Чудом можно назвать и относительно недавнее событие, связанное уже с другим, не столь старым, списком Иверской иконы, находящимся ныне в Валдайском монастыре (икона Богородицы, принесенная с Афона, бесследно исчезла после закрытия обители). В 1993 году в Иверском монастыре случился пожар, во время которого сильно пострадал и чтимый образ Божией Матери. Пожар начался от свечи, стоявшей перед иконой в деревянном подсвечнике. Полностью сгорел сам подсвечник, пол под ним, рама образа, полотенце, которым он был покрыт. Сильно обгорела и задняя часть доски. Но, как ни странно, лик Богородицы на иконе остался цел...
Вот уже больше пятнадцати лет насельники монастыря молят Господа и Пресвятую Деву еще об одном чуде - явлении мощей праведного Иакова Боровичского. Согласно "основной" версии, мощи его были вывезены из монастыря после закрытия в неизвестном направлении. Но есть и мнение, будто последние валдайские монахи захоронили их где-то на территории монастыря. Уже появлялись люди, указывавшие: "Надо копать вот тут". Копали - и ничего не находили. Но, быть может, чудо все-таки произойдет, и мощи праведника будут обретены.
Типография Валдайского Иверского монастыря, учрежденная Патриархом Никоном, стала первой провинциальной типографией в Московском государстве.
Причиной многих неурядиц в современной ему церковной жизни Патриарх Никон считал недостаток грамотности духовенства и прихожан, отсутствие духовного просвещения. В некоторых храмах в то время даже не было полного комплекта богослужебных книг, не говоря уже о книгах менее насущных. Никон, сам выходец из приходского священства, не понаслышке был знаком со всеми этими затруднениями.
Еще будучи Новгородским митрополитом, Никон пытался устроить типографию в Хутынском монастыре. Тогда дело остановилось из-за отсутствия квалифицированных мастеров-печатников. Когда же в новопостроенный Валдайский Иверский монастырь прибыла братия Кутеинской обители и привезла с собой собственную типографию, Патриарх воспрянул духом. Монахи-белорусы умели управляться с печатным станком и были готовы наладить книгопечатание в новой обители.
В 1657 году типография Иверского монастыря начала работу. По преданию, расположилась она в самой большой, Михайловской, башне (называемой также Патриаршей или Никоновой). Но, скорее всего, это все-таки лишь предание, поскольку строительство каменных башен и стен началось в обители лишь в последней четверти XVII века. Возможно, типография размещалась в том деревянном здании, что находилось на месте нынешней Патриаршей башни.
За восемь лет своего существования Валдайская типография выпустила в свет следующие издания: два Часослова; сочинение инока Стефана Святогорца "Рай мысленный" с приложением, принадлежавшим перу самого Патриарха Никона, куда входило, в частности, "Сказание о строении Иверской обители на Святе озере и о явлении и перенесении мощей св. Иакова Боровичского"; "Брашно духовное" святогорца Фикары; жалованная грамота царя Алексея Михайловича.
Необходимо отметить, что типография Валдайского Иверского монастыря стала первой провинциальной типографией в Московском государстве (если не считать весьма скромной и недолго просуществовавшей типографии в Александровской слободе, учрежденной Иваном Грозным, и тоже недолголетнего нижегородского "филиала" Московской типографии, устроенного сбежавшими от Смуты московскими мастерами-печатниками).
Вообще, издательское дело в России в описываемую эпоху находилось не на высоком уровне. Единственная типография, работавшая в Москве, не могла обеспечить все возраставшую потребность в богослужебных и учебных книгах. Несмотря на то, что со времени издания Иваном Федоровым "Апостола" прошло уже сто лет, положение вещей изменилось мало. Книги печатались медленно и плохо. В XVI веке было отпечатано всего восемнадцать наименований книг, причем тираж в несколько сот экземпляров считался вполне достаточным.
Вплоть до учреждения на Москве Патриаршества книгопечатание было "спорадическим". Книги то издавались, то не издавались. Лишь с 1589 года стало возможно говорить о регулярном издании хотя бы того минимума книг, который был потребен для отправления богослужений. Первой книгой, изданной при Патриархе Московском, стала "Триодь Постная" - книга, содержащая службы Великого поста и предшествующих трех недель. Но и после учреждения Патриаршества книгопечатание в Москве "уставиться" как следует не успело. Началось Смутное время.
