Однако его художественная практика требовала использования интенсивных мазков, нанесения на узнаваемые символы толстого слоя краски, энкаустика, пчелиного воска и других подобных материалов. Работая и по сей день, Джаспер Джонс по-прежнему интересуется логикой, феноменом языка и исследованием значения посредством измененных символов .
Сюжет – например, картина Мишень (Рис. 16) – идентичен плоскости холста. Эти произведения существуют как самостоятельные и самодостаточные объекты.
Джонс познакомился с художником Робертом Раушенбергом, от которого воспринял передовые идеи в современном искусстве. Он усвоил также многие идеи Марселя Дюшана; Велосипедное колесо и другие редимейды Дюшана стали источником вдохновения для серии предметов, отлитых в бронзе, которую Джонс создал в конце 1950 - х – начале 1960-х годов. Вероятно, наиболее значительными произведениями Джаспера Джонса можно назвать серию его ранних живописных работ, созданную во второй половине 1950-х годов. Американский флаг изображен не гордо реющим на ветру, а растянутым на плоскости; это нивелирует патриотический смысл картины и превращает флаг в эмблему, подобие книжной репродукции.
Джаспер Джонс пережил и периоды увлечения Пикассо1, работал в стиле абстрактного экспрессионизма (преодоление которого суть лейтмотив творчества многих поп-художников). Но запомнился Джонс именно как яркий представитель поп-арта. К списку поп-символов, созданных Джонсом, можно добавить «мишени» (этот сюжет и его вариации широко представлены в тиражной графике), символистские «цифры» и знаменитую пару пивных банок Ballantine Ale, воплощенную в многочисленных живописных работах и бронзовых скульптурах.
В качестве сюжета своей самой знаменитой картины Джаспер Джонс избрал американский флаг. Однако художник вдохновлялся не патриотическими чувствами, а лишь желанием представить самый банальный, легко узнаваемый объект. Что может быть банальней звездно-полосатого флага? Флаг Джонса не развевается на флагштоке или в руках солдата-победителя - он словно распластан по стене. Художник не изображает, а преображает объект: он не пытается обмануть зрителя, заставив его поверить в реальность своего флага. С помощью энкаустики - живописной техники, применявшейся еще в Древней Греции - Джонс создает рельефную поверхность холста. Три флага разного размера, расположенные один на другом, ослепляют, как свет сигнального фонаря. Наряду с другим своим соотечественником Робертом Раушенбергом, Джаспер Джонс считается одним из самых видных представителей американского поп-арта
«Как-то ночью мне приснилось, что я рисую большой американский флаг, на следующее утро я проснулся и пошел покупать материалы, чтобы приступить к работе над ним. Я начал работать. Я долго трудился над созданием своей картины. Это очень утомительная работа, требующая немалых физических усилий, — я начал писать ее бытовой эмалевой краской, которой красят мебель, а сохнет она очень медленно. Потом мне в голову пришла идея, о которой я где-то читал или слышал, — идея использовать восковые краски» (Джаспер Джонс).[4]
Трактовка картины как объекта естественно привела художника к сопоставлению настоящих предметов с нарисованными на холсте, а затем к созданию скульптуры. Скульптуры Джаспера Джонса представляют собой отлитые в бронзе обыденные предметы, например электрический фонарик, лампочку или зубную щетку. Одно из наиболее известных произведений Джаспера Джонса – две бронзовые Банки из-под пива.
2.6 Роберт Индиана
Американский мастер художник, гравер и скульптор Роберт Индиана широко признан в качестве одного из видных представителей американского поп искусства. Он известен своими смелыми простыми знаковыми изображениями цифр и букв.
Родился Роберт с фамилией Кларк, но потом изменил фамилию на Индиана как дань уважения к его родному штату. Получив степень в Институте искусств в Чикаго в 1953 году он переехал в Нью-Йорк. Он стал частью сообщества художников которые начали экспериментировать в геометрическом стиле поп арт.
В начале 1960-х годах он сделал первые конструкции из древесины, хлама и железа. Эти работы впервые объединили металл, дерево и гипс в геометрической форме. В начале 1960-х годах несколько его работ были приобретены музеями и коллекционерами, были включены во многие выставки, в том числе его первая персональная выставка состоялась в 1962 году в галерее в Нью-Йорке. В 1964 году он сотрудничал с Энди Уорхолом в фильме.
Хотя он стал известен в 1960-х, проблемы, которые он отражал в поп-арт всегда сильно отличались от всех его современников. В то время как общее движение поп-арт достигло интереса в средствах массовой информации и приобрело атрибуты культуры потребления, поп-арт Роберта Индиана был обращен к Американской национальной самобытности.
В 1973 году Почтовая служба США использовала изображение "LOVE" на первой серии марок под названием Любовь (Рис. 19). Данное изображение напечатали тиражом порядка 300 миллионов, благодаря чему оно стало наиболее воспроизводимым изображением искусства поп-арт. Позднее слово LOVE выполнялось в виде объектов, которые устанавливались во многих городах планеты.
Картина Роберта Индианы «Пять». Яркое сочетание красного, синего и белого цветов, гармоничное расположение цифры "5" в круге и сама смелая идея изображения в качестве объекта картины цифры притягивает внимание. Вот, пожалуй, и всё.
Разумеется, можно обратить внимание на цвета (белый, синий, красный) и притянуть национализм как главную идею картины, равно как и увидеть политический контекст в другой картине Индианы "Большая восьмерка" с изображением, разумеется, огромной цифры "8" и другой картины с изображением пятёрки, но неоднозначным названием "Пентагон". Но следует уметь видеть смысл в белом листе бумаге, когда автор его туда вкладывает, а не искать смысл в каждом чистом листе. Глубинный смысл не заложен в самом символе цифры "5"; здесь сама картина является кричащим символом-представителем поп-арта.
Является ли это искусством? Несомненно. Эта картина после просмотра заставляет задуматься, рождает определенные эмоции, как минимум - интерес и желание узнать: кто? как? зