Смекни!
smekni.com

Великая русская актриса - М.Н. Ермолова (стр. 2 из 2)

Мария Николаевна Ермолова в "Зимней сказке"

У Шекспира есть одна пьеса - "Зимняя сказка", в которой Ермолова играла небольшую сравнительно роль - невинно оклеветанной королевы Гермионы; король Леонт, супруг ее, подозревавший ее в измене, приказывал ее казнить, но Паулина, жена сицилийского вельможи, спасает ее и несколько лет скрывает у себя. Тем временем невинность Гермионы выясняется для всех, и король предается раскаянию - Паулина говорит ему, что у нее сохранилась статуя, изображающая королеву. Ведет его к нише, отдергивает покрывало, и он видит статую Гермионы. Он выражает свое позднее раскаяние, свою любовь - статуя делает движение и сходит с пьедестала. Все объясняется и кончается, как всегда в волшебных сказках, к общему счастью.

Роль Гермионы не центральная. Мы видим ее только в первых трех актах и затем в заключительной сцене пятого акта. Роль эту нельзя назвать эффектной, и, однако, от всего спектакля у меня ярко запомнилась только ее фигура, не считая разве прекрасно игравшей характерную роль Паулины -Федотовой и неподражаемого мошенника Автолика в исполнении М.П. Садовского. Всех остальных заслонила Ермолова.

С самого начала какими-то неуловимыми штрихами Ермолова вводила в характер Гермионы, делала из этой сказочной королевы одну из наиболее жизненных, вызывающих все симпатии зрителя фигур, не располагая для этого ни многими словами, ни потрясающими сценами.

В первом акте она давала необыкновенно милый, женственный образ. Ее спокойное, безмятежное лицо дышало чистотой и счастьем, какое только может быть доступно женщине. От нее точно струилась грациозная приветливость, ее шутливая ласковость к другу мужа была так тепла и вместе с тем так целомудренна, что еще более оттеняла мрачное безумие Леонта.

В третьем акте была огромная разница с первым во всем ее облике. То безмятежное тихое веселье, которое светилось во всех ее чертах раньше, уступало место гордой скорби. Между третьим и пятым актами по пьесе проходило 16 лет. И мы видим Гермиону только в конце пьесы. Она почти ничего не говорит- и, однако, эта сцена остается одним из ее прекраснейших достижений.

В пятом акте Ермолова стояла в виде статуи. Она стояла недвижно, до иллюзии давая впечатление изваяния Опять ермоловское молчание - и, как всегда в такие минуты, от нее нельзя было оторваться, в данном случае это было созерцание почти совершенной красоты.

Ермолова всегда употребляла очень легкий грим, и здесь она была только сильно напудрена. И постепенно - так она сама волновалась этой прелестной сценой - лицо ее начинало оживать на глазах зрителей. Розовая краска появлялась на щеках, трепет пробегал по ее чертам, и, когда она по повелению Паулины делала легкое движение и тихо, плавно, точно не касаясь пола, спускалась с пьедестала, не глядя на ступени, а только глядя в глаза Леонта, и обнимала его, а потом наклонялась с благословением к своей дочери, облегченный вздох вырывался у всех в зале.

Сказка была кончена... но надолго оставалось ощущение чуда. Да это и было чудо: чудо настоящего творчества, настоящего искусства, совершенное Ермоловой.

Мария Николаевна Ермолова в "Воеводе" А.Н. Островского

Один из новейших биографов Ермоловой, Э. Бескин, выразил мнение, что Ермолова не любила Островского и не играла его пьес так совершенно, как другие роли. Это недоразумение. Островский, как рассказывала сама Мария Николаевна, бывший горячим поклонником Федотовой, долгое время не давал хода молодой артистке и все лучшие роли, как правило, поручал Федотовой, так что Ермоловой если и приходилось их играть, то только заменяя заболевшую Федотову, как, например, в "Грозе" или в "Бесприданнице", но в конце концов она покорила его своим талантом, и он высоко ценил ее исполнение его ролей. В конечном счете она сыграла восемнадцать ролей в пьесах Островского (из них четыре написанных им в сотрудничестве с Соловьевым), и в некоторых из них была не превзойдена, например в "Талантах и поклонниках" и в "Последней жертве". В ранней юности своей она любила "Грозу" и, если судить по отзывам газет, играла ее прекрасно; но с течением лет эта роль стала ей чужда - она с неудовольствием в день "Грозы" следила за сбором платьев, шалей к вечеру и безрадостно говорила: "Ах... опять "Грозу" играть..." - и, несомненно, душой отошла от переживаний Катерины. Остальные роли Островского, игранные ею, были ей по сердцу.

Эта роль становилась в ее исполнении заметнее других.

Ермолова в Олене была настоящей русской красавицей, как говорит о ней Роман: "Очи сокольи, брови собольи", и достигала она этого впечатления не гримом, а глубиной проникновения в роль. При виде ее вспоминались строки Некрасова: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет...

