Смекни!
smekni.com

Представители направления поп-арт и их методы выразительности (стр. 3 из 7)

«Раушенберг - это настоящее, это чемпион соревнования сегодняшнего дня. Создатели поп-арта играют роль скорее в социальном плане, чем в эстетическом. Они не чураются давать публичные выступления на людях. Так, один из них в день вернисажа прогуливался с разрисованным зонтиком, другие одеваются кричаще. Решительно, Дали явился крестным отцом всего этого поколения»[2].

В 1980-е годы были опубликованы несколько альбомов фотографий Раушенберга, которые явились логическим завершением частого использования фотографического материала в коллажах и воплощением представления автора о мире как о нелепом нагромождении образов. Начиная с 80-х его работы уже не таят в себе никаких стилистических неожиданностей. Сегодня 10 картин этого общепризнанного мэтра современного искусства экспонируются в Эрмитаже, будучи подаренными музею самим художником

2.2 Рой Лихтенштейн

Великий мастер поп-арта, чьи работы, в стиле комиксов, символизировали опошление культуры в современной американской жизни. Используя яркие, «кислотные» цвета и промышленные типографские методы, он иронически соединял объекты и стереотипы «массовой культуры» и близкие ему образцы «высокого» искусства живописи.

В основе его дизайна лежит удивительный контраст – контраст цвета и форм. Как результат – «визуальная провокация». Цвета и элементов оказывается больше, чем «ожидает» увидеть глаз.

Благодаря Лихтенштейну вслед за простыми предметами свою креативную ценность доказали образцы масскульта: журнальная реклама, комиксы и вкладыши для жвачек. Конечно, как настоящий шестидесятник, Лихтенштейн говорил, что он рисует их, чтобы исследовать и разоблачать мифы общества потребления, масс медиа и массовой культуры. И надо согласиться – ему это удалось.

Лихтенштейн писал в стилизованной манере, имитируя технику, применявшуюся при создании потребительской иллюстративной продукции. Вместо оттенков цвета он использовал полиграфический растр, когда две или более точки определенных цветов комбинируются для получения третьего цвета («Ох… Ладно…» (1964 г.) ). В результате его работы приобретали неповторимую яркость и эмоциональную выразительность. В начале своей деятельности художник выполнял точки вручную, а затем стал применять трафареты

"Легкость" произведений Лихтенштейна обманчива. Над каждым из них художник работал долго и кропотливо. Найдя нужный мотив и сделав набросок, он с помощью диапроектора переносил изображение на большой холст и приступал к подготовке шаблонов. Созданная в результате картина во много раз превосходила по размерам оригинал.

Несмотря на то, что многие из его картин являются сравнительно небольшими, методы обработки объекта, применяемые Лихтенштейном, дают ощущение монументальности изображения кажутся массивными и грандиозными по размеру!

Свою любовь к живописи Рой Лихтенштейн особо выразил в знаменитой серии работ, изображающих… мазки кистью. Эти гигантских размеров мазки не нанесены, а именно изображены - опять-таки, с помощью растровой техники. С одной стороны, таким образом художник исполнил гимн искусству, с другой - саркастически усмехнулся: дескать, до чего же опускаются художники, делая предметом изображения такую безделицу, как простые мазки…

Первичные спектральные цвета - красный, желтый и синий, резко ограниченные черным – стали его фаворитами. Иногда, правда, он использовал и зеленый. Вместо оттенков цвета, он использовал растровую точку, метод, которым изображение и плотность тона, модулируется при типографской печати.

В 1961 он обратился к использованию в картинах комиксов и персонажей мультфильмов, благодаря которым он и создал свой легко узнаваемый стиль и получил всемирную известность. «Последнее Хрю…» (1962, Музей Современного Искусства) было первым впечатляющим примером его новой живописи.

Одной из самых знаменитых его работ является картина «В машине» (1963). На ней художник в точности воспроизводит фрагмент комикса, увеличивает его до невероятных размеров и имитирует точки растра, воссоздавая технику растровой печати массовых газет. Лихтенштейн достигает сильного впечатления благодаря яркому открытому цвету и простоте стиля. Лихтенштейн использовал образы массовой культуры, при этом часто изымал их из контекста и пародировал. Преувеличивая и упрощая эти образы, он не давал социальный комментарий к сюжету, а лишь стремился показать зрителю эстетические ценности США 60-х годов.

Начиная с 1962, его "мишенью" становились не только комиксы, мультфильмы, афиши и рекламные плакаты, но и произведения великих мастеров. В 1963 году Лихтенштейн перерисовал картину Пабло Пикассо Женщины Алжира (точнее - фрагмент этого знаменитого произведения), своеобразно, в своем стиле. Свою репрезентацию он шутливо назвал Женщина Алжира. Глядя на эту "пародию" издалека, думаешь, что это настоящий Пикассо. Но при ближайшем рассмотрении понимаешь, что это ни кто иной как "подлинный Лихтенштейн".

