Культура Российской империи (XVIII в. – нач. XX В.)
СОДЕРЖАНИЕ
1 Культура России XVIII века
2 Культура России XIX – начала ХХ веков («золотой» и «серебряный» век в русской культуре)
3 Достижения и проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX века
Список использованных источников
1 Культура России XVIII века
В начале XVIII в. русская история сделала крутой поворот, связанный с реформами Петра I (1672 - 1725). Этот царь перенес столицу России из Москвы в Петербург и объявил себя императором. Восхищаясь западным образом жизни, он энергично внедрял его в своей стране, прежде всего среди дворянства. С его подачи русские – народ с достаточно древней и сложной культурой – были поставлены в положение чуть ли не дикарей, которым надо приобщиться подлинной цивилизации. Это стало серьезным испытанием для национального самолюбия, и не все его выдержали – среди части «образованного общества» распространилось настоящее «чужебесие», т.е. преклонение перед всем иностранным. Правилом хорошего тона у «господ» стало общение на французском, немецком, английском языках с целью подчеркнуть свой европейский лоск и свое благородство.
Надо признать, что по некоторым направлениям культурного развития Россия к XVIII в. действительно уступала Западной Европе. Это касалось, прежде всего, сферы науки и научного образования. Академия наук в России была основана в 1725 г., и ее поначалу заполнили одни иностранцы. Первым собственно русским академиком стал великий М. Ломоносов (1711 - 1765), ученый необычайной широты интересов. Его стараниями в 1755 г. (наконец!) в Москве появился университет. В 1758 г. в нем училось около 100 человек – и это на 20 млн. населения страны. А в Германии в то время при таком же примерно количестве населения существовало более 20 университетов!
Если наука в XVIII в. делала в России первые шаги, то русское искусство эпохи культурного ученичества уже поднималось на уровень высокого мастерства. Тяжелее всего приходилось литературе, ибо ее буквально захлестнул поток иностранных слов и целых выражений. Большинство произведений русской поэзии, прозы, драматургии XVIII в. читать сейчас затруднительно вследствие их косноязычия и откровенно подражательного характера. Среди удачных исключений – творчество поэта Г. Державина (1743 - 1816), комедиографа Д. Фонвизина (1744 - 1792), а в самом конце столетия – Н. Карамзина (1726 - 1826), беллетриста и, по выражению А. Пушкина, «Колумба русской истории».
Изобразительное искусство и архитектура России притом, что оказались под несомненным западным влиянием (например, скульптура была прямо позаимствована с Запада), раньше, чем литература проявили свою национальную оригинальность и способность создавать шедевры. В числе их самых талантливых представителей – живописцы Ф. Рокотов (1735 – 1808), Д. Левицкий (1735 - 1822), В. Боровиковский (1757 - 1825); скульпторы Ф. Шубин (1740 – 1805) и М. Козловский (1753 - 1802); зодчие В. Баженов (1737 - 1799) и М. Казаков (1738 - 1812). И уже к концу XVIII в. было понятно, что Петербург – молодая столица империи – становится одним из красивейших в художественном отношении городов Европы («Северной Венецией»).
Яркая особенность высокой русской культуры XVIII в. – ее тесная связь с императорским двором и властью, которые ее буквально насаждали. Парадоксальная ситуация: именно двор выступал в качестве главного носителя и распространителя в стране идей Просвещения. Императрица Екатерина II (1729 – 1796, правила с 1762), при которой феодально-крепостнический строй в России достиг своего апогея, находилась в переписке с Вольтером, Дидро и другими европейскими просветителями. А ведь Просвещение было движением принципиально антифеодальным, антиабсолютистским!
В Российской империи XVIII в. едва-едва начали появляться люди, носители специфического «духа капитализма». Даже к концу XIX – началу ХХ в. слой таких людей был незначителен. Книги просветителей в XVIII в. читали в России, главным образом, дворяне. У большинства из них не появилось желания поскорее уравняться в правах с мужиками и отменить самодержавие. Первое, что им легче всего было взять у просветителей, – это критическое отношение к религии. Этому часто сопутствовало вступление в какую-нибудь масонскую ложу. Так назывались завезенные из Европы тайные организации, стоявшие на позициях космополитизма и антиклерикализма.
Авторитет Православной Церкви в обществе, ее влияние на культурную жизнь резко снизились. В огромной мере этому посодействовала сама власть. Еще Петр I отменил в Церкви патриаршество и фактически превратил духовенство в своеобразных «чиновников духовного ведомства». Зависимость Церкви от государства лишало ее нравственной силы, но и русскую монархию в итоге эта политика подвела к кризису народного доверия.
