Смекни!
smekni.com

Особенности древнеегипетской культуры (стр. 2 из 3)

3. Письменность, просвещение и наука в Древнем Египте

Египетская письменность – одна из древнейших в мире и проделывала свою обычную эволюцию – от пиктографии к идеографии (где рисунок обозначает слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. Как всегда, изобразительные знаки при этом упрощались, схематизировались, и, в конце концов, теряли сходство с предметом. В Египте рано возникло алфавитно-слоговое письмо. Когда ученые в 19 веке взялись за его расшифровку, их сбило с толку то обстоятельство, что среди схематических букв часто встречались изображения несхематические – людей, животных, птиц, различных предметов. Думали поначалу, что египетские иероглифы – это символические письмена-рисунки. Но оказалось, что изображения лишь присоединены к слоговому письму в качестве детерминированных знаков. То есть, если писалось слово плавать, то рядом пририсовывался кораблик и т.д. Таким образом, сохраняя знак-образ, письменность сохраняла родство с искусством, искусство в свою очередь сохраняло связь с пиктограммой – и внешнюю и внутреннюю. Что такое все эти вытянутые в строки вереницы сцен, опоясывающие стены усыпальниц, как не своеобразная опись богатств и деяний вельможи. Насколько деловыми были эти описи, можно судить по тому, что тут же нередко приводились и точные цифры рабов и скота. Эта рассудочная деловитость египетского искусства была в сущности, обратной стороной его глубочайшей поэтичности: она проистекала из веры в безусловную реальность художественных образов.

Египет оставил богатое письменное наследие. Это заклинания и жизнеописания, «Книга мертвых» религиозный текст о погребальном культе. Существовала светская литература: любовные стихи, повести, восхваления, поучения (Поучения жреца Птахопета»), письма, рассказы («Рассказ Синухета»). Элементы философствования наблюдаются в таких произведениях как «Песнь арфиста» о конечность человеческой жизни, «Разговор разочарованного со своей душой».

Просвещение. В Древнем Египте существовала развитая система образования. В 3 тыс. до н.э. при дворе фараона появились школы, в которых обучали писцов. Получают распространение жреческие школы при храмах, а со 2-го тыс. до н.э. появляются крупные светские при государственных учреждениях. В школах обучались только мальчики в возрасте от 5 до 16 лет. Их обучали чтению, письму, счету, гимнастике, этикету. В жреческих школах получали религиозное образование, медицину, астрономию.

Наука и право. Источником права в Египте был первоначально обычай. С развитием государственности активной становится законодательная деятельность фараонов. В Египте существовало несколько видов владения землей, с которой совершали сделки, различные виды собственности, что потребовало юридической упорядоченности. Существовало уже несколько видов договоров – договор займа, договор найма, аренды, купли – продажи. Для семейных отношений было характерно довольно высокое положение женщины в семье. Заключался брачный договор, по которому приданое оставалось в собственности женщины. Не только мужчине, но и женщине разрешалось быть инициатором развода. Наследниками признавались равноправно дети обоих полов, причем завещание составлялись как мужчинами, так и женщинами. Уголовное право Египта знало следующие виды преступления:

– государственные – измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны;

– религиозные – убийство священного животного, чародейство;

– против личности – убийство;

– против собственности – кража, обмеривание, обвешивание;

– преступление против чести и достоинства – прелюбодеяние, изнасилование.

Уровень научных знаний также был очень высок. Получило развитие конструирование и

развитие сложных архитектурных сооружений, внедрение в инженерные расчеты математики. Уникальной была технология изготовление папируса и стекла. Египтянам приписывается изобретение плуга, лопаты, мотыги, пилы, рычага блока и ворота. Именно в Египте появились солнечные и водяные часы, создан первый солнечный календарь. Большого развития достигла медицина. Благодаря бальзамированию египтяне прекрасно знали анатомию человека, проводили сложнейшие опреации.

4. Архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта

Древнее и среднее царства.

Искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян. Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было ни много, ни мало дарить бессмерти, быть прямым продолжателем жизни. Поэтому казалось неважным, видит ли кто-либо произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представляло нечто само собой сущее, жизненным началом. Поэтому и труд художника считался священнодействием. Ведущие художники, зодчие, скульпторы, живописцы – были высокопоставленными лицами, часто жрецами, их имена были известны и окружены почетом. Они гордились своими деяниями едва ли не также, как цари гордились своими победами.

