Мифы о Дионисе ярко отражали переход общества от скотоводства к земледелию, важнейшей отраслью которого в Греции было виноградство. Дионис становится богом земледелия, виноградства, вина и веселья. В числе эпитетов Диониса есть такие как "плодородный", "цветущий", "жизнетворящий". А много позже в культе Диониса искали опоры демократические элементы, выступающие против земледельческой аристократии. В нем утверждалась здоровая, радостная, изначальная для народных обрядов и празднеств, стихия.
В фаллических празднествах древних египтян, судя по описаниям древнегреческого историка Геродота, чествовались зиждительные силы природы, торжествовало плотское начало, бушевал смех, разворачивались комические перевоплощения. И у древних греков смех, веселье были жизнетворцами, созидателями. Эта подлинно народная стихия восходит именно к празднествам Диониса, на которых были созданы такие виды народного искусства, как дифирамб и комос. Дифирамб – это хоровое песнопение, восхваляющее и прославляющее бога веселья Диониса, при исполнении дифирамба из хора выделялся запевала, начинавший песню. Комос – это веселое шествие поселян, ватага гуляк, процессия пирующих. Такое шествие, как правило, сопровождалось задорными фаллическими песнями.
Весной вся Аттика справляла Великие Дионисии – празднество, продолжавшееся около недели. В это время не взыскивали долгов, отпускали на поруки узников, никого не арестовывали, чтобы все могли участвовать в празднике. Первоначально главной частью Великих Дионисий была торжественная процессия, во время которой деревянное изображение Диониса переносили из Денейского святилища в храм близ рощи Академа. Позднее главную роль стали играть пышные театрализованные и театральные представления, продолжавшиеся два дня. В период расцвета рабовладельческой демократии и наивысшего развития полисной системы народные празднества, торжественные шествия и игры, выросшие из древних обрядов и культов, всеместно поддерживались городами-государствами. Организацию празднеств и всю их материальную сторону полисы (т. е. общество в целом, городские власти) брали на себя. Благодаря этому народные празднества процветали, возникали разнообразные формы массовых состязаний-представлений. Так, например, филы (родовые объединения Афин) выставляли на соревнованиях своих атлетов, свои хоры и перед лицом собравшейся общины добивались награды в состязаниях. Сложное искусство коллективной орхестики (другое название дифирамбов) выросло и развивалось в четвертом и пятом веках до нашей эры именно на основе этих гражданских празднеств-представлений.
Из обще греческих празднеств наибольшей популярностью пользовались Истмийские и Олимпийские игры. Истмийские игры проводились каждые два года на Коринфском перешейке – в Истме, Олимпийские – раз в четыре года в Олимпии.
Во время Олимпийских праздников по всей Греции объявлялся мир. За несколько месяцев до игр по городам и колониям рассылались послы, приглашавшие гостей на празднество в Олимпию. Победители Олимпиады получали в награду оливковый венок и пользовались большим почетом.
Известно, что в античности существовали неразрывные связи между атлетикой, музыкой и поэзией. И сам Геракл – покровитель Олимпийских игр, по представлениям греков, - не был чужд искусству музыки. Древние греки стремились к совершенному единству физической силы и духовной красоты в человеке. И их празднества и состязания учили любоваться таким единством и вырабатывать его в себе. Вот почему их играм и состязаниям-представлениям периода расцвета рабовладельческой демократии была свойственна такая широта и массовость.
В Древнем Риме народные представления, как и в Греции, восходят к сельским праздникам сбора урожая. После уборки урожая крестьяне приносили в жертву Земле – поросенка, богу лесов Сильвану – молоко, а духам, которые сопровождают человека от колыбели до могилы, - вино и цветы.
Римляне не только воевали с соседними народами – этрусками и греками, но и подвергались сильному воздействию с их стороны, так как по своему общественному и культурному развитию стояли ниже их.
В 364 году до н. Э., по случаю моровой язвы, в Рим были приглашены этрусские актеры, ибо "обычные средства" для умилостивления богов не помогали. Этрусским актерам – мимам – стала подражать римская молодежь, прибавившая к их мимическим сценкам пение и диалог. Вскоре у римлян появились свои актеры, которых стали называть, как и в Этруссии, гистрионами. Гистрионы начали исполнять сатурны – небольшие, сюжетно не объединенные сценки комического характера (буквально слово сатура обозначает блюдо, состоящее из разных овощей, - нечто вроде нашего винегрета). Сатурна включала в себя и музыку, и пение, и диалог, и была истинно народным, площадным зрелищем.
