Смекни!
smekni.com

Панк как субкультура (стр. 1 из 2)

"Я абсолютно убежден, что Панк может быть силой для социального пробуждения, а, возможно, и изменения, внося конкретные перемены в жизнь многих молодых людей".

Феликс Хэвок

В двух словах

Панк, па́нки (англ. punk) — молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются любовь к музыке панк-рок, критическое отношение к обществу и политике. Сам по себе панк состоит из множества более мелких субкультур, таких как стрит-панк, хоррор-панк, ой-панк, тяжелый панк и другие. Панк поддерживает тесную взаимосвязь с другими субкультурами, такими как готика и психобилити; сторонники этого движения выступают против коммерциализации, которая является одним из основных механизмов капитализма [1].

Этимология слова «панк»

Изначально оно имело негативные коннотации. В кратком оксфордском словаре английского языка "панк" обозначает:

- устар. уличная девка (1596);

- амер. гнилое дерево или древесная плесень, используемая в сухом виде для разжигания костров; трут, гнилушка (1707).

В англо-русском словаре Мюллера В.К. (М., 2000) слову " punk " даются следующие русские значения:

- никчемный человек;

- что-л. ненужное, никчемное, чепуха;

-амер. Панк, "подонок", шпана;

-амер. неопытный юнец, простофиля [3];

В середине XX века слово "Панк" было американским сленговым термином, обозначающим определенные молодежные группы на социальном дне, такие как бродяги (hoboes) и черные заключенные-гомосексуалы.

Что касается музыки, этот термин впервые был применен к так называемому "гаражному року" (1964-1967) - музыкальному молодежному течению в США. Слово "Панк" в значении 'гниль' было использовано как метафора по отношению к американским группам, которые затрагивали в своих песнях запретные темы и вели себя максимально непристойно, пели о половых извращениях, растущем потреблении наркотиков, социальном отчуждении, жестокости общества, полной безысходности и разочаровании в будущем среди молодежи.

Предпосылки возникновения панка

В середине 1970-х в Америке не было тех условий, которые спровоцировали контркультуру 1960-х ("новые левые", хиппи, битники, др.). В Великобритании же 1970-ые - это время самой большой молодежной безработицы, такая была только до войны. Мировой энергетический кризис, повлекший за собой экономические трудности, еще более ухудшил и без того далекое от благополучия положение молодежи Великобритании. Это способствовало нагнетанию атмосферы социальной безысходности и духовной бесперспективности,что обусловило, в свою очередь, распространение среди молодых людей настроений отчаяния и обреченности, которые не могли найти выражения в пацифистской, неагрессивной субкультуре хиппи. Именно этот момент, по мнению Теда Полимуса, стал объединяющим для панк-субкультуры, несмотря на ее социальную разнородность: "Панки не были (как принято считать) сплошь жители трущоб из рабочего класса. Кое-кто был, но большинство - ребята из среднего класса, а так же подростки богатых пригородных районов. Их всех объединяла ненависть к хиппи", "вялым, ленивым и скучным" [2].

Еще одной важной предпосылкой появления панка было изменение статуса рока, который к середине 1970-х из музыки детей-бунтарей превратился в "музыку для родителей". Иными словами, рок в большинстве своем утратил свои контркультурные качества и стал продуктом массовой культуры. Рок приносил колоссальные прибыли продюсерам, исполнителям, музыкальным корпорациям. Успех и богатство изолировали рок-руппы от простой молодежи. Теперь это были недоступные кумиры "развлекатели", приезжавшие на концерты в роскошных лимузинах под охраной полиции. Панки резко порвали с этой традицией. Панк противостоял коммерческой музыке двумя путями: во-первых, он бойкотировал крупные звукозаписывающие корпорации, во-вторых, изменил сам процесс создания музыки, провозгласив "это может делать каждый!" "Профессионализм считался внешним атрибутом коммерческого рока...[4]

История панка

Первая и единственная не продажная волна «панк - рока»

Это началось где-то в 1973 году в Штатах (в Нью-Йорке, Чикаго, Детройте и т.д.). Эта «волна панка» была практически не заметна, так как группы того времени выступали исключительно в гаражах, подвалах, подпольных клубах. Власти не обращали на это особого внимания, так как осознавали, что им ничего не грозит. На улицах городов можно было зачастую увидеть подростков, пугающих своим видом прохожих, распивающих спиртные напитки на виду у приличных граждан, шумящих и творящих всякого рода «беспредел». Но их было очень мало, недопустимо мало, для того чтобы их заметили по настоящему.

Наиболее заметные группы «первой волны панка»: The Ramones, Television, Talking Heads, New York Dolls, Patti Smith Group.

Вторая волна «панк - рока»

Эта волна взяла своё начало 6 ноября 1975 года в Лондоне.

А точнее с первого выступления легендарной группы Sex Pistols в колледже искусств Святого Мартина (группа исполнила всего 5 песен, после чего перепугавшийся сотрудник колледжа выключил электричество). Но этих пяти песен было достаточно, чтобы народ заговорил о «панк революции»!

