Рукописное отделение составилось из целого ряда коллекций, купленных у разных частных лиц или завещанных этими последними. При этом некоторые коллекции сохранены в том виде, в котором они поступали в библиотеку, остальные же рукописи (сюда вошли, между прочим, такие коллекции, которые по незначительности своей не заслуживают быть выделенными особо) соединены в одно целое. Все рукописи каталогизированы, причем мы имеем каталоги двух родов: инвентарные каталоги коллекций и других рукописей и специальные описи рукописей известного рода, выделенных из коллекции рукописного отделения (о каталогах этих см. статью Meyer'a в "Revue critique", 22 сент. 1884). Из вошедших в состав рукописного отделения коллекции особенно замечательны: 1) Рукописи Слона, числом 4100. 2) Рукописи Коттона, числом 900, относятся все к истории Англии и составляют во многих отношениях как бы дополнение рукописей Record office. 3) Рукописи Гарлея, числом 7539; для грамот и документов, находящихся в коллекции Гарлея (числом 14236), имеется особый литографированный инвентарь. Для истории образования библиотеки Harley'a важен, сохранившийся дневник его библиотекаря Ванлея. 4) Библиотека древних королей английских (Old royal), подаренная Георгом II, заключает в себе замечательные собрания рукописей архиепископа Кранмера, Генриха, принца Уэльского и др. К старому каталогу ее имеется рукописное дополнение, составленное в 1832 г. 5) Коллекция юридических рукописей (числом 499), купленная у юриста Френсиса Гаргрева, в 1813 году за 8000 ф. стерл.: 6) Так наз. Lansdowne collection(1245 рук.), приобретенная в 1807 году, заключает в себе бумаги лорда Burleigh, первого министра Елизаветы и многих других государственных деятелей. 7) Библиотека Th. Burney'a (524 рукописи), состоящая по большей части из рукописей классиков, была приобретена в 1818 г.; указатель к ней был написан вместе с указателем Arundel collection (см. No.10), 8) King's collection (не следует смешивать с вышеупомянутой Oldroyal coll.), состоящая из 446 томов рукописей; каталог ее, составленный в 1841 г., еще не напечатан: 9) Коллекция так называемых "mss. Еggеrton", число которых в настоящее время превышает 3000. Начало этой коллекции положено было в 1825 году, когда лорд Эджертон завещал Б. музею коллекцию из 607 разных рукописей и 906 грамот и ежегодную ренту в 12000 франков для приобретения новых рукописей. 10) Так называемая "Arundel collection" - часть коллекции, принадлежавших Говарду, графу Арондельскому, который всю свою жизнь (1593 - 1646) посвятил собиранию рукописей; к сожалению коллекции его, по смерти собирателя их рассеяны были по разным местам; часть рукописей разделена была в 1681 г. между Royal Society и College of arms. И только в 1834 г. первое из этих учреждений передало Британскому музею те 550 рук., которые достались на его долю. 11) Рукописи лорда Асбернгама, который в 1863 г. продал музею одну из четырех принадлежавших ему коллекций, а именно - Stowe-collection, самого разнообразного содержания; они частью уже описаны.
Что касается остальных, не вошедших в упомянутые коллекции рукописей, грамот и документов (additional collection, additional charters), то им ведется особый тщательный инвентарь: "Catalogues of additions to the mss. in British Museum" (число внесенных сюда рукописей доходит до 35000; тут же описываются и те, которые приобретаются на средства, завещанные лордом Эджертоном); кроме того, в читальной зале имеется литографированный инвентарь грамотам и документам (additional charters) в 10 томах, - число их также доходит до 35000. Рукописи, за исключением особенно ценных и грамот, предоставляются в распоряжение занимающимся в общем читальном заде. Для занятий же особенно ценными рукописями и актами имеется специальный зал, где находится замечательный систематический каталог рукописям. Он состоит из 110 томов, на листы которых наклеиваются заглавия, взятые из всех других, как печатных, так и рукописных каталогов Британского музея; каждый том этого каталога посвящен какому либо отдельному предмету, так напр. т. 15 посвящен государственным бумагам, тома 109 и 110 - печатям (Index of seals). Некоторые из томов этого каталога уже начали появляться в печать. Кроме коллекций каталогов имеются еще следующие, которые обнимают однородные рукописи во всех коллекциях рукописного отделения: каталог восточных рукописей сирийских, эфиопских, персидских и испанских. Сюдажеможноотнести: "Index to the pedigrees (родословным) and arms (гербам) contained., in the genealogical mss. in the Brit. Mus." И "Catalogue of romances in the dep. of mss. inthe British Museum"; см. заметкиОмонаогреческихрукописяхБританскогомузеяв "Bibl. de l'Ecole des Chartes" (1884).
Глава IV. Музей
Переходя к Музею, укажем, прежде всего, на коллекцию египетских древностей, которая занимает большую галерею в 92 м длины и несколько небольших зал. Основанием ей послужила коллекция египетских редкостей, собранная французским ученым Деви и попавшая в 1801, после капитуляции Александрии, в руки англичан; она подарена была Музею Георгом III; кроме него, коллекцию эту обогатил своими приношениями герцог Нортумберлендский. Общее число ее превосходит 10000.