И, тем не менее, проявление индивидуальной воли художника было строго ограничено: роль его мыслилась как роль хранителя древних канонов.

Так как в отличие от кратковременной земной жизни искусство считалось носителем жизни вечной, то оно освобождалось от всего мгновенного, изменчивого, неустойчивого. Древнеегипетское искусство выработало язык, отвечающей идее постоянства – язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, предельно обобщенных объемов. Даже когда изображается самое простое, самое обыденное, чего древнеегипетское искусство не чуралось (пастух доит корову, или идет стадо гусей), - эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленного на века. В Древнем Царстве сложились устойчивые типы статуй, с необычайным стремлением к портретному сходству. Эти типы статуй повторялись потом и в Среднем и в Новом царствах, и в поздний Саисский период египетской истории. В рельефах Древнего царства также были установлены определенные каноны. Этот принцип рисунка сохранялся всегда. Случаи, когда человеческая голова в росписи или в рельефах изображалась не в профиль, а в фас, были крайне редки и встречаются уже только в Новое царство.

В эпоху Древнего царства Египет переживал свой первый военно-политический и культурный подъем. Искусство Древнего царства – это египетская классика: оно монументально, спокойно, торжественно, в нем особенно ощутима та размеренность, ритмичность, величавость, которая так характерна для египетского искусства вообще. А вместе с тем в нем едва ли не больше дыхания жизни, чем в искусстве Среднего царства. Это и неудивительно: ведь изобразительные каноны в древнем царстве хотя и соблюдались, но еще не покрылись лоском тысячелетних традиций и были ближе к жизненным первоистокам.

Египетские рисовальщики оценили значение плечевого пояса человека. Они не гнались, чтобы запечатлеть увиденное с одной точки зрения,- у них была друга задача: изобразить человека в его субстанциональном состоянии, а не в один эмпирический момент. Здесь не приходится говорить о неумении правильно рисовать. «Правил», одинаковых для всех народов и времен, вообще не существует. Примером может служить рельефы гробницы в Саккара

В Древнем Царстве начинается строительство пирамид, т.е в начале истории Древнего Египта. Как известно древние греки относили пирамиды к одному из чудес света. Пирамиды поражали греков своим величием и совершенством. Ничего подобного по масштабам ни античный мир, ни Средневековье не создавали, да и не стремились создать. Между тем, строители пирамид использовали только два приспособления – наклонную плоскость и рычаг. Нам очень трудно представить, что в эту эпоху не существовало ни ворота, ни винта, ни колеса. Всего того, что впоследствии использовалось при строительстве и менее грандиозных сооружений. Наклонной плоскости и рычага оказалось достаточным, чтобы соорудить скажем пирамиду Хеопса (Хуфу), чье основание занимает около 5 гектаров, высота достигает 146,5 метра. Сложена она и 2300000 гранитных камней, из которых каждый весит около 2500 тонны. Но не менее размеров в пирамиде поражает та филигранность с которой подогнан каждый камень. По поводу пирамид один современный специалист замечает: «Даже если не учитывать примитивный характер орудий 3 тысячелетия до нашей эры, можно сказать, что ни одно сооружение нашего времени не превосходит ее в технической виртуозности и смелости. И, однако, это предприятие было осуществлено культурой, только что выходящей из каменного века и долго еще пользовавшейся каменными орудиями, хотя долота и пилы … уже изготовлялись из бронзы»

Получается, что относительно еще скромные и неразвитые производительные силы Древнего Египта не просто позволили создать нечто, имеющее даже самого отдаленного подобия в первобытной культуре. Они были использованы принципиально иначе. До сих пор не виданный монументализм скорее задействовал производительные силы, чем стал их следствием. Ведь никакой так называемой целесообразности в строительстве пирамид не было. Выражаясь современным языком, их строительство было затратным, и тяжелым бременем ложилась на египетскую экономику. Ничьей жизни эти стройки не улучшали. И все-таки пирамиды упорно сооружались. В течение нескольких столетий их размеры были очень велики, затем они уменьшаются. Но ни в одном, ни во втором случае невозможно представить себе одного - , что строители работали под голым принуждением и насилием. Уже одна точность и тщательность, с которой возводили эти пирамиды говорит о некоей заинтересованности самих строителей. За их строительством не могла не стоять какая-то внутренняя необходимость, стремление выразить нечто, касающееся всех, и для тех, кому сооружались усыпальницы, и для тех, кто их строил. Это «нечто» и было тем новым, чего не знала первобытность, что было чуждо мировоззрению первобытного человека.