Смекни!
smekni.com

Культура цивилизаций Востока (стр. 2 из 2)

За три тысячи лет своей древней истории египтяне добились немалых успехов на поприще науки. Они создали весьма точный календарь, а также каталоги звезд и карты звездного неба, причем древнеегипетская астрономия – в отличие от древнемесопотамской – имела рациональный характер и была свободна от астрологических домыслов. Египтяне изобрели древнейшие в истории человечества часы – водяные и солнечные. Египетские математики научились рассчитывать площадь круга и объем усеченной пирамиды, возводить в степень и извлекать квадратные корни. Египетская медицина знала дробную специализацию врачей. В Египте были составлены самые первые из известных энциклопедические словари и географические карты.

3. Культура Древней Месопотамии

Месопотамия (Междуречье) – область между Тигром и Евфратом, расположенная в их нижнем и среднем течении. В IV-I тыс. до н.э. здесь существовали, сталкиваясь и сменяя друг друга, разные народы и государства (Шумер. Аккад, Ассирия, Вавилон). Это придавало культурной жизни Месопотамии значительную пестроту, впрочем, не лишенную внутреннего единства.

Первые города-государства в Междуречье основали шумеры, пришлый народ не вполне ясного происхождения. Раньше, чем кто-либо, шумеры создали письменность, которая вначале была пиктографической, а затем приобрела вид клинописи. Произошла также фонетизация письма, т.е. значки стали употреблять не только в древнейшем словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Шумерская клинопись, распространившись за пределы Месопотамии, возможно, повлияла на становление финикийского письма, от которого берут начало греческий и более поздние алфавиты. Вообще появление письменности явилось грандиозным прорывом в истории человечества: оно содействовало быстрейшему накоплению информации и развитию абстрактного мышления.

От шумеров до нас дошли первый в мире библиотечный каталог, первые сборники медицинских рецептов, первый календарь земледельца. Шумеры создали древнейшую поэму – «Золотой век»- и самые ранние элегии. Выдающимся памятником шумерской (точнее – шумеро-аккадской) литературы по праву считается «Эпос о Гильгамеше», в котором повествуется о поисках бессмертия и ставится вопрос о смысле жизни.

Во II тыс до н. э. возвысился город Вавилон («Врата бога»). При упоминании о нем обычно приходит на ум знаменитая Вавилонская башня. До наших времен она не сохранилась, но, судя по всему представляла собой грандиозный зиккурат – ступенчатую башню, опоясанную выступающими террасами. Такой тип сооружений был характерен для месопотамской культовой архитектуры. Озелененные террасы Вавилонской башни получили известность как «висячие сады Семирамиды», считавшиеся в древности одним из семи чудес света.

Вавилонские астрономы впервые в истории высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Они разработали шестидесятеричную систему исчисления, которой мы пользуемся до сих пор. Но научная мысль в Вавилоне намертво переплелась с магией, астрологией и практикой гаданий.

На некоторое время в начале I тыс. до н. э. Вавилонию подчинили себе ассирийские цари. Ассирия оставила нам шокирующие образцы искусства, воспевающего человеческую жестокость. Здесь в изобилии встречаются изображения изуверских пыток и казней, горящих городов и замученных пленников. Часто встречаются сцены царской охоты, где под стрелами гибнут, истекая кровью, львы. Своего рода символом ассирийской мощи стали огромные крылатые быки с надменными человеческими лицами.

В VI в. до н. э. Месопотамия была завоевана персами. После же македонского завоевания (IV в. до н. э.) самобытное развитие месопотамской культуры постепенно сходит на нет. Стоит подробнее сказать об особенностях религиозной жизни в Месопотамии. Шумеры, заложившие основы здешней цивилизации, верили в существование огромного количества богов, божков и демонов. Как и в Древнем Египте эти существа выступали олицетворением природных и социальных феноменов. В их составе выделялась троица старших богов: Ану (бог неба), Энки (бог воды), Энлиль (бог земли). Интересно, что в отличие от египетских богов боги Месопотамии в основном представлялись антропоморфными. Почти незаметен здесь и культ священных животных.

Шумерский пантеон был воспринят позднейшим населением Месопотамии, но в нем произошли некоторые подвижки. На роль верховного божества у вавилонян выдвинулся Мардук, у ассирийцев – Ашшур. В мифологии появился сюжет теомахии, борьбы богов. Вавилонская поэма «Энума элиш» («Когда вверху…») рассказывает о том, как древнее божество Тиамат, тождественное первичному океану, поднимает полчища демонов, чтобы уничтожить более молодых богов. Со стороны последних в бой вступает Мардук, который убивает Тиамат и, разрубив ее тело, создает из его частей небесный свод и землю.

Эту довольно мрачную космогонию дополняет столь же безрадостная антропология. Люди были сотворены из крови чудовища Кингу, побежденного Мардуком. Их место в мире незначительно. Они призваны только ублажать богов: строить для них храмы, приносить им жертвы, заниматься священной проституцией (этим был известен культ богини любви и плодородия Иштар), чтить жрецов и царей, божьих ставленников. Неповиновение богам жестоко каралось. Уже шумеры рассказывали историю о том, как был послан на людей гигантский потоп, который погубил всех за исключением одного праведника, спасшегося на ковчеге (стоит отметить любопытный факт: древние предания о всемирном потопе были обнаружены учеными у многих народов практически на всех континентах).

В сравнении с египетскими представлениями о смерти месопотамская танатология, которая известна, например, по материалу «Эпоса о Гильгамеше», отличается крайним пессимизмом. Не предвидится никакого загробного воздаяния, всех умерших – и добрых, и злых – ожидает унылое прозябание в бесконечном царстве теней. Слабый свет надежды излучает только миф о Думузи (Таммузе), пастухе, ставшем возлюбленным богини Инанны (Иштар). Он был ввержен в преисподнюю, но получил право на полгода воскреснуть для земной жизни. Здесь мы явно имеем дело с земледельческим культом плодородия и можем проводить параллель с древнеегипетским мифом о ежегодно умирающем и воскресающем боге Осирисе.


Список использованных источников

1. Скворцова, Е.М. Теория и история культуры: Учебник для вузов/Е.М. Скворцова.- М.:ЮНИТИ,1999.-406с.

2. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н. Маркова, Л.А. Никитич, Н.С. Кривцова и др. – М.: ЮНИТИ, 1995.

3. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н. Маркова, Л.А. Никитич, Н.С. Кривцова и др. – М.: ЮНИТИ, 1995.