Ужесточалось отношение к женщине. Женщины получали строгое воспитание: с детства занимались домоводством, не смели бродить по городу, по пристани. Проституция преследовалась строго, хотя немалое число замужних женщин по бедности подрабатывало этим древнейшим ремеслом.
В ренессансную эпоху было немало общественно активных и весьма самостоятельных женщин в разных слоях населения.Все большее число женщин из обеспеченных семей стремилось учиться и самостоятельно устраивать свою судьбу.
Дети были очень зависимыми. Детство в принципе не выделялось как особый период в жизни человека, требующий своего отношения, одежды, пищи и т.д.; обучение подавляющего числа детей происходило в процессе семейных занятий — производственных и бытовых. Другому мастерству отдавали учить на сторону. Главным было, чтобы дети репродуцировали статус, модель поведения и связи родителей, подготовились к супружеству, самостоятельному ведению хозяйства или проживанию в доме хозяина. В школе главным предметом являлась религия, главным средством воспитания — розги. С их помощью учили подчиняться хозяину и авторитетам. Состоятельные люди приглашали для своих детей домашнего учителя-священника или университетского профессора. Юноши дворянского и бюргерско-патрицианского круга знали иностранные языки, художественную литературу и историю, писали стихи на латыни. Обучение они продолжали в университетах Упсалы и Копенгагена (основаны в 1477 и 1478 гг. соответственно), затем — в зарубежных университетах, много путешествовали по Европе, а порой — и по Ближнему Востоку. Университеты Виттенберга и Лувена были особенно популярными.
Просвещение втягивало в свою орбиту многих, вынуждая подчиняться моде: давать образование детям, ставить в домах и садах скульптуры, собирать произведения живописи и книги, заказывать ренессансные постройки, покровительствовать ученым. И хотя общество в целом жило традиционной жизнью, которую элитарная культура лишь затрагивала своими краями, все же книжная образованность и путешествия порождали взаимодействие культур внутри страны и зарубежные заимствования. Последним способствовало традиционное наличие в странах Севера множества иностранцев, приток которых в XVI—XVII вв. еще более усилился[9].
В обществе скандинавов царили церковная мораль и официальное благочестие. В основе религиозных представлений лежала Библия. Протестантская церковь и государство насаждали верность лютеранской ортодоксии. Многие католические обряды, почитание икон и т.п. еще долго сохранялись в приходах, особенно сельских. В праздники и будни у крестьян служили то протестантскую, то католическую мессу. Недовольство условиями жизни обращало людей к старым идеалам, католичество становилось подчас знаменем борьбы против абсолютизма так же, как некогда язычество — знаменем борьбы против феодализации.
В народе сохранялась масса языческих верований, ритуалов и предрассудков. Люди были до предела суеверны, верили в колдовство и магию, по всякую нечисть. Народ по-прежнемунаселял лес лешими, воду —водяными и русалками, избы —домовыми. И после Реформации скандинавы все еще не изжили язычество и фактически исповедовали дуализм верховных сил — добра и зла, находящихся между собой в постоянной борьбе.
В процессах против ведьм, характерных для XVI в., на Севере, как и по всему Западу, сказался характерный для средневековья дуализм — представление о противостоянии Господа и Сатаны. В соответствии с ветхозаветными традициями женщина, как слабая духом, объявлялась особо подверженной влиянию дьявола, его орудием, направленным против рода человеческого. И один из парадоксов эпохи заключался как раз в том, что всеобщее усиление культа Богоматери-Девы сопровождалось усилением нажима на обычных женщин, всяческим подчеркиванием их «нечистоты», склонности к разврату и прочим грехам. Люди реально верили в троллей, а также ведьм и ведьмачей, в напускаемую ими порчу. Признаками «ведьмачества» служили знаки на теле типа темных родинок, эпилептические припадки или психическое заболевание (бесноватость), а нередко и искусство врачевания.
Таким образом, быт стран Северного Возрождения отличает консерватизм, влияние Средневековья. Сохраняется большое число языческих верований. Особый интерес проявляется к индивидуальной неповторимости человека.
Заключение
Эпоха Возрождения поставила в центр мира человека. Он понял, что только от его усилий зависит его жизнь. На это мировоззрения повлияли учения гуманистов, которые стремились воплотить в жизнь свои идеи. Результатом этого послужило создание studiahumanitatis. Они открывали школы, кружки, читали лекции. Под влиянием этого существенно изменился быт народа. Появляется стремление к роскоши. Люди хотят сделать свою жизнь уютней, красивей, удобней. Существенно меняется обстановка в доме, одежда людей. Общество эпохи Ренессанса преодолело былую замкнутость. Об этом свидетельствуют архитектура жилища, мебель, одежда и т.д.
Люди перестали бояться бога, и это привело к падению моральных устоев. Особенно ярко это проявляется в Италии: азартные игры, преступления, кровная месть, супружеские измены и т.д. В странах Северного Возрождения это проявляется не так ярко. Здесь наблюдается влияние христианской идеологии, все более сдержанно, супружеские измены не являются нормой.
Итак, общими чертами для Итальянского и Северного Возрождения являлись:
- человек – центр мира
- появление studiahumanitatis
- стремление украсить свою жизнь
- в рационе появляются новые продукты
- расширяется количество мебели в доме
Отличительные черты:
- В Северном Возрождении в отличие от Итальянского проявляется большее влияние средневековых традиций
- На Северное Возрождение большое влияние оказывала Италия
- В Итальянском Возрождении проявляется большая распущенность
Исследователи многократно отмечали, что добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом. Люди вышли из Средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях[10].
Список литературы
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — М.:ООО Кирилл и Мефодий,2007
2. Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности /Баткин Л.М.; Ред. С.С.Аверинцев-М.: Наука, 1989.-272с.
3. Брагина Л.М. Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейское значение. История Европы. От Средневековья к новому времени.— М.: Наука,1993.-532с.
4. Букгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения/Пер. с нем. С.Брилианта. - Смоленск: Русич, 2002.-448с.
5. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. 2-е изд., испр. и доп./Под ред. А.Н. Немилова и А.С. Кантор - Гуковской. - Л.: Издательство Ленинградского университета.1990.-624 с.
6. История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001.-479с.
7. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения.— М, 1997.-304с.
8. Любимова Л. Искусство Западной Европы. — М., 1976.-319с.
[1]Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — М.:ООО Кирилл и Мефодий,2007
[2]Брагина Л.М. Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейское значение. История Европы. От Средневековья к новому времени.— М.: Наука,1993, - с.461
[3]Лосев А.Ф. Эстетика возрождения.— М, 1997, - с.380
[4] История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001. — с.436-437
[5] История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001. — с.120
[6] История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001. — с.180
[7] Букгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения/Пер. с нем. С. Брилианта .— Смоленск: Русич, 2002.-с.363
[8] Букгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения/Пер. с нем. С. Брилианта .— Смоленск: Русич, 2002.-с.371
[9] История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001. — с.432-433
[10] Любимова Л. Искусство Западной Европы. — М., 1976.— С.128