Смекни!
smekni.com

Культура как ценностная картина мира (стр. 1 из 3)

РЕФЕРАТ

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

ТЕМА: «Культура как ценностная картина мира».

Выполнила: Хорошильцева Ирина

Тольятти,

2010


ПЛАН

1. Человек и культура: понятие культуры и ее разновидности.

2. Понятие «картина мира»,

Заключение

Список литературы


1. Человек и культура: понятие культуры и ее разновидности

Культура рассматривается как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она также может рассматриваться как совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения, социальных норм и ценностей. Важнейшими составляющими культуры являются язык, знаковые системы, используемые людьми для общения и взаимодействия друг с другом. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются.

Понятие культуры включает в себя убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы; служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Н. Смелзер выделяет 4 универсальных культурных элемента:

1) понятия (концепты) - содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей;

2) отношения. Культура не только выделяет те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляет, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реальног мира и сфере сверхъестественного;

3) ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек стремится. Они составляют основу нравственных принципов;

4) правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Как известно, термин «культура» происходит от латинского «возделывание» и первоначально использовался в хозяйственной сфере человеческой деятельности, отсюда и «культивация» как приведение почвы в такое состояние, когда она могла бы давать максимальный урожай.

В биологии также широко используется рассматриваемый термин в смысле разведения или выращивания какого-нибудь растения или животного.

Затем этот термин стал применяться и в духовной сфере. Другую интерпретацию дает русский философ П.А. Флоренский, который стремился вывести этимологию слова «культура» из «культа», рассматривая последний как матрицу культуры, из которой выросли все её виды. И хотя матрицу культуры, из которой выросли все ее виды. И хотя этимология не подтверждает данной гипотезы, по смыслу она близка к истине, ибо мировоззрение первобытного человека было всецело религиозным.

Понятие культуры может быть различным не только с точки зрения этимологической интерпретации, но и с точки зрения широты использования. Под культурой можно понимать совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей, т.е. в данном случае мыслится все, что создано человеком как в материальной, так и в духовной сфере. В этом смысле человек отличается от природного мира именно культурой, производством материальных и духовных ценностей. Культура есть тогда все то, что есть природа. Под культурой в этой связи может пониматься:

- Совокупность духовных и материальных ценностей, созданных большой социальной группой – народом, нацией, какой-либо общностью;

- Определенная сфера деятельности по производству и распространению духовных ценностей, возникшая в результате общественного разделения труда – наука, философия, искусство, образование. Людей, работающих в этой сфере называют деятелями культуры или интеллигенцией;

- Высокий уровень развития чего-либо (культура обслуживания и т.д.).

Культуру можно также разделить на материальную (совокупность созданных искусственно материальных объектов) и нематериальную (собственно духовная культура, «памятник нерукотворный» как совокупность знаний, обычаев, идей, законы и мораль, мифы и образцы поведения и т.д.). Материальная и нематериальная культура тесно связаны между собой. Утрата нематериальной культуры невосполнима.

Культурный элемент – самая маленькая неделимая единица культуры (например, шуруп или рукопожатие). Совокупность культурных элементов образует культурный комплекс (например, стадион). Объединение нескольких культурных комплексов создает культурный институт (например, семья, школа).

В основании культуры лежат ценности и символы, набором которых отличается каждая культура. Функция ценностей – защита и сохранение целостности социальной группы (мифы, идеология, религия, принципы патриотизма, государственность и т.д.).

Существуют различные формы культуры:

- Элитарная культура может быть представлена классической музыкой, высокоинтеллектуальной литературой;

- Народная культура зачастую создается анонимными творцами, которые могут не иметь профессиональной подготовки. Ее также называют любительской (не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. Исполнение ее может быть индивидуальным (изложение легенды), групповым (исполнение танца и песни), массовым (карнавальные шествия). Народное творчество также называют фольклором. Его специфика – в локализованности, тесной связи с традициями данной местности. Фольклор демократичен, ибо в его создании участвуют все желающие (анекдоты, тосты).

- Массовая культура (поп-культура) распространяется с помощью средств массовой информации. Она не выражает высоких запросов. Появилась в середине XX века, когда СМИ сделали доступными информацию и культуру для всех слоев населения. В этом – положительный фактор, отрицательный заключается в том, что в данном случае происходит выхолащивание, овнешнение действительных духовных ценностей. Тем не менее, у массовой культуры самая высокая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, оперативно реагирует на новые события. Образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды (шлягеры).

Существуют также 2 разновидности культуры: субкультура и контркультура.

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры. В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Фэндом и возникновение молодежных субкультур

Панк с причёской «ирокез». Вызывающий имидж молодёжных субкультур — одновременно выражение протеста и «униформа», позволяющая узнавать своих[4]

Фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. По некоторым признакам фанатство и различные увлечения могут приобретать черты субкультуры. Так, например, произошло с панк-роком, готической музыкой и многими другими интересами. Однако большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.

Если фанатство чаще всего связанно с отдельными личностями (музыкальные группы, музыкальные исполнители, известные художники), которых фанаты считают своими кумирами, то субкультура не зависит от явных или символических лидеров, и на смену одному идеологу приходит другой. Сообщества людей с общим хобби (геймеры, хакеры, и т.п.) могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Какая-то часть молодёжных субкультур произошла от различных фэндомов. Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.

Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой[3] В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.