Смекни!
smekni.com

Итальянские библиотеки в эпоху Возрождения (стр. 3 из 4)

В 1337 г. Петрарка составил опись своей коллекции, назвав ее "Мои книги" ("Libri mei"). К концу жизни в ней числилось более тысячи названий, немало библиографических редкостей. Своему слуге он поручил хранить коллекцию как величайшую святыню.

Великая заслуга Петрарки – возрождение забытого в средние века принципа публичности библиотеки. В 1362 г. В страхе перед чумой, он покинул Милан и перебрался в Венецию. Тут поэт и сделал правительству республики предложение – передать в будущем свою редкую коллекцию собору св. Марка при условии, что в Венеции ему будет предоставлено жилье, а его собрание станет доступным для всех желающих. Правительство Венеции приняло это предложение. Дальнейшая судьба собрания Петрарки не совсем ясна, остатки его находятся в различных библиотеках.

Петрарку считал своим учителем великий Джованни Боккаччо (1313-1375). Он тоже стал страстным коллекционером старинных манускриптов, но, будучи человеком, менее состоятельным, чем Петрарка, не мог тратить на это увлечение таких средств. Часто разъезжая по Италии, он возил с собой наиболее ценные манускрипты в тщательно упакованных специальных ящиках.

Боккаччо, также как и Петрарка, хотел сделать свое собрание общедоступным и с этой целью завещал его в 1374 г. монастырю Санто Спирито во Флоренции, где в 1428 г. его библиотеку обнаружил Никколо Никколи.

Крупнейшим собирателем рукописей был итальянский писатель-гуманист Поджо Браччолини (1380-1459), прославивший свое имя сатирическими "Фацетиями" на латинском языке. Уже в юности Браччолини интересовался античной литературой, а благоприятные условия для собирания книг нашел, работая в папской курии, сначала скриптором, затем секретарем папы Иоанна XXIII. Сопровождая папу во всех поездках, он пользовался этим для приобретения книг. Во время церковного собрания в Констанце Браччолини ознакомился с книжными собраниями близлежащих немецких, французских и швейцарских монастырей. В 1414 г. вместе с двумя приятелями он посетил Санкт-Галленский монастырь и ужаснулся тому, как запушена в нем некогда прославленная и богатая библиотека: книги оказались свалены в темной и сырой башне. В этой груде Браччолини обнаружил множество замечательных памятников античной литературы, в том числе Цицерона. В Фульдском монастыре он нашел произведения выдающегося мыслителя древности Лукреция Кара. Считая своим долгом спасти бесценные творения, Браччолини полагал, что годятся любые средства. Он доставал книги у монахов за скромные подачки, а то и просто уносил раритеты под полой. Если это не удавалось, сам делал копии. Собирал Браччолини книги в основном не для себя, а для других, например, для библиотек пап или Медичи.

Еще один крупный библиофил эпохи гуманизма Никколо Никколи (1363-1437) – советник по библиотечным делам при флорентийском правителе Козимо Медичи. Получив после смерти отца солидное наследство, юноша целиком израсходовал его на покупку книг. К концу жизни он был владельцем собрания из 800 книг. В библиотеке Никколи работали несколько писцов, а сам Никколи занимался в основном исследовательской работой по выявлению подлинников, а также писал комментарии к ним.

Перед смертью Никколи завещал свою библиотеку Флоренции с тем, чтобы в городе на ее основе была создана публичная библиотека.

Собирания памятников античной письменности, сохранение их для грядущих поколений и провозглашения принципа абсолютной доступности книжных собраний – огромные заслуги итальянских гуманистов перед мировой культурой. В немалой степени благодаря ним были спасены книжные сокровища Восточной Римской империи.

2.2 Общедоступные библиотеки

Частные коллекции библиофилов сыграли огромную роль в формировании общедоступных (публичных) библиотек. Эти библиотеки действительно стали таковыми, хотя в сравнении с теми общедоступными библиотеками, которые появились во всем мире значительно позже, они выполняли иные задачи. В данном случае понятие "общедоступная (публичная) библиотека" неотделимо от конкретного времени и представляет собой не абстрактную общедоступную библиотеку вне времени, а общедоступную библиотеку эпохи Возрождения.