Общественность в шоке, музыкальные критики в панике, да… такого Англия ещё не видела!

Появляются сотни новых «панк - групп», на улицах шатаются многочисленные полчища «панков», агрессивно настроенных и плюющих на законы и старые устои Англии.

Сначала власти пытаются запрещать концерты «панк - групп», сажать в тюрьмы разошедшихся подростков, но в итоге осознают, что это бесполезно. Тогда они предпринимают другой шаг, они разрешают концерты, пускают «панк» на телевидение, в эфир!

Это был конец для «панка», его купили, разрешили, выставили на всеобщее обозрение...

Антисоциальный настрой «панка» прошёл, «панков» стали воспринимать почти так же, как и другие движения. На этом и закончилась «панк революция» в Англии.

Наиболее заметные группы «второй волны панка»: Sex Pistols, Clash, Subway Sect, Damned, Vibrators, Buzzcocks и многие другие.

Третья волна (новая волна) «панк - рока»

Это явление уже трудно даже назвать «панк – роком», в эту третью волну входило всё, хоть даже отдалённо напоминающее старый добрый «панк».

Эта самая «новая волна» возникла в 1978 году, она пришла на смену «английской панк революции» как раз в то время, когда разговоры о «панке», как о социально опасной проблеме, поутихли.

Самая интересная ветвь «новой волны» - это «пост – панк».

Это явление возникло в 1977- 1978 годах. Музыканты «пост - панковских» групп подхватили основную идею «панка», но пытались выразить её по - своему. Большинство «пост – панковских» групп умело профессионально играть, в композициях было побольше, чем 3 аккорда, да и пропала былая агрессия…

Например, представители «пост – панка» в Британии (Bauhaus, The Cure, Echo & The Bunnymen, Joy Division, Japan и многие другие) играли мрачную, унылую, апатичную музыку. В своих песнях они пели о депрессии, мистике и тому подобных вещах.

В общем, с 80х годов интерес к панку практически сошёл на нет, уступив место готам, хардкору и эмокору.

Панк сейчас

К концу 90-х стали говорить о возрождении гитарной музыки, о возвращении духа чистого панк-рока. Он пришел на смену депрессивному гранжу и декадентскому брит-попу начала 90-х. Грусть-тоска и безысходность новому поколению осточертели. Захотелось веселья безудержного, анархического, вместо вялой депрессии — энергичного бунтарства.

Панк-рок был возращен к жизни шоу-бизнесом, убившим его на рубеже 70-х—80-х. Из прежнего, классического, панка в новый перекочевал в первую очередь характерный звук — энергичный, быстрый и тупой рок-н-ролл, очищенный от премудростей и красивостей. Как говорится, всего три аккорда, но зато правильных.

Было придумано, что надо сделать с панками, чтобы они не представляли угрозы для общества: их легализовали. Назвали антисистемой, которая нужна для укрепления системы. Беснующейся молодежи была предоставлена законная возможность выпустить пар, а дельцы шоу-бизнеса стали зарабатывать на панк-роке деньги [6].

Представители современного панка: Green Day, the Offspring, Blink 182, Sum 41, NOFX, Rancid и т.д.

Панк в России

Панк был одним из немногих музыкальных течений, которое пришло в Советский Союз с минимальным опозданием. В 1976 году панк-рок появился в Англии, а уже в 1977 году в Ленинграде, Москве, Сибири молодые люди, интересующиеся западной музыкой, приобретали у фарцовщиков пластинки " Sex Pistols ", " Clash " и других британских панк-групп, ловили музыкальные передачи по "Голосу Америки", ВВС с Севой Новгородцевым, читали советские журналы и газеты, которые не преминули откликнуться на появление нового молодежного течения как "нароста на гниющем теле буржуазной культуры”.

Если рок-музыка в СССР была в подполье, то панк был ": подполье подполья" [4, 5]. Он уже являлся контркультурой в силу своей запрещенности и противостоял Системе, неся новые ценности, а не бунт и протест подобно английским панкам.

Советская панк-культура 1980-х, изначально ориентируясь на западное течение, органично переосмысливала его, переплетала с национальными корнями. В итоге возникали абсолютно оригинальные явления, порожденные прежде всего не подражательством, а желанием самовыразиться и как-то противопоставить себя другим, представляли собой не столько музыкальное течение, сколько общественно-интеллектуальное [5]. В СССР панк являлся контркультурой в силу своей запретности, поэтому он противостоял Системе, даже если в панк-песнях не было прямого политического подтекста.

С середины 1990-х российская панк-сцена начинает ориентироваться на соответствующие западные идеалы а именно: " Green Day " и прочие калифорнийские поп-панк-группы. (В лице таких групп, как например, московские "Тараканы!" и питерский "Король и шут").

В российском панк-роке 1990-х почти нет идей (тогда как на Западе панк - это прежде всего идейная музыка), а те, которые были, нивелируются, т.е. подравниваются под общеизвестные догмы. Большинство групп повторяют одни и те же стереотипы - "сдирают" с одного и того же западного образца [1].