Одним из первых образов Ермоловой была учительница Ленина ("На пороге к делу" Соловьева) - волевая и нравственно чистая девушка. Раскрывая драматический конфликт между высокими духовными устремлениями сельской учительницы Верочки Лониной и мрачной действительностью старой деревни, Ермолова подчеркивала упорную борьбу своей героини с уродливыми сторонами окружающего ее быта. Главное место в русском репертуаре Ермоловой занимали роли в пьесах Островского. Вслед за Катериной, Василисой Мелентьевой, Юлией Тугиной Ермолова сыграла Ларису (1879); Парашу ("Горячее сердце", 1883), Евлалию ("Невольницы", 1883) и др.

Пьеса "Невольницы" Островского была поставлена с Ермоловой еще в 1880 году, но прошла незамеченной в числе многих пьес, не подходящих к дарованию молодой артистки. В 1890 году ее возобновили в бенефис Музиля - и спектакль этот произвел большую сенсацию в Москве, хотя "Невольницы" и не принадлежат к лучшим вещам Островского. Но Мария Николаевна имела в этой роли какой-то особенный успех. Все единогласно отмечали необычайный диапазон ее творческих возможностей, исключительно тонкую, "филигранную" отделку роли, и во всех отзывах сквозила радость по поводу новых откровений ее таланта. Ермолова в роли Евлалии развернула совершенно неожиданную картину, особенно поразившую в те годы, когда она была в зените своей славы трагической актрисы. Слово "Ермолова" было тогда символом волнующего вдохновения, пафоса, экстаза...

"Сафо, знаменитая поэтесса и певица древней Греции, увенчанная золотым венком за свои стихи, полюбила юношу моложе своих лет. Но, узнав, что он любит другую, решила покончить с собой. В первой песне она взывает к богине любви Афродите, прося счастья; но, узнав, что Фаон ее не любит, - во второй песне благословляет любовь молодых людей, благодарит богов за все, что они ей дали, и бросается в море".

Так несложно, в нескольких словах передала великая артистка ту потрясающую драму женской души великой Сафо, которую она так вдохновенно развертывала перед зрителями в короткий вечер представления, стремительно сводя ее с вершины славы к безднам глубочайшего отчаяния и затем - к высотам сверхчеловеческого просветления.

С конца 10-х гг.20 в. Ермолова все чаще играла роли матерей, страдающих и протестующих против буржуазной морали и ханжества. К этому циклу ролей относятся: Кручинина, фру Альвинг; царица Марфа ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" Островского) и др. В 1918 Ермолова сыграла роль княжны Плавутиной-Плавунцовой в пьесе Гнедича "Декабрист", ранее запрещенной цензурой; позднее исполнила роль Мамелфы Дмитриевны в "Посаднике" А.К. Толстого.

Одновременно с работой в театре Ермолова часто выступала на концертной эстраде с чтением стихов. В ее репертуаре была гражданская лирика А.С. Пушкина, Ю.М. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Н.П. Огарева, И.С. Никитина, Я.П. Полонского и др.

Музей находится в особняке конца XVIII века, где великая трагическая актриса М.Н. Ермолова жила с 1889 по 1928 год. С 15 мая 1970 г. в нескольких комнатах этого дома располагался Музей-квартира М.Н. Ермоловой, где находились вещи, сохраненные дочерью М.Н. Ермоловой - М.Н. Зелениной. На основе этих материалов был создан Дом-музей М.Н. Ермоловой, открывшийся в 1986 году.

Здание, в котором располагается музей - памятник истории, построено в 1773 г. Первый его владелец неизвестен. По легенде, бытовавшей в семье Ермоловой, здесь проходили заседания масонской ложи. В XIX веке здание принадлежало разным владельцам, которые перестраивали и переделывали его по своему вкусу. Настоящий облик Дома-музея сложился к 1873 году и больше значительных изменений не претерпевал, за исключением установки картуша с буквой "Ш" во фронтоне парапета, который венчает парадный фасад. Это своеобразная имитация фамильного герба известного московского адвоката Н.П. Шубинского, купившего дом в 1889 году.

Экспозиция Дома-музея рассказывает о мире театральной Москвы XIX в., об истории жизни М.Н. Ермоловой - от детских лет и обучения в театральной школе до вершинных ролей, которые запоминались зрителям до конца их дней.

Просторные, тихие комнаты, в которых сохранились неповторимые интерьеры и подлинные вещи владельцев, хранят уютную атмосферу московского быта конца XIX века. Гостиная, столовая, спальня хозяйки дома и кабинет хозяина, известного адвоката Н.П. Шубинского, выдержаны в единой манере, в них чувствуются достоинство стиль и культура ушедшего времени.

В мемориальном Белом зале музея проходят музыкальные концерты, творческие вечера, спектакли, театральные встречи.

Список использованной литературы

1. 100 великих актёров ХХ века / М.Н. Паликов. - 8 изд. - М.: Издательство "Эксмо", 2005. - 346 с. (Серия "Сто великих").

2. Особенности актёрского мастерства / Николаева С.А. - М.: Издательство "НАУКА", 1993. -559 с.

3. Чеботарь Ю.М. Малый театр. - М.: Мир деловой книги, 1997.

4. www. maly. ry.

5. www. mariaErmolova. ry.