Смекни!
smekni.com

Понятие и сущность культуры (стр. 1 из 2)

1. Развитие представлений о культуре в европейской мысли

Культура – от латинского глагола colere – «населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать». От сolere производны слова colonus – «то, что населяется» и cultus – «то, чему поклоняются».

1. Слово «cultura» использовалось в Древнем Риме в значении – «возделывание, культивирование, выращивание» (растений, животных), «придание участку земли гармоничных, устроенных очертаний», т.е. применялось к аграрной сфере. Рост и развитие растения явились источниками аналогий с воспитанием и развитием человека.

Римский общественный деятель, оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106–43 г.до Р.Х.) видел синоним культуры в гуманности. В своих «Тускуланских рукописях» (45 г.до Р.Х.) он использовал обыденное понятие культуры как возделывания почвы в переносном смысле: как возделывание человеческого ума в процессе воспитания и обучения. Так сформировалась концепция «humanitas» (человечность) в Древнем Риме. Культурный римлянин – это гуманный римлянин, человек, который совершенствует и облагораживает себя на основе римских добродетелей.

2. В классическом древнегреческом обществе сформировалась концепция «пайдейи» (воспитанность, образование), согласно которой культура ассоциировалась с образованностью, универсальным, многосторонним развитием, подготовленностью гражданина к различным формам общественной деятельности (ср. энциклопедия: encyclos – «круг», paideia – «образование»).

3. В Средние века широкое распространение получило понятие «культ», имеющее высокий духовный смысл: через культ человек обретал способность раскрывать себя в своей любви к Богу. Русский философ Павел Александрович Флоренский (1882–1943) в работе «Столп и утверждение истины» указал на центральную роль культа во всей культуре, связывая культ с особой человеческой деятельностью – литургической, производящей характерные реалии – святыни. Культура вырастает из культа, из приобщения человека к священной, мистической реальности.

4. В эпоху Возрождения идеалом культуры становится творчество, создание ценностей, в первую очередь, художественных. Культура – сфера гуманитарных занятий – «studia humanitatis» (поэзия, живопись, зодчество, ваяние, риторика). В центре внимания – творец – Человек.

5. В философии Нового времени (XVII–XIX вв.) существовали различные концепции культуры: культура как качество ума; преодоление ложных авторитетов и предрассудков (Ф. Бэкон (1561–1626); культура освобождение разума от влияния страстей и аффектов (Р. Декарт (1599–1650); культура как система искусственных образований, созданных людьми для удовлетворения их потребностей, создания условий для совместной жизни (Т. Гоббс (1588–1679). Культура как совокупность человеческих умений, создаваемая человеком вторая природа, воплощенная в многообразных формах человеческой деятельности (И. Гердер (1744–1803); культура как сфера человеческой свободы, отражающий возможности человека (И. Кант (1724–1804) и др.

6. Некоторые современные подходы к пониманию культуры:

– Культура – сфера духовности (идеационный подход);

– Культура – мир ценностей (аксиологический подход);

– Культура – совокупность артефактов (искусственных, созданных человеком предметов и явлений) (антропологический подход);

– Культура – это система нормативных технологий, социальных отношений и взаимодействий (функциональный подход),

Существует около 500 определений культуры.

Известный российский культуролог А.Я. Флиер так трактует культуру: Культура – совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм поведения и деятельности, обретенных знаний, образцов самопознания и символических обозначений окружающего мира.

2. Морфология культуры. Функции культуры

Основная морфологическая единица культуры – культурная форма. Культурная форма это модель, способ передачи социальной информации, хранения определенного ценностного содержания.

Культурные формы делятся на:

Семантические:

А) Норма – стандарт культурной деятельности, регулирующее поведение людей (табу, предписания, правила, законы, заповеди, императивы);

Б) Ценность – способность предметов и явлений удовлетворять потребности человека (материальные, духовные ценности);

В) Идеал – обобщенное ценностное представление о совершенстве, образ предмета, наделенный свойствами универсальности, абсолютности.

Г) Символ (греч. simbolon – «опознавательный знак») – художественная категория, выражающая идеальное содержание материальных вещей и процессов. Его значение выходит за пределы, определяемые непосредственно изображенным явлением, символ имеет множество смыслов.

Деятельностные:

А) Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов;

Б) Обряд – совокупность стереотипных условных коллективных действий, выражающих социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающие определенные коллективные чувства;

В) Ритуал – форма символического поведения, не имеющего непосредственного прагматического значения (календарные ритуалы, ритуалы перехода, искупительные, жертвенные ритуалы, запретительные, ритуалы дарения и др.)

