворона. Следом за ней выходят Дьякова Ж. и Кувшинов А.; они исполняют песню о Вороне. Затем Ворона исполняет танец Ворона. Дальше следуют репризы с Иванушкой и Емелей. Ведущая объявляет об условиях состязаний на аттракционах ("Столб", "Ходули" и "Бой мешками"). По окончанию состязаний на аттракционах проводится эстафета "Воробьи-Вороны". Затем следует выход Масленицы. Далее: танец с Масленицей, угощение блинами, конкурс частушек, хоровод-ручеек. Завершает театрализованное представление "Прощание с Масленицей" сжигание чучела.