Смекни!
smekni.com

Понятие культуры, ее структура и функции (стр. 3 из 3)

а) архитектура объемных сооружений (жилые дома, общественные здания, промышленные сооружения);

б) ландшафтная архитектура (это городские скверы, бульвары, парки с беседками, мостиками, фонтанами, лестницами);

в) градостроительство (охватывает создание новых городов, поселков, реконструкцию старых городских районов).

3) Декоративно-прикладное искусство.

Прикладное искусство. Человеку свойственно стремление к красоте в окружающем его предметном мире, поэтому мы стараемся окружить себя предметами не только полезными, нужными, но и красивыми. Узор, украшение как бы "прикладывается" к предмету, делает его не только утилитарным, но и богатым, нарядным, красивым. Такой предмет ценится уже не за то, что просто полезен, но и за мастерство украшения. Позднее эту область художественного освоения предметного мира определили как "прикладное искусство". Предметы прикладного искусства в первую очередь служат практическим целям и одновременно украшают наш быт, создают праздничное настроение. Красота и польза в них уравновешены и гармонически дополняют друг друга.

Декоративное искусство зародилось очень давно. Еще при родовом строе человек украшал себя браслетами, кольцами, подвесками и т. д. Позднее появились предметы украшения одежды, а затем и жилища. Изделия декоративного искусства существуют только для украшения помещения, одежды, человека. Искусство создавать красивые вещи стали называть декоративным (от франц., декор, украшение). Видами декоративно-прикладного искусства являются: керамика – изделия из обожженной глины (фарфор, фаянс, майолика, терракота); резьба и роспись по дереву; ткачество, вышивка, кружево; вязание; ковры и ткани (гобелены, ручная набивка ткани); художественная обработка металла – узорочье; резьба по камню; резьба по кости; изделия из стекла; ювелирное искусство.

4) Дизайн (англ. design – чертеж, проект, замысел) – особый метод проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности, физиологического и психологического удобства, четкой социальной ориентации.

II. Временные искусства.

1) Художественная литературавид искусства, в котором носителем образности является речь. Данный вид искусства в отличие от изобразительных искусств лишен зрительной достоверности (наглядности). Слово раскрывает уникальные познавательные перспективы:

2) Музыка – вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков. Звук как основа музыкальной образности и выразительности лишен смысловой конкретности слова, не воспроизводит видимых картин мира, как в живописи. Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационную природу.

Музыка может передавать как эмоции, чувства, присущие каждому человеку, так и национальные черты разных народов. Это выражается в интонационном, мелодическом, ритмическом строе.

Данный вид искусства фиксируется с помощью нотной записи. Музыкальные произведения по способу исполнения разделяют на две большие группы: вокальные (для исполнения голосом – пением), инструментальные (исполняемые на музыкальных инструментах).

Известны такие виды музыки, как симфоническая, оперная, камерная и т. д Жанрами этого вида искусства является песня, соната, симфония, сюита.

III. Пространственно-временные искусства.

1) Театр это синтетический вид искусства, где образное отражение действительности проходит в формах драматического действия, сценической игры, представления, осуществляемого участниками спектакля перед зрителями. Театр является коллективным искусством, в которое вовлечены актеры, сценографы, композиторы, хореографы, художники по свету, гримеры и режиссеры.

Этот вид искусства проявляется в виде трагедии или комедии: раскрывается в балете, опере, оперетте, пантомиме, импровизации.

2) Танецвид искусства, материалом которого являются позы и движения человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную систему. Танец тесно связан с музыкой. Танец подразделяется на бытовой (народный, бальный) и сценический.

4. Функции культуры

1) Культура направлена на удовлетворение физиологических потребностей человека (это касается и еды, сна, укрепления здоровья, продолжения рода).

2) Преобразование окружающего света, приспособление его для человеческого существования. Преобразование людьми света особенно наглядно на примере архитектуры. Стремление к творческому преобразованию окружающего отразилась и в преобразовании собственно природы. Пример – появления садов (висячие сады Семирамиды, японские сады, Версальский парк).

3) Коммуникативная функция.

4) Накопление и хранение информации.

5) Нормативная. Культура вырабатывает нормы, способствующие регулированию поведения людей. Нормы поддерживают устойчивость традиций, институтов и личных взаимоотношений, сплоченность общества, позволяют оценивать поступки, указывают на наиболее приемлемые формы поведения. Нормативность распространяется на этикет, традиции.

5. Этапы развития культуры

В настоящее время историками выделяются следующие основные этапы исторического развития:

– архаика (IV – I тыс. до н.э.)

– классика (V в. до н. э. – V в. н. э.)

– средневековье (V – XV вв.)

– новое время (XVI – начало XX в.)

– новейшее время (с начала XX в.)

Культурологами внутри каждого из этих этапов выделяют еще и культурные эпохи.

В рамках архаикиэпоха великих восточных цивилизаций (Египет, Индия, Персия, Китай), мегалитическая культура Европы.

В рамках классикиэпоха античности (греческая и римская), эпоха великих империй Востока (Ашоки, Цынь, Хань и т.д.), эпоха эллинизма.

В рамках средневековьясредневековье, Проторенессанс и эпоха Возрождения.

В рамках нового времени – отдельно выделяется так называемая переходная эпоха – эпоха барокко (XVII в.,), эпоха Просвещения (XVIII в.), культурная эпоха XIX в.: рамки ее шире календарных с 1789 по 1914 гг.

В рамках новейшего времени – современная эпоха с начала ХХ в.


Литература

Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. 1969. № 9. С. 99–109.

Гуревич П. С. Культурология. М., 1996.

Давидович В.Э., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Р/на/Д, 1977. С. 29–69, 181–212.

Категории и понятия теории культуры. М., 1985.

Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1995.

Очерки теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели, И.А. Громова. Спб., 1992.

Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.