Вместе с тем показано, что среди молоди осетровых, выращиваемой на рыбоводных заводах, доля особей с аномалиями в строении обонятельной капсулы (отсутствие одной или обеих перемычек), грудных плавников и спинных жучек колеблется от 10,5 до 45,32 (Пироговский, 1971; Подушка, 1982) и настолько превышает частоту подобных дефектов у дикой молоди, что позволяет рассматривать некоторые из этих аномалий как своеобразные метки для рыб заводского происхождения.
В качестве критериев оценки физиологического состояния личинок и молоди осетровых рыб предложены определение функционального состояния меланофоров кожи и их способность к осуществлению адаптационных изменений окраски тела рыб в зависимости от уровня освещенности и цвета фона (Краснодембская, 1983). Реакция меланофоров при этом отражает состояние гормональной системы рыб и, по мнению автора, может служить как для выявления особей с аномалиями развития на ранних этапах, так и для идентификации отклонений от нормы, вызванных влиянием факторов внешней среды.
Описано влияние условий выращивания на морфометрические показатели внутренних органов молоди белуги (Аликперова, 1984). Так, относительный вес сердца у бассейновой молоди этого вида был достоверно ниже, чем у рыб, выращиваемых в прудах, причем эти различия увеличивались с возрастом, Автор связывает повышенный относительный вес сердца у прудовой молоди с повышенной двигательной активностью, необходимой для поиска корма. Относительный вес печени у прудовой молоди, наоборот, был понижен по сравнению с бассейновой, возможно, в связи с более низкой кормовой базой в прудах. Предпринимались также попытки использовать для оценки физиологического состояния молоди осетровых уровень дифференцировки ее половых желез (Романов и др., 1984). Достоинствами всей перечисленной группы методов является простота и наглядность. Действительно, оценка чисто экстерьерологических и морфометрических признаков либо вовсе не требует приборов и производится "на глаз", либо требует таких простейших инструментов, как весы и линейка. Кроме того, морфометрический анализ достаточно больших, репрезентативных выборок молоди достаточно трудоемок, а анализ относительных размеров внутренних органов сопряжен с гибелью тестируемых рыб.
В литературе описано большое количество исследований, в которых физиологическое состояние рыб оценивали при помощи гематологических показателей - клеточного и химического состава крови. Так, биохимические показатели крови производителей осетров северо - и южно-каспийской популяций были использованы в качестве индикатора пригодности рыб для рыбоводных целей (Алиева, 1984). При этом высокое содержание общего белка в сыворотке крови коррелировало с низкими рыбоводными показателями (процент созревание самок, оплодотворяемость икры, выживаемость зародышей и личинок).
Рядом авторов были обнаружены различия по гематологическим показателям у молоди осетровых, выращенной в различных условиях. Так по данным Б.М. Драбкиной (1953), молодь осетровых, выловленная в устье р. Куры, имела более высокое количество гемоглобина и эритроцитов в крови, чем молодь белуги, выращенная в пудах. Худшие гематологические показатели по сравнению с прудовой имела молодь белуги, выращенная в тазах (Радзинская, 1961).
Р.В. Афонич и др. (1984) приводит данные по содержанию гемоглобина в лейкоцитарной формуле крови дикой молоди белуги и осетра р. Урал, из которых следует, что количество гемоглобина в крови исследованной молоди увеличивается с возрастом. У молоди белуги весом 2,5-2,8 г его содержание составляет 5,6-5,8 г.% у 3 - 5 – граммовой молоди -5,9-6,1 г% у русского осетра весом 0,75-1,0 г. этот показатель имеет значения 3,8-4,0 г%; весом 1, 0-1,6 г - 4,1-4,6 г%.
Л.В. Банденко с соавторами (1984) предлагают вместе с тем существенно иные значения гематологических признаков в качестве критериев жизнестойкости молоди осетровых, выращиваемой на рыбоводных заводах: молодь белуги массой 1,6-5,2 г. должна иметь содержание гемоглобина в крови 3,0-4,5 г%; молодь осетра 2,2 -3,9г. – 4,0-5,0 г%; севрюги 1,5-2,5г. – 4,0-5,2 г%. Иначе выглядит и лейкоцитарные формулы, рекомендуемые ими качестве критериев вполне жизнеспособной молоди: для белуги – 40-50% лимфоцитов, 1-1,5% моноцитов, 10-30% эозинофилов, 29-43% полиморфиоядерных клеток; для осетра – 72-77,0, 1-1,0, 2-9 и 14-25% соответственно; для севрюги – 58-60, 0-1,5-9 и 30-32 % соответственно.