Известными библиофилами и покровителями искусств и наук эпохи Возрождения были члены богатого и влиятельного патрицианского семейства Медичи во Флоренции. Еще Козимо Старший (1389-1464) увлекся книгами под влиянием Никколо Никколи. Именно Козимо Старший стал покровителем собрания Никколи: он отвел для коллекции отличное помещение в монастыре Сан Марко и пожертвовал значительную сумму на дальнейшее пополнение библиотеки. Был сделан большой заказ владельцу крупнейшей тогдашней мастерской по переписыванию Веспасиано да Бистиччи. Он сумел выполнить заказ Медичи за сравнительно короткий срок. Так возникла библиотека "Medicea publica", известная более как Библиотека Лауренциана. Библиотеки Медичи достигли расцвета во второй половине XV в. при внуке Козимо Медичи Лоренцо Великолепном.

В Италии в XVI-XVII вв. библиотеки создавали в основном князья церкви, но туда часто попадали знаменитые некогда коллекции светских властителей. Например, в Ватиканскую библиотеку в 1658 г. было включено знаменитое собрание манускриптов урбинского герцога Федериго да Монтефельтро (1422-1482), который собирал книги, чуть ли не с детства и принес в жертву этой страсти почти сказочное богатство. Для хранения своей коллекции при дворце да Монтефельтро было выстроено великолепное здание. Надо сказать, что герцог заботился и об удобствах для читателей. Читальня была отлично освещена.

Также Ватиканская библиотека пополнилась и за счет одной из лучших немецких библиотек, принадлежавшей пфальцскому князю, а в 1690 г. папе Сиксту IV досталось книжное собрание шведской королевы Христины, переехавшей жить в Рим. Папа перевел библиотеку в светлые, роскошно декорированные залы, завел наряду с читальней то, что мы называем абонементом. Благодаря заботам папы Сикста IV Ватиканская библиотека стала лучшей в Италии. Но его преемники библиотеке все меньшее внимания. Постепенно фонды утрачивали гуманистический характер, пополняясь схоластической литературой. Более или менее вольнодумные произведения держали в "секретной" библиотеке, доступ к которой был весьма ограничен.

Библиотека эпохи Возрождения – это библиотека общедоступная в смысле степени открытости ее фондов потенциальным читателям и одновременно – библиотека научная, поскольку состав ее фондов имел универсальный профиль. В первую очередь она была нацелена на сбор памятников письменности прошлого, на максимально полное отражение в своих фондах античного наследия. В этой библиотеке были созданы благоприятные условия для обеспечения сохранности уникальных документов. Вместе с тем библиотека была открыта для широкого круга читателей, проявлявших интерес к этим книгам. Иными словами, она была сориентирована и на выполнение функций сбора и хранения, и на выполнение функций обслуживания.

Вопрос о библиотекаре как профессионале встает в принципиально ином по сравнению с предшествующими эпохами ракурсе. Так Федериго да Монтефельтро разработал инструкцию, в которой сформулировал требования, предъявляемые к библиотекарю. В круг его обязанностей, согласно этой инструкции, входили присмотр за порядком, ведение каталогов, защита фондов от повреждений, обеспечение доступности фондов и проставление в специальном журнале отметок о выданных манускриптах. Монтефельтро характеризует и те качества, которыми должен обладать библиотекарь: ученостью, приятным характером, представительной внешностью, красноречием. В действительности же более всего ценилась образованность.

Своего рода символом библиотекаря итальянской общедоступной библиотеки стал хранитель Лауренцианы Антонио Мальябекки (1633-1715). Он не придавал никакого значения одежде, и его внешний вид был далек от приятной внешности, он экономил время на умывании, одевании, еде, но знал наизусть каталоги всех европейских библиотек – вплоть до того, что мог указать местонахождение той или иной книги на полке.

С XVI в. библиотекари Италии начинают уделять внимание теории создания каталогов. Первой из целой серии работ была книга монаха-бенедиктинца Флориана Трефлера, изданная в 1560 г. Автор был знаком с отечественным и иностранным опытом составления каталогов. Обязательными для библиотеки Трефлер считал каталоги: алфавитный; систематический, описывающий книги в последовательности их расположения на полках; предметный, представляющий собою перечень содержания имеющихся в фонде книг с алфавитным указателем к нему, и перечень книг, хранящихся на запасных полках. Католическая церковь, приверженцем которой был Трефлер, стремилась не допустить распространения библиотеками литературы, не соответствующей интересам церкви. Заявляя, что только для библиотекаря должен существовать перечень книг, хранящихся на запасных полках, Трефлер лишний раз подчеркнул, что библиотека – учреждение, проводящее идеи господствующих в обществе сил.

2.3 Строительство и интерьер библиотек

В средние века какой-либо специфической архитектуры для библиотек не существовало. Обычно их размещали в каком-нибудь освободившемся старом здании, где окна были обращены на восток. В XVI в. стали яснее понимать, что библиотеки нуждаются в определенной планировке, соответствующей хранителю книг и обслуживанию читателей.