«Почему вы думаете, что холм или дерево красивее, чем газовый насос? – спрашивает один из деятелей поп-арта, Рой Лихтенштейн. – Только потому, что для вас это привычная условность. Я привлекаю внимание к абстрактным свойствам банальных вещей ».[3]

Рой Лихтенштейн - это один из весёлых художников. Художник говорит о любви, человеческих отношениях в шутливой манере, помогает их лучше понять, сделать их более доступными и для людей, не слишком разбирающихся в искусстве. При этом самого себя художник старается не выпячивать, предпочитает оставаться "в тени".

2.3 Ричард Гамильтон

Оценки произведениям Ричарда Гамильтона, порождаются полной и интригующей неопределенностью. Создавая свои замечательные картины и рисунки, он не определяет своего отношения к их содержанию, иначе как техническими средствами. Обычно он не выражает никакой точки зрения; он только анализирует составные части популярных образов или открыто восторгается техническими достижениями современных средств распространения информации.

В 1970 году лондонская галерея Тейт устроила первую ретроспективную выставку творчества Гамильтона. Экспонировались 170 его произведений от тонко выполненных карандашных набросков к серии предполагавшихся иллюстраций к роману Джеймса Джойса «Улисс» (1949 г.) до последнего цикла под общим названием «Клише мод» (1969 г.). Эти двенадцать этюдов, основанные на изображениях популярных манекенщиц, были выполнены средствами коллажа, эмали и косметики на литографированной бумаге. Они были сдержанной пародией на стилизованное изображение молодых женщин — привлекательных, но недосягаемых, — которые типичны для некоторых рекламных объявлений. Гамильтон здесь ступает по очень рискованному пути между сатирическим отношением к своему материалу и слишком эмоциональной его трактовкой. Серия отличается смелостью декоративного рисунка.

Выставка продемонстрировала, что по мастерству, воображению и технической сноровке он является одним из самых интересных, разносторонних и совершенных художников современности. Его главная сила, пожалуй, состоит в сочетании богатейшего воображения с неиссякаемой изобретательностью и непрерывным экспериментированием. О глубоком интересе Гамильтона к сложной технике свидетельствуют его литографии. Он использует широкий ряд профессиональных технических средств для придания точных запоминающихся эффектов окончательному изображению; на всем лежит печать полностью контролируемых приемов. Гамильтон особенно интересуется фотографией, которая посредством кино, телевидения, газет и журналов очень сильно влияет на наше восприятие окружающей среды.

Важный образец, творчества Гамильтона — картина «Она», выполненная между 1958-1961 гг. масляной краской, целлюлозой и коллажем на панели. Это произведение продолжает традицию «изящных» искусств, хотя сам Гамильтон охарактеризовал его как отражение мечты потребителя. Но он воздержался от какого бы то ни было социального сарказма и пояснил, что видит свою задачу в том, чтобы найти «эпическое в будничных предметах и будничных взглядах». Это хорошо передает отвлеченность «поп»-художника от его тематики.

«Давайте вместе исследовать звезды!» принадлежит к серии литографий и картин с использованием масляных красок и коллажей, в которой Гамильтон изобразил человека на фоне современной техники и спорта, уделяя главное внимание идеалу мужской красоты и мужской одежде. Глубоко взволнованный космическими полетами и речью президента Кеннеди, который призывал «всех людей объединиться для выполнения великих задач, стоящих перед человечеством», Гамильтон поместил в центр фотографию Кеннеди в скафандре космонавта. Эта серия, написанная в 1962 году, служит хорошим примером его особого дара — сливать казалось бы совсем неподходящие предметы в образы большой лирической красоты.

«Интерьер II» (1964), исполненный маслом, целлюлозой, коллажем и рельефом из металла на панели, построен на сюжете из фильма «Шокобезопасный». Женщина только что убила мужчину в борьбе за револьвер. Она кажется непричастной к актам насилия, о которых свидетельствуют труп и кадры кинохроники об убийстве президента Кеннеди, застывшие на экране телевизора. Для коллажа использованы вырезки из журналов, и сочетание разнородных элементов, которые должны бы усугублять неясность, снова успешно производит впечатление единого целого.

«Уитли-Бэй» (1965) состоит из написанных черной и белой красками увеличенных копий почтовой открытки, изображающей пляж в курорте Уитли-Бэй в Нортумберленде. Интерес Гамильтона к трансформации исходного материала виден из этой абстрактной композиции, которая, несмотря на то, что ее источник сразу ясен, свежим и стимулирующим способом обостряет восприятие зрителя.

Возможно, самым известным произведением Гамильтона является «Я мечтаю о белом Рождестве» (1967). В далеком 1942 году знаменитый американский певец и актер Бинг Кросби спел песню "Светлое Рождество". Эта песня была настолько популярна, что даже попала в "Книгу Рекордов Гиннеса" как "самый продаваемый сингл всех времен": в мире продано свыше 30 млн. экземпляров этого сингла. Но речь сейчас не об этом...