2 Культура России XIX – начала ХХ веков («золотой» и «серебряный» век в русской культуре)
XIX в. – «золотой век» русской культуры. Творчески усвоив западные влияния, она сохранила свое национальное лицо и, что называется, сказала миру новое слово. Многие ее достижения и представители получили известность и признание далеко за пределами Российской империи. Мы можем теперь долго перечислять имена россиян, ставших гражданами всемирно-исторической «республики гениев». Среди них: математики Н. Лобачевский (1793 - 1856) и П. Чебышев (1831 - 1894), физики А. Столетов (1839 - 1896) и Н. Жуковский (1848 - 1921), химики Н. Зинин (1812 - 1888) и Д. Менделеев (1834 - 1907), изобретатель радио А. Попов (1859 – 1905) и «отец космонавтики» К. Циолковский (1857 – 1935); композиторы М. Глинка (1804 - 1857), М. Мусоргский (1839 - 1881), П. Чайковский (1840 - 1893), Н. Римский-Корсаков (1844 - 1908); художники И. Репин (1844 - 1930), В. Суриков(1848 – 1916), И. Левитан (1860 - 1900); и, конечно же, литераторы А. Пушкин (1799 - 1837), М. Лермонтов (1814 - 1841), Н. Гоголь (1809 - 1852), Ф. Достоевский (1821 - 1881), Л. Толстой (1828 - 1910), А, Чехов (1860 - 1904)…
Что касается литературы, то она была в XIX в. наиболее успешно развивающимся и «экспортируемым» видом русского искусства. Здесь заметен контраст между культурой императорской (петербургской) России и культурой киевского, а также московского периодов, когда преимущественное развитие получили зодчество и изобразительное искусство (из-за этого культуру допетровской Руси порой не вполне правомерно называют «культурой великого молчания»). XIX в. также показал, что «поэт в России больше, чем поэт». Художественное слово приобрело необычайный общественный вес. Литературные журналы (типа «Отечественных записок») частично взяли на себя роль отсутствующих политических партий.
В России XIX в. расширился не только круг творцов (и, кстати, вырос их социальный статус), расширилась и их аудитория, которая раньше концентрировалась вокруг императорского двора. Наряду с дворянством в состав «образованного общества» вошла интеллигенция, формировавшаяся за счет включения в себя выходцев из разных сословий. При этом даже в конце столетия (по данным переписи 1897 г.) грамотные составляли только 21% населения империи!
«Золотой век» русской культуры имеет ту особенность, что ей недостает гармоничности, внутренней уверенности в себе, а ведь все это предполагается названием - «золотой век». Пожалуй, самым «золотым» в этом смысле было время царствования Александра I (первая четверть XIX в.), при котором проводились определенные либеральные реформы», русская армия разбила наполеоновских захватчиков и победоносно вступила в Париж. После же «дней Александровых прекрасного начала» и особенно после подавления восстания декабристов (1825 г.) в русском искусстве и общественной мысли начинает отчетливо звучать тревога за судьбу страны.
Лучших представителей высокой русской культуры явно тяготил разрыв между просвещенными на европейский лад «верхами» Российской империи и ее малограмотным, более традиционалистски настроенным простонародьем. Заметной тенденцией «золотого века» стало растущее отчуждение между властью и «образованным обществом», особенно интеллигенцией. За время, прошедшее с Петровских реформ, выросли поколения людей, для которых привычными являлись западные представления о чести и достоинстве, о правах гражданина, о необходимости ограничения верховной власти – а вот русская монархия представлялась уже архаизмом, постыдной «азиатчиной». Эти люди считали, что в царской России их таланты и образование остаются не востребованными. Многие хотели окончательного сближения с Западом и, торопя время, были готовы поддержать самые крутые реформы и даже революцию.
Впрочем, звучали голоса и тех, кто осуждал некритическое подражание Западу и предупреждал о том, что революция в России, если она произойдет, обернется кровавой катастрофой. Вернуться к православному идеалу «Святой Руси» призывали авторы-славянофилы. О культурной ценности самодержавия и всего русского «византизма» писал философ К. Леонтьев (1831 - 1891). В своем романе «Бесы» Ф. Достоевский вывел жесткие образы «западников»: люди, лишенные правильной христианской веры, не укорененные в народной культуре, они губят себя и свою Родину…
Конец XIX – начало ХХ в., приблизительно время царствования последнего русского императора Николая II (1894 - 1917), принято называть «серебряным веком» русской культуры. Она продолжала блистать шедеврами и талантами, как раз тогда «загорелись звезды» писателей М. Горького и И. Бунина, художников М. Врубеля и М. Нестерова, композиторов С. Рахманинова и И. Стравинского… В России, как и на Западе, зарождается модернистское искусство, появляются такие его течения, как символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт…), акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова…), футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский…), абстракционизм (В. Кандинский, К, Малевич…) и т.д. Возникает феномен «русского религиозно-философского Ренессанса», связанного с именами В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Розанова и т. д. Одним из его самых оригинальных проявлений стала философия космизма, утверждавшая всеединство мира, целостность познания и космическое предназначение человечества.