Реферат
на тему:
"Battement developpe"
2009
Battement developpe с медленным поворотом en dehors и en dedans с ногой, открытой вперед и назад
Прежде, чем приступить к изучению battement developpe с медленными поворотами, необходимо тщательно проработать поворот на всех его стадиях с ногой, открытой вперед или назад на 45о. Правила исполнения самого поворота не меняются. В начале движение изучается на целой стопе, по усвоении – на полупальцах.
Туры
Туры сложнее исполнять у палки, чем на середине зала. Приступать к их изучению можно только в том случае, если уже выработан правильный тур, то есть усвоено умение сохранять во время поворота Ц. т. корпуса (равновесие, апломб) точно на оси опорной ноги. Тур исполняется на высоких полупальцах, что обуславливает натянутость опорной ноги и подтянутость корпуса. Активная и точная координация рук, а также энергичный поворот головы стимулируют тур, поэтому уже в младших классах на это обращают самое серьезное внимание.
Прежде чем перейти к изучению тура у палки, следует проверить подготовительные упражнения к турам en dehors и еn dedans, усвоенные раньше.
Тур еn dеhоrs
И. п. – V позиция, правая нога впереди, левая рука лежит на палке, правая в подготовительном положении, поворот головы направо.
Раз-и – demi-plie в V позиции, правая рука, слегка приоткрываясь затактом, через повышенное подготовительное положение поднимается в I позицию, голова поворачивается прямо, взгляд направлен вперед.
Два-и – тур en dehors – поворот на 360° по направлению от палки. Вместе с поворотом корпуса толчком пяток от пола левая нога, активно вытягиваясь в колене, поднимается на высокие полупальцы, правая принимает положение условного cou-de-pied, одновременно левая рука, помогая повороту, активно соединяется с правой в I позиции, взгляд фиксирует точку прямо перед собой, голова, не задерживаясь и быстро обгоняя поворот корпуса, возвращается в положение еn fасе, взгляд фиксирует ту же точку.
Три – поворот закончен, но положение сохраняется, проверяются ровность плеч и бедер, натянутость опорной ноги, выворотное положение работающей ноги на условном соu-dе-рiеd и правильная форма рук в I позиции.
И – правая нога, усиливая выворотность верхней части, опускается назад в V позицию в demi-plie, левая рука возвращается на палку, правая рука открывается во II позицию, голова поворачивается направо.
Четыре-и – И. п.
Тур en dedans
И. п. – вышеизложенное, правая нога в V позиции сзади.
Раз-и – demi-plie в V позиции, правая рука, слегка приоткрываясь за тактом, через повышенное подготовительное положение открывается во II позицию, голова поворачивается еn fасе, взгляд направлен вперед.
Два-и – тур еn dеdаns – поворот на 360° по направлению к палке. Вместе с поворотом корпуса толчком пяток от пола левая нога, активно вытягиваясь в колене, поднимается на высокие полупальцы, правая нога принимает положение условного соu-dе-рiеd, правая рука одновременно с поворотом активно соединяется с левой рукой в I позиции, взгляд фиксирует точку прямо перед собой.
Три – поворот закончен, но положение сохраняется.
И – правая нога опускается в V позицию вперед в demi-plie, левая рука возвращается на палку, правая – открывается во II позицию, голова поворачивается направо.
Четыре-и – И. п.
Grand battement jete с быстрым developpe (мягкий battement)
Мягкие battement – подготовка для ряда движений, элементом которых является быстрое developpe, например grand sissonne ouverte в прыжках и на пальцах, temps lie saute на 90° и т.д. Для начального изучения быстрое developpe лучше всего сочетать с обычным battement jete.
Мягкий battement вперед
И. п. – V позиция, правая нога впереди, правая рука в подготовительном положении, поворот головы направо.
Вступительный такт – правая рука открывается во II позицию.
Затакт (и) – grand battement jete вперед.
Раз – закончить движение в V позицию.
И-два – положение сохраняется.
И следующего такта – работающая нога быстрым движением через условное соu-dе-рiеd поднимается до середины колена опорной ноги, и, не задерживаясь на Раз второго такта – броском вытягивается вперед точно по прямой (линии). И – положение сохраняется. Два-и – мягкий battement заканчивается в V позицию.
Мягкий battement в сторону
И. п. – вышеизложенное.
Затакт (и) – grand battement jete в сторону.
Раз – заканчивается в V позицию вперед.
И-два – положение сохраняется.
И следующего такта – работающая нога быстрым движением через условное соu-dе-рiеd поднимается до середины колена опорной ноги и, не задерживаясь, на:
раз – сохраняя выворотность верхней части, броском вытягивается в сторону точно по прямой по возможности выше;
и – положение сохраняется;
два-и – мягкий battement заканчивается в V позицию. На следующие два такта упражнение повторяется.
Мягкий battement назад
И. п. – вышеизложенное, правая нога в V позиции сзади.
Затакт (и) – grand battement jete назад.
Раз – заканчивается в V позицию назад.
И-два – положение сохраняется.
