"Звездным" в биографии Лиепы стал 1968 год. В этом году состоялась премьера нового балета "Спартак", в котором роль римского полководца Красса была поставлена Ю. Григоровичем специально для Лиепы. Первоначально Лиепа должен был танцевать Спартака в очередь с В. Васильевым - роль Красса во всех предыдущих редакциях балета была второстепенной, решенной пантомимными средствами. Григорович решил сделать эту партию танцевальной, и в процессе работы поручил эту роль Лиепе. В 1970 г. за роль Красса Лиепе была присуждена высшая государственная награда СССР в области литературы и искусства – Ленинская премия.
В 1970 г. артист станцевал в новой версии "Лебединого озера" Ю. Григоровича. Конец 60-х – начало 70-х годов – период триумфальных зарубежных гастролей Большого театра по всему миру, в том числе в ведущих балетных странах - во Франции, Англии и США. На этих гастролях Марис Лиепа получает мировое признание.
1.4 В Большом, но изредка на сцены любимого театра
После Зигфрида в "Лебедином озере" больше ни одной новой роли в балетах Григоровича Лиепа не получил: репетировал, но не получил возможности станцевать Курбского в "Иване Грозном", не был занят и в новой версии "Раймонды".
За 14 последних лет в Большом театре Лиепа танцует лишь четыре новые партии.В 1972 г. Марис Лиепа станцевал Вронского в премьере "Анны Карениной" на музыку Р. Щедрина (постановка Н. Рыженко и В. Голованова совместно с М.Плисецкой), в 1974 г. - Каренина в этой же постановке. Появление Лиепы в этом же году в роли принца Дезире в новой редакции "Спящей красавицы" Григоровича стало эпизодическим.В 1977 г. Марис Лиепа станцевал свою последнюю крупную игровую партию в Большом театре - принца Лимона в детском балете "Чиполлино" К. Хачатуряна (постановка Г. Майорова).Солист в балете «Эти чарующие звуки».
Впервые исполнил партию Хозе в балете «Кармен-сюита» на сцене античного театра на своё 40-летие в Афинах. В 1977 году в Дании Лиепа танцует Гирея в «Бахчисарайском фонтане», а в Исландии Клавдио в балете «Любовью за любовь».Однако в Москве на сцене Большого эти роли показать не удалось. В Австралии Лиепа выходит на сцену Гансом в Жизели. В 1978 г. Лиепа станцевал солиста в бессюжетном балете В. Васильева "Эти чарующие звуки", а в 1979 г. на гастролях в Австралии - лесничего Ганса в "Жизели", однако зрители его Ганса на сцене Большого театра так и не увидели.
В 1977 - 79 гг. Лиепа подготовил и провел свои творческие вечера вЦентральном концертном зале "Россия", где исполнил, в частности, роль Хозе в "Кармен-Сюите" А. Лемберга и впервые в СССР - па-де-де из балета "Сильвия" в постановке Ф. Аштона.
Год Лиепа работает с балетмейстером Борисом Эйфманом, танцуя Рогожина в балете «Идиот» и Солиста в «Автографах»вместе с Аллой Осипенко. Первое исполнение Рогожина состоялось на сцене Дворца Съездов в июне 1981 года. В этом же году провел творческий вечер в Большом концертном зале в Олимпийской деревне.
Только через два года "безработицы" в театре по личному приказу Министра культуры СССР П.Н. Демичева 28 марта 1982 г. состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Но триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене любимого театра: после "бенефиса" его вынудили уйти на пенсию (артисту было 45 лет).
Выводы по материалам главы 1
Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа был прирожденным танцором. Его не остановили трудности. Он всегда умел воспользоваться случаем, никогда не прекращал трудиться над собой, часами отрабатывая один и тот же прыжок. Он исполнял все свои партии с неким юмором, но всегда грациозно. Чувствовал партнёршу так, что М. Плисецкая много позже скажет о нём как о партнере: «У него удобные руки». Ему подражали, в особенности этим его «удобным» рукам, за которые он благодарен Николаю Тарасову. Марис Лиепа был и остается кумиром многих, как талантливый артист балета.
ГЛАВА 2. МНОГОСТРОНИЕ ТАЛАНТЫ МАРИСА-РУДОЛЬФА ЛИЕПЫ
2.1 Балетмейстер Марис Лиепа
В 1960 г. начинается работа Мариса Лиепы, как балетмейстера. Первая постановка оказалась достаточно сложной, поскольку предстояло восстановить балет русского артиста, балетмейстера и педагога начала 20 века М. Фокина. В течение шести лет артист занимается восстановлением легендарного балета "Видение розы", премьера которого состоялась в 1966 г. на Кубе, а Большом театре спектакль включен в репертуар с 1967 г. Блестяще справился со своей задачей и этим спектаклем продемонстрировал не только талант балетмейстера, но и твёрдую волю, и неплохие организаторские качества. Кроме того в своём новом балете исполнил и ведущую партию.
Заканчивая учебу на балетмейстерском отделении ГИТИСа, поставил балет "Дон Кихот" и несколько балетных миниатюр в Днепропетровском театре оперы и балета.
В 1973 Лиепа поставил самую выразительную из всех его постановок балетную миниатюру в фильме "Четвертый", которую сам называет «Икаром на три минуты».