4.1 Древнеегипетская коллекция музея
Одна из крупнейших в мире (свыше 66 тысяч экспонатов). Хронологически охватывает период 4–3 тыс. до н.э. до 7 в. Наиболее богатый раздел – монументальная пластика Нового царства (16–11 вв. до н.э.): Гранитная голова Тутмеса III, две Фигуры Аменхотепа III из черного гранита, огромная голова от его статуи (ок. 1400 до н.э.), Скульптура фараона Рамсеса II (ок. 1250 до н.э.), каменные саркофаги, изваяния богов.
При входе в один из залов выставлен Розеттский камень (ок. 196 до н.э.), с высеченным текстом декрета в честь царя Птолемея V. Черная базальтовая плита была найдена в 1799 французскими солдатами близ г. Розетта. Благодаря надписи, дважды повторяющей текст различными системами египетской письменности и переводом на греческий язык, Жан-Франсуа Шампольон (1790–1832) в 1822 расшифровал египетские иероглифы.
В египетской коллекции музея хранятся папирусы (ок. 800 документов), знакомящие мир с литературными произведениями, богословскими сочинениями, религиозными гимнами и мифами, научными трактатами, записями исторических событий, а также с деловой и личной перепиской, юридическими документами. Музей хранит так называемые Книги мертвых – свод магических заклинаний, включавший более 180 глав. Лучшие образцы украшались рисунками, заставками, миниатюрами: «Книга мертвых» жрицы Анхаи (ок. 1100 до н.э.), «Книга мертвых» Хунефера (ок. 1300 до н.э.).
В этом отделе представлены изделия ремесла, керамики, стеклянные и фаянсовые вазы, ювелирные украшения, скарабеи, росписи, снятые со стен фиванских гробниц и выполненные в технике темперы (15 в. до н.э.): Земледельцы с гусями, Охота на водяных птиц, Певицы итанцовщицы и др. – все датируются 1425–1379 до н.э.
Здесь же экспонируются около ста деревянных саркофагов, хорошо сохранившиеся мумии, в том числе мумии священных животных, коптские ткани и Фаюмские портреты (1–4 вв.). В собрании находится 31 портрет: Саркофаг с портретом Артемидора из Фаюма (нач. 2 в.), Портрет молодойженщины из Эр-Рубайят (2 в.), Портрет мужчины из Хавары (нач. 2 в.).
4.2 Отдел древностей Передней Азии
Это собрание произведений древних цивилизаций Ближнего Востока: Шумера, Аккада, Вавилонии, Хеттского царства, Ассирии, Урарту, Сирии, Палестины, Финикии, Южной Аравии, Древнего Ирана от 6–5 тыс. до н.э. до 7 в. Английский археолог Остин Генри Лэйярд (1817–1894) нашел Северо-западный дворец Ашшурнасирапала в Нимруде, построенный в 883–879 до н.э. и украшенный рельефами и скульптурой. Шеду, гигантские быки с орлиными крыльями и человеческими головами, парами стояли перед входом во дворец и призваны были оберегать священную особу царя.
Высочайшим достижением ассирийского искусства был монументальный рельеф, расцвет которого пришелся на 9–7 вв. до н.э. Каменные панели украшали интерьеры дворцов ассирийских царей. Сюжетами являлись сцены многочисленных битв и походов, кровопролитные сражения: Осада города, Атака колесниц, Беглецы, переплывающие реку – рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде (883–859 до н.э.). Ритуальные сцены в честь богов: Крылатое божество с орлиной головой, Крылатоебожество, Ритуальная сцена – рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде (883–859 до н.э.). Монументальные сцены охоты, любимого развлечения ассирийских владык: Царь на колеснице поражает львов стрелами, Раненная львица, Мертвый лев, Охота на диких ослов, Лев, выходящий из клетки – рельефы из дворца Ашшурбанипала в Ниневии (669–635 до н.э.). Всего около 250 рельефов.
Отдел древностей обладает самой большой в мире коллекцией глиняных табличек с клинописными текстами, охватывающей все стороны жизни Месопотамии 3–1 тыс. до н.э. (более 150 тысяч). Гордостью музея является всемирно известная Ниневийскаябиблиотека царя Ашшурбанипала (7 в. до н.э.) – 20 тыс. табличек различного содержания.
4.3 Искусство Древней Греции и Древнего Рима
Представлено в музее коллекцией, начиная с памятников Эгейского мира (3–2 тыс. до н.э.) и завершая произведениями, созданными на закате Римской империи. Коллекция греческо-римских древностей занимает 12 зал. В нее вошли так наз. "Phigalion marbles" (из храма Аполлона в Фигалии), "Elgin marbles" (главн. образом из афинского Парфенона; эти шедевры греческого искусства вывезены были из Греции английским послом в Константинополе лордом Эльджином и проданы им в 1816 Музею), "Xanthian", или "Lycian marbles" (произведения ликийской скульптуры, которые в 1845 г. подарил Музею Ч. Феллоуз), найденные Ч. Ньютоном на развалинах древнего мавзолея в Галикарнассе: "Halicarnassian marbles"; далее, необходимо отметить остатки знаменитого храма Дианы в Эфесе, которые в 1869≈71 гг. нашел один из чиновников Музея Вуд, и коллекцию классических древностей времен римских императоров, которая главным образом составилась из коллекции, купленной в 1806 году у наследников знаменитого собирателя Тоунле. В 1864 году куплена была часть древностей, находившихся в палаццо Фарнезе в Риме и принадлежавших бывшему королю неаполитанскому.