И следующего такта – работающая нога быстрым движением через соu-dе-рiеd сзади поднимается до уровня колена опорной ноги и, не задерживаясь, на:
раз – поднимая верхнюю часть как можно выше, броском вытягивается назад точно по прямой, подтянутый корпус слегка направляется вперед;
и – положение сохраняется;
два-и – мягкий battement заканчивается в V позицию, одновременно корпус выпрямляется. На следующие два такта упражнение повторяется.
Упражнения на середине зала
Упражнения на середине зала изучают в той же последовательности, следуя тем же методическим указаниям, что и у палки. Новые движения программы IV семестра изучают сначала в чистом виде, затем в очень несложных сочетаниях с движениями, пройденными раньше, добиваясь прежде всего правильности, чистоты и выразительности исполнения.
Экзерсис на середине зала составляется так, чтобы осталось время на исполнение прыжком или на упражнения на пальцах. Сокращать экзерсис на середине зала можно за счет самих движений, например, чередуя rond de jambe par terre и battement fondu и т.д., либо ограничивая количество сочетаний движений.
Напомним план зала, предложенный А.Я. Вагановой в книге «Основы классического танца». Это ускорит и облегчит изучение движений еn tournant (с поворотом). Точки поворота указаны исходя из положения учащегося в центре зала (квадрата) (рис. 1.).
Зеркало
Рис. 1. План зала
Battement tendu en tournant
Battement tendu en tournant начинают изучать с 1/8 поворота. Для более точного усвоения вначале чередуют battement tendu с поворотом и battement tendu без поворота, возвращая работающую ногу в V позицию. При исполнении поворота еn dеhоrs работающая нога возвращается в V позицию вперед, при повороте en dedans работающая нога возвращается в V позицию назад. Поворот еn dеhоrs определяется battement tendu спереди назад и соответственно поворотом корпуса от точки 1 через точку 2 и т.д., то есть поворотом от опорной ноги наружу. Поворот еn dеdаns определяется battement tendu сзади вперед и соответственно поворотом корпуса от точки 1 через точку 8 и т.д., то есть поворотом к опорной ноге внутрь.
Battement tendu en tournant en dehors
И. п. – epaulement croise, V позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.
Вступительный такт 2/4.
Раз – руки поднимаются в I позицию, голова слегка наклоняется налево.
И-два – вместе с поворотом корпуса и ног еn fасе, руки открываются во II позицию, голова поворачивается прямо.
И – вместе с поворотом корпуса в точку 2 работающая правая нога, скользнув всей стопой по полу, открывается в сторону.
Раз – работающая нога закрывается в V позицию назад.
И-два – исполняется battement tendu в сторону без поворота, работающая нога возвращается в V позицию вперед. Соблюдая вышеуказанные правила, battement tendu tournant исполняют в точки 3, 4, 5, 6, 7, 8, заканчивая его в точке 1. Руки точно во II позиции и положение головы еn fасе сохраняются на протяжении всего упражнения.
Ваttement tendu en tournant en dedans
И. п. – epaulement croise, V позиция, левая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы налево.
На вступительный такт 2/4 с поворотом корпуса и ног еn fасе руки раскрываются во II позицию, голова поворачивается прямо.
Затакт (и) – вместе с поворотом корпуса в точку 8, работающая (правая) нога, скользнув всей стопой по полу, открывается в сторону.
Раз – работающая нога закрывается в V позицию вперед.
И-два – исполняется battement tendu в сторону без поворота, работающая нога возвращается в V позицию назад.
Соблюдая вышеизложенные правила, battement tendu en tournant исполняют в точки 7, 6, 5, 4, 3, 2, заканчивая его в точке 1. Руки точно во II позиции и положение головы еn fасе сохраняется на протяжении всего упражнения.
Усвоив движение на 1/8 поворота, изучают поворот на 1/4, обязательно чередуя battement tendu с поворотом и без поворота в каждой точке. Правила исполнения остаются теми же.
Чтобы облегчить поворотом, пятка натянутой опорной ноги слегка поднимается от пола. Поворот корпуса точно совпадает с движением работающей ноги в сторону, особенно в battement tendu с поворотом на 1/4. Носок работающей ноги находится всегда против пятки опорной ноги. При исполнении поворота еn dedans необходимо активнее посылать пятку опорной ноги вперед.
Музыкальный размер 2/4. Характер музыки четкий, бодрый. Ваttement tendu jete en tournant en dehors и еn dedans изучают после того, как усвоено координация поворота корпуса с одновременным движением работающей ноги в сторону. Сложность исполнения battement tendu jete заключается в том, что вместе с поворотом корпуса работающая нога открывается на высоту 25°. Поэтому в IV семестре battement tendu jete проходят только на 1/8 часть поворота, соблюдая при этом все правила исполнения battement tendu en tournant.
Открывая работающую ногу в сторону на уровень 25°, необходимо скользнуть всей стопой по полу. Данный поворот требует особенно точного положения ноги, открытой на 25°. Поворот корпуса совпадает с броском работающей ноги в сторону. Как и в battement tendu en tournant, необходимо следить за правильным положением стопы опорной ноги и в повороте еn dedans более активно посылать пятку вперед.