Вавилоно-ассирийская литература. Древнейшие памятники на аккадском языке датируются серединой 3 тыс. до н. э. Вытеснение шумерского языка аккадским не означало уничтожение шумерской культуры, происходило слияние культурных традиций. Это заметно и в мифологии. Все аккадские божества или шумерского происхождения, или отождествлялись с шумерскими.
Для вавилонской литературы также характерны литературные каталоги. В 1958 г. изданы У.Г. Лэмбертом. В каталогах иногда указывается и авторство текстов, но в некоторых случаях это далеко от правдоподобия – "записано из уст коня". В качестве примера авторского произведения является эпос "Об Этане", автором которого считается Лу-Нанна.
Наиболее значительное произведение – "Поэма о сотворении мира" («Когда вверху»), созданная на 7 табличках. Цель поэмы: оправдать возвеличение почти неизвестного до XIX–XVIII вв. до н.э. города Вавилона и его местного божества Мардука. Время создания поэмы – не ранее XVIII в. до н.э.
"Эпос о Гильгамеше". Эпос известен в различных списках: аккадских, вавилонских. Считается, что в образе Гильгамеша выступает историческая личность – царь города Урука. Но значительное внимание уделяется мифологическим сюжетам. Образ Гильгамеша оказал влияние на формирование образа Геракла, Самсона в Ветхом Завете. И вообще многое в библейских текстах становится понятным через шумерскую литературу: мифы и легенды в Библии связаны с древним Шумером, особенно первая книга Ветхого Завета "Бытие".
8. Научные знания
Медицина. По своему содержанию медицина в Месопотамии была народной. Использовали в основном различные местные травы, животные продукты (жир, кровь, кости, молоко). В текстах не упоминается о каких-либо редких и дорогостоящих веществах. Медицинские инструменты использовались только самые простейшие: шпатели, металлические трубки, ланцеты. Хирургические операции практически не производились (исключая кесарево сечение). В качестве медицинских направлений, подходах к лечению, к больному выделяются 2 направления: "практическое"; "научное". Жители Месопотамии верили в эффективность обоих способов, соединяющих и применение медикаментов, и использование магии. Между этими двумя способами не было четкого разделения: при использовании медицинского лечения использовали и магические процедуры, а при применении магических мер использовали и фармакопею. Магические элементы, применяемые практиком, состояли из коротких заклинаний, использовании магии чисел (7 капель лекарства).
Об уровне месопотамской медицины оставил свое свидетельство Геродот: "Вавилоняне выносили своих больных на рынок для того, чтобы узнать у прохожих, какие бы средства они предложили для лечения".
Математика. Существовало 2 вида математических текстов: математические таблицы и так называемые "проблемные тексты". Они получили распространение в старо-вавилонский и селевкидский периоды (4–1 вв. до н. э.). Математические таблицы предназначались для умножения и деления. Они также перечисляют квадраты и кубы, извлечение корня, использовались при вычислении сложных процентов.
"Проблемные тексты" содержат решение конкретных задач, либо перечислялось большое количество задач (число могло доходить до 200), перечисляются от простых до чрезвычайно сложных.
Астрономия. Что касается астрономии, то таких успехов как в математике месопотамцы достигли позже. Толчком для развития астрономии послужило введение в нее математических методов.
Еще в шумерских текстах появляются названия звезд и созвездий: Луна, Солнце, Сириус, Венера, Большая Медведица, Плеяды (звездное скопление в созвездии Тельца). Во II тыс. до н. э. велись астрономические наблюдения за исчезновением и появлением Венеры из-за Солнца, но в основном это было связано с составлением астрологических прогнозов. Позднее стали производиться и конкретные наблюдения: вычислялось положение планет, Луны, затмения; указывалось полнолуние и новолуние; составлен зодиак и разработаны правила для точного расчета лунно-солнечного календаря; изучались планеты – Юпитер, Венера, Меркурий, Марс, Сатурн.
Астрология. Основной источник астрологических текстов – библиотека Ашшурбанапала. Тексты подразделяются на 2 вида:
- астрологические отчеты. В соответствии с запросами царей изучались такие явления как гром, дождь, град, землетрясение, которые предвещали войну или мир, неурожай или потоп.
- гороскопы. Их наибольшее распространение относится к V–III вв. до н.э. Для человека с дня его рождения давался астрологический отчет и заканчивался предсказанием его будущего. Распространено было в основном в Вавилонии. Считается, что возник этот вид текстов без греческого влияния.
В целом для развития науки в Древней Месопотамии необходимо отметить: ее практическую направленность; использование магических ритуалов и действий.
9. Зиккураты
Впервые свидетельства о неповрежденной Вавилонской башне оставил Геродот – 5 в. до н. э. Разрушителем же ее считается Александр Македонский.
Изображалась Вавилонская башня по-разному. Одним из первых считается ее изображение в Салернском соборе, которое датируется XI в. В этом случае памятник представлялся в размере 2-х человеческих ростов. Питер Брейгель Старших в 1563 г., нарисовал Вавилонскую башню уже огромную по своим размерам. В дальнейшем башня в воображении, как обывателей, так и деятелей искусства продолжала увеличиваться в размерах, достигая небес.
В конце XIX в. в 1899 г. немецким археологом Колдевеем после 11-летних изысканий было обнаружено место, где находилась ранее Вавилонская башня – Э-Тэмен-ан-Ки («дом основы Небес и Земли»). Благодаря раскопкам английского археолога Леонарда Вулли зиккурата в городе Уре, а также на примере в Агар-Гуфе, стало возможным реконструировать действительный внешний вид Вавилонской башни. Считается, что по форме она являлась семи ступенчатой пирамидой. Первая ступень составляла 33 м, вторая – 18 м, остальные по 6 м, вверху располагался 15 м храм богу Мардуку. Общая высота составляет 90 м, которая равна длине стороны основания.
1. Мифы и легенды Древнего Двуречья. М., 1965.
2. Эпос о Гильгамеше. М.-П., 1961.
3. Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии / Сост. В.К. Афанасьева, И.М. Дьяконов. М., 1981.
4. Белицкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980.
5. Государственные музеи Берлина. ГДР (Музеи мира). М., 1983.
6. Дандамаев М.А. Вавилонские писцы. М., 1983.
7. Дмитриева Н. Культура Древнего мира. М., 1979.
8. Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня: легенда и история. М., 1991.
9. Клима Й. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967.
10. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. Очерки. М., 1983.
11. Крамер С.Н. Мифология Шумера и Аккада // Мифология древнего мира. М., 1977.
12. Можейко И. 7 и 37 чудес. М., 1980.
13. Никольский Н.М. Культура Древней Вавилонии. Мн., 1959.
14. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990.
15. Редер Д.Г. Мифы и легенды Древнего Двуречья. М., 1965.
16. Шамякiна Т. Культура Месопотамiї // Родна слова. 1997. № 1. С. 118–130; № 2. С. 127–143.
17. Якобсен Т. Сокровища тьмы. История религии. М., 1995.