Окончательное устроение Московского печатного двора связано с правлением первого царя из дома
Романовых, Михаила Федоровича. Тогда же была основана так называемая Правильная палата (что-то вроде "редакторского отдела"), где текст книг готовился к печатанию. Дело это было чрезвычайно важным, поскольку практически вce книги, выходившие в свет в конце XV! - первой половине
XVII веков, были церковными, и от богословской и лингвистической подкованности справщика зависело, будет ли служба в храме Божием отправляться должным образом. Увы, Правильная палата не всегда оказывалась на высоте, и в книги все равно прокрадывались досадные ошибки. Причем не только по невежеству справщиков, но и по "злонамеренности" некоторых из них. Например, известно послание Патриарха Филарета от 1633 года, содержавшее требование отобрать из всех монастырей и храмов двумя десятилетиями ранее изданный Типикон и отправить в Москву для предания огню, поскольку те Уставы печатал "вор, бражник, чернец Логгин, и многие в тех Уставах статьи напечатаны не по апостольскому и не по отеческому преданию, своим самовольством".
Таким образом, становится ясно, что предпринятая Никоном попытка завести печатное дело в Валдайском Иверском монастыре есть серьезный шаг в распространении духовного просвещения. К сожалению, вследствие опалы Патриарху не удалось развить и умножить начатое. В 1665 году он, затворник Ново-Иерусалимского монастыря, не будучи в состоянии надзирать за книгопечатанием в Иверской обители, повелел переправить к нему Валдайскую типографию. Но она уже не пригодилась. В 1666 году Патриарх Никон был осужден Большим Собором и отправлен в дальнюю ссылку.
В погожий день с монастырской пристани легко увидеть город Валдай, вольготно раскинувшийся на берегу озера. Существуя в столь близком соседстве, монастырь и город не могли не оказывать взаимного влияния друг на друга.
Первые упоминания о деревне Валдайское Селище относятся к XV веку. Тогда в деревеньке было всего два двора. Жили в них крестьяне Яков и Клим Демеховы, отец и сын.
Развитие и рост Валдайского Селища и близлежащих деревень относится к XVI веку, когда потребовалось организовать регулярное сообщение между Новгородом и Москвой. На дороге поставили станции, где путники переменяли лошадей. Назывались они ямами - от татарского слова "дзям" (дорога).
"Шоссе", пролегшее через Валдай, и ямская станция, основанная в нем, способствовали быстрому росту населения, появлению новых ремесел. С 1573 по 1584 год число дворов в Валдае увеличилось с сорока до девяноста, Тогда же в селе появилась деревянная церковь во имя св. Параскевы Пятницы с колокольней.
Валдайский Иверский монастырь также оказал значительное воздействие на судьбу села. В мае 1654 года царь Алексей Михайлович закрепил Валдай (а также другие окрестные села) за монастырем, а монастырь был заинтересован в том, чтобы в его селе жил народ трезвый, крепкий и трудолюбивый. Особое внимание уделялось развитию ремесел и церковному строительству. В 1694 году в Валдае построили первую каменную церковь - Троицкий собор. Многократно перестроенный, он сохранился до наших дней. Правда, теперь в нем размещается районный дом культуры.
С момента основания Петербурга в истории Валдая открылась новая глава. Грунтовая дорога, проложенная между старой и новой столицами, никогда не пустовала. Через Валдай непрерывно двигались обозы, груженые снедью и мануфактурой, шли войска, мчались курьеры. И все проезжие разносили по Московско-Петербургскому тракту славу о валдайских баранках. Да, именно "бараночное производство" прославило Валдай первым, а вовсе не литье колоколов, зародившееся здесь лишь в конце XVIII века.
Очевидно, своим рождением валдайский колокольчик обязан какому-нибудь местному кузнецу, которому в один прекрасный день прискучило заниматься только лишь лошадиными подковами да ремонтом экипажей. Надо сказать, что во второй половине XVIII века в городе насчитывалось около полусотни кузниц, И ни одна из них без дела не простаивала - столь велик был спрос на кузнечные работы. Работали валдайские кузнецы и для Иверского монастыря.
В 1770 году Екатерина II присвоила Валдаю статус города, даровав ему герб, на котором присутствовала корона - символ монаршей благосклонности. А уже в начале XIX века слава о Валдае и его колокольцах шла (точнее - звенела) по всей России. Наибольшей популярностью пользовались, конечно, маленькие (поддужные) колокольчики И бубенцы. Звонкие и прочные, с ласково-провинциальными надписями "Дар Валдая" или "Кого люблю, того дарю", они были так хороши и так бойко раскупались, что уже в 1830-е годы их подделывали в других областях, и порой надпись "Дар Валдая" можно обнаружить на совсем "невалдайских" колокольчиках, Лили в Валдае также и большие - весом до двух тысяч пудов - колокола.