По данным Е.Г. Бойко (1981), при выращивании молоди русского осетра в прудах Житнинского завода содержание гемоглобина в ее крови увеличивалось от 4,2 г% у 36- суточной до 4,9 г% у 47—суточной молоди. На 47-е сутки содержание лимфоцитлов в крови осетра составило 56,8%, а эозинофилов - 19,4% тогда как в реке у молоди осетра количество лимфоцитов достигло 70-80%. Автор связывает обнаруженные изменения лейкоцитарного состава крови с повышенными температурами в прудах рыбоводного завода, не соответствующими оптимальным условиям выращивания молоди осетра.
Показаны изменения гематологических показателей молоди осетровых рыб при выращивании в морских садках и при развитии различных заболеваний (Пегасов, 1984).
В онтогенезе молоди осетровых рыб имеют место изменения фракционного состава гемоглобина крови, а так же белкового состава сыворотки крови (Гераскин, 1978).
Важную роль в характеристике качества молоди проходных видов рыб играет ее готовность к миграции в море и жизни в соленой воде. Согласно данным Л.С. Краюшкиной (1983), критерием успешной адаптации молоди осетровых к солености 12,5‰ может считаться то, что через 24 часа после начала солевого воздействия осмолярность сыворотки крови молоди будет превышать исходный уровень не более чем на 24 часа после начала солевого воздействия уровень не более чем на 18%, а через 72 часа – не более, чем на 10%. Более выраженные изменения этого показателя свидетельствуют о том, что адаптация молоди происходит с напряжением, и будет иметь место ее частичная гибель. Повышение осмолярности через 24 часа свидетельствует о ее неприспособленности к морскому образу жизни.
На основании определения содержания ионов натрия и калия в сыворотке крови, а также изучение функционального состоянии интерренальной и щитовидной желез молоди русского осетра, белуги и севрюги (Дюбин, 1983), сделан вывод о благоприятном влиянии ступенчатого увеличения солености на физиологическое состояние рыб в процессе адаптации к морской воде. Наиболее способностью к ионорегуляции обладала севрюга, наименьшей – осетр. Отмечено, что снижение температуры воды до 3-5ºС, ее повышение до 30ºС, а также большое количество корма существенно ухудшают адаптацию молоди осетровых к морской воде.
Так, по наблюдениям С.И. Никонорова и Л.В. Витвицкой (1993), всего за несколько часов пребывания в неблагоприятных условиях, возникающих при спуске прудов рыбоводных заводов, число эритроцитов в крови молоди осетра падает в 2-3 раза, а количество гемоглобина снижается в 5-6 раз. Очевидно, что столь же быстро эти показатели могут и восстановиться после попадания рыб в речные условия или наоборот ухудшиться. Поэтому определения гематологических показателей молоди осетровых в заводских условия не может иметь прогностического значения для оценки ее способности выжить после выпуска в естественные водоемы. Как указано выше (Дюбин, 1983), адаптация к морской воде происходит успешно не при скачкообразном, а при постепенном повышение солености. Такой оптимальный режим изменения солености, соответствующий адаптивным процессам в ее организме, возможен для молоди в том случае, если ее скат в море происходит на пассивно, а носит характер активного выбора оптимальных на текущий момент условий, т.е. определяется развитием соответствующих форм адаптивного поведения.
Согласно одной из наиболее принятых точек зрения, под качеством заводской молоди рыб следует понимать степень ее устойчивости к разнообразным экологическим факторам внешней среды абиотической и биотической природы (Лукьяненко, 1966; Кокоза, 1983; Лукьяненко и др., 1984).
В.И. Лукьяненко с соавторами (1984) применительно к осетроводству сформулировали принципы функциональных нагрузок для определения качества заводской молоди, физиологического обоснования продолжительности ее выращивания в прудах и своевременности выпуска в природные водоемы. Суть этого методического принципа состоит в определении выживаемости молоди при экстремальных воздействиях, таких, как высокая температура, соленость, дефицит кислорода, голодание.
В частности, установлено, что терморезистенстность у молоди белуги и русского осетра повышается от момента выклева до 60-дневного возраста, затем снижается. У молоди севрюги максимальная терморезистенстность отмечена в 35-дневном возрасте.
Солеустойчивость также возрастала в онтогенезе молоди исследованных видов осетровых рыб.
Величина кислородного порога в онтогенезе снижалась и достигала низких значений (менее 2 мг/л) у молоди белуги и осетра после 35-дневного, у молоди севрюги после 20-дневного возраста. Устойчивость к голоданию повышалась по мере роста молоди осетровых рыб (Кокоза, 1983; Лукьяненко и др., 1984).