Следующий этап в развитии народных представлений в Древнем Риме – появление ателланы. Исследователи считают, что ателлана была заимствована римлянами от племени осков из Кампаньи в начале третьего века до нашей эры. В Кампанье был городок Ателла. Вероятно, по имени этого городка римляне и стали называть пришедший к ним народный фарс ателланой. Характерная особенность ателланы состояла в наличии постоянных типов‑масок. Это был глупец Макк, обжора Буккон, жадный старец Папп и шарлатан Доссен. Один только облик хорошо знакомых публике персонажей вызывал у зрителей смех. Исполнители ателланы выступали в масках, текст импровизировался. Содержание нередко отличалось не только веселым юмором, но и грубостью, непристойностью.
В третьем веке до нашей эры дальнейшее развитие получил воспринятый римлянами от этрусков и греков мим (его название произошло от греческого слова "подражать"). Как и в ателланах, но обычно без масок, самодеятельные актеры мима (в том числе и женщины) разыгрывали маленькие и веселые сценки из народного быта, а иногда выводили в шутовском виде богов и героев. Существенной частью мима были танцы под аккомпанемент флейты. Сценическая постановка отличалась простотой и непритязательностью.
Из древних праздников римлян следует отметить сатурналии, выросшие из земледельческих обрядов. Римляне верили, что бог посевов Сатурн (от sator – сеять) дал людям пищу и первоначально правил миром; время его было золотым веком для людей. На празднике сатурналии все становились равными – не было ни господ, ни слуг, ни рабов. Истинно народный, демократический характер этого празднества обусловил его долголетие в период демократического правления в Риме.
В период императорского правления, начиная с первого века до нашей эры, характер празднеств резко меняется. Огромные богатства, притекавшие в Рим в результате завоевательных войн, способствовали развитию роскоши в быту высших классов и обнищанию неимущих слоев населения, особенно мелких ремесленников. А так как античные ремесленники и сами использовали труд рабов, то у них тоже постепенно выработалось пренебрежительное отношение к труду. К тому же высшие классы общества с целью отвлечения народа от политической борьбы стремились сделать театрализованные представления и зрелища чисто развлекательными. С этой целью начали культивироваться состязания гладиаторов и травля животных, а в театрализованные представления откровенно вводились элементы эротики и цинизма.
Большим успехом у зрителей в это время пользовался пантомим (не следует путать с народным мимом). Это был сольный танец, который исполнял актер, игравший несколько ролей, как мужских, так и женских. Танец сопровождался музыкой и пением. Вокальные партии исполнял хор, который излагал содержание пантомима. Если же танец исполнялся ансамблем танцовщиков, то он назывался пиррихой. Число участников пиррихии доходило до нескольких сот. Сами римляне отмечали крайнее бесстыдство нового вида представления.
Императоры стали чаще использовать цирковые и театрализованные представления в борьбе за власть, для укрепления своей популярности. Так, число праздничных дней, посвященных зрелищам, при Августе составляло 66 в году, во втором веке оно возросло до 135, в середине четвертого века – до 175.
Желая превзойти славу Олимпийских игр, император Август учредил Акцийские игры, справлявшиеся каждые четыре года (в честь победы над политическим противником Августа Антонием у мыса Акциия). Проводился в Риме и другой массовый праздник – Капитолийские состязания. Во время Акцийских и Капитолийских игр, наряду с массовыми, спортивными состязаниями (в которых принимали участие и женщины), устраивались состязания в пении, в игре на лире.
Но страсти вокруг музыкальных соревнований в Риме не шли ни в какое сравнение с всеобщим увлечением публики цирком. "В дни арены" буквально весь Рим устремлялся в цирк. Кто бы ни управлял государством, процветало оно или раздиралось междоусобицами, угрожали ему враги или же успех сопутствовал легионам – в те дни жители "вечного города" думали только об одном: какой возница одержит победу…" (5)
Состязания колесниц в цирке проводились специальными обществами римских богачей. Конкуренция между обществами, в основе которой была материальная выгода, превратила их в обособившиеся четыре партии – по числу упряжек, одновременно участвовавших в каждом состязании. Партии носили название "Белых", "Красных", "Зеленых" и "Голубых" (по цвету одежды колесниц). Болельщики также разделялись на четыре враждующих между собой лагеря.
В Риме были образованы целые касты организаторов празднеств: служители торжеств брачного союза ("свадебных спектаклей"), служители триумфов, погребальных пиров, всевозможных игр. Главным организатором священных обрядов и празднеств в масштабах всего государства были коллегии квиндецемиров (15 человек), нередко во главе с самим императором.