Виды культуры:

Материальная культура (бытовая сторона жизни людей, производство, техника),

Духовная культура (язык, религия, философия, искусство, мораль, наука),

Социальные измерения культуры (мораль, право, политическая культура).

Уровни культуры:

– Культура личности;

– Культура социальных и этнонациональных групп;

– Общечеловеческая (мировая) культура.

Функции культуры:

– Смыслополагающая – придание смысла человеческому существованию;

– Аксиологическая – процесс выработки и распространения ценностей;

– Преображающая – изменение среды обитания человека, духовное совершенствование, преображение самого человека;

– Творчески развивающая – развитие и реализация творческих способностей личности;

– Информационно-коммуникативную – накопление и трансляция знаний, культурного опыта;

– Адаптивная – адаптация, приспособление человека к окружающей среде, обеспечение человека безопасностью и комфортом;

– Социализирующая – обеспечение вхождения индивида в жизнь общества;

– Интегрирующая – культура объединяет народы, социальные группы, государства;

– Гедонистическая – удовлетворение потребности в красоте, совершенстве, доставление интеллектуального, эстетического и других видов удовольствий.

3. Культурология как наука. Основные школы и концепции культурологи

Термин «культурология» состоит из двух слов: лат.cultura и греч. logos – «наука, знание». Культурология – наука о культуре.

Термин культурология впервые применил в 1939 году американский антрополог и культуролог Лесли Уайт (1900–1975). Культурология – комплексная научная дисциплина. Это интегративный предмет социально-гуманитарного профиля, который использует результаты и достижения современного гуманитарного знания (истории, филологии, религиоведения, искусствоведения, антропологии и др.); а также социальных наук (социология, политология, экономическая теория).

Предмет культурологииизучение сущности культуры, ее строения, типов и видов, процессов создания и освоения культурных ценностей, этапов, закономерностей и тенденций развития культур.

В методологию культурологического знания включены:

– Методы гуманитарного культуроведения.

Сюда входят методы гуманитарных наук: литературоведения, языкознания, истории и теории культуры, искусствоведения, религиоведения, истории и др. Эти методы используются при изучении индивидуального характера конкретной культуры, сравнении культур, описании исходного культурологического материала.

– Методы социального культуроведения.

Сюда входят методы экономики, политологии, этнологии, социологии и др. Задача – отыскание общих законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных культурных явлений.

Основные школы и концепции культурологии

Эволюционизм (втор. пол. XIX в.). Интерпретация эволюционного развития культуры как прохождение ею определенных этапов. Эдуард Бернетт Тайлор (1832–1917), основные работы «Исследования в области древней истории человечества» (1865), «Первобытная культура» (1871). Изучая древние культуры Америки, ученый пришел к выводу, что анимизм (вера в духовные существа) является первой религиозной формой, из которой в дальнейшем развивается:

– фетишизм – почитание материальных предметов, в которых предполагается присутствие особого духа или таинственной силы;

– тотемизм – почитание животного или растения как тотема-покровителя племени, рода, семьи или отдельного человека; поклонение духу, который живет в тотеме;

– культ предков – почитание душ умерших предков;

– политеизм – многобожие, поклонение многочисленным богам;

– монотеизм – единобожие, вера в единого Бога.

Шотландский ученый Джеймес Фрезер (1854–1941) в своих работах «Золотая ветвь» (1890), «Фольклор в Ветхом завете» (1918) предпринял сравнительно-историческое изучение древней культуры. Ученый утверждал, что человечество в своем умственном развитии проходит три стадии:

1. магия – совокупность приемов, обрядов, психотехник, призванных оказывать влияние на людей, предметы или события посредством неправильно понятых природных закономерностей, таинственных сил (духов), а также воли и воображения мага;

2. религия (в понимании Фрезера) этап, когда сверхъестественные способности человек приписывает не себе, а богам;

3. наука – человек поклоняется законам науки, возводит ее в культ.

Диффузионизм (посл. треть XIX-пер. пол. XX в.). Понятие культурной диффузии: пространственного перемещения культуры из какого-либо центра. Так, норвежский ученый Тур Хейердал (1914–2002) своими путешествиями через Тихий и Атлантический океаны доказывал правомерность теории «культуры солнечных камней», которая называет Египет источником-пуском всех значительных культур древности.