В 1980 г. поставил танцы к художественному фильму "Музыка ко дню рождению".
В 1983-85 годах по приглашению Болгарского правительства Марис Лиепа работал художественным руководителем балетной труппы в Софийской Народной опере, где поставил два балета - "Дон Кихот" и "Спящую красавицу". В "Спящей красавице" Лиепа создал свои последние игровые роли в балете - Короля Флорестана и Фею Карабосс.
Осенью 1986 года Марису Лиепе не доверяют вакантный пост балетмейстера в Рижском оперном театре и не позволяют создать в Риге новый театр балета на Тихой улице. Министр культуры Латвии Раймонд Паулс вмешаться не хочет, зато Моссовет принимает решение: создать Театр Мариса Лиепы в столице, художественное руководство которым должен был осуществлять сам Лиепа, а бывший ведущий характерный артист Большого театра Сергей Радченко должен был стать директором. В «Советской культуре» 4 марта 1989 года появляется объявление о конкурсе в театр «Балет Мариса Лиепы». Он состоялся 15 марта. Но 26 марта 1989 г. Марис Лиепа умер от инфаркта (охранник не впустил его в Большой театр и отобрал пропуск; вот сердце и не выдержало), а укомплектованная при его жизни труппа Балетного театра Мариса Лиепы была преобразована в "Фестиваль-балет" под руководством Сергея Радченко.
2.2 Педагогическая деятельность Мариса Эдуардовича
1963 г. стал для Лиепы началом педагогической деятельности (танцовщику исполнилось 27 лет) – он взял мужской класс, после долгих уговоров, в Московском академическом хореографическом училище. «Педагог Елена Николаевна Сергиевская неожиданно объявляет нам, что последние два года наш экспериментальный класс будет вести Марис Лиепа», - пишет в воспоминаниях о Лиепе Борис Акимов, самый в дальнейшем выпускник. Выпустив шесть учеников из взятого класса, Лиепа стал преподавать классический дуэт.
Марис Эдуардович выезжал в другие страны, где давал мастер-классы, например, в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине.
2.3 Творчество и увлечения
Увлечения Мариса Лиепы были разносторонние, но многие, так или иначе, сводились к творчеству. Он снимался в кино, и не только как танцор, но и как драматический актёр. Так же он лепил из глины и любил плавание. В течение всей своей творческой биографии Лиепа активно сотрудничал с прессой. Приготавливал свои творческие вечера.
Как танцор в кино Лиепа впервые снялся в 1969 году, станцевав Гамлета в одноименном фильме-балете на музыку Шостаковича (хореография В. Камкова). Далее следует бесцветный фильм-балет «Имя твое» - Анри. В 1976 г. Марис Лиепа снялся в экранизации балета Большого театра "Спартак" в роли Красса. Несомненная удача - роль Хиггинса в фильме-балете «Галатея» по пьесе Шоу «Пигмалион».
Так же снимался в музыкальных художественных видео фильмах «Орех Кракатук» - Советник, Король мышей, Щелкунчик-принц (1977); «Бенефис Людмилы Гурченко» в целом букете забавных образов. После «Бенефиса» некоторые коллеги по театру заявляют: «Нам за тебя стыдно!».
В Марисе Лиепе был и драматический талант, и он позволил ему сняться в образе князя Всеслава в историческом фильме «Могила льва» в 1972 году. В 1973 году Лиепа снимается на «Мосфильме» в художественном фильме «Четвёртый» - Джек Уиллер. В многосерийном телефильме "В одном микрорайоне" играет Яниса Берзиньш. В 80-е сыграл в фильмах «Лермонтов», « Миф», « Дорога в ад».
Но обособлено находится в его творчестве роль в фильмах режиссера Н. Бондарчука "Детство Бэмби" и "Отрочество Бэмби" - Отца Бэмби.
Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил автобиографию "Я хочу танцевать 100 лет" (1980 г.), и "Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа" (1986 г.) в течение всей своей творческой биографии.
Сфера его деятельности не ограничивалась драматическим и танцевальным искусством - в конце 70-х годов он записал пластинку с песнями Д. Тухманова.
Выводы по материалам главы 2
Глава была названа «Многосторонние таланты…», только потому, что Марис Лиепа всю жизнь искал себя, искал в себе. Всё что он сделал, было талантливо, и держалось на вложенном труде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучена биография Мариса Лиепы и в особенности рассмотрены его таланты в области хореографии, такие как танцовщик, балетмейстер, организатор, на основе сбора и анализа, различных по авторству и году издания источников. Раскрыта и подтверждена его гениальность.
Выяснено, что в некоторых источниках факты намерено искажены или упущены (написанные до 1990 года), что подвергло к утере некоторых фактов его биографии.
В перспективе возможно углубление в конкретные стороны его гения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркина Н. Е. Артисты балета. - М.: Знание. - 1984. - 56 с.
2. Благотворительный фонд им. Мариса Лиепы. Марис Эдуардович Лиепа. Страницы Биографии. - http://www.liepa.ru
3. Ванслов В. В. Статьи о балете. – Л.: Музыка. – 1980. - 192 с.
4. Википедия. Лиепа, Марис-Рудольф Эдуардович. - http://ru.wikipedia.org/wiki/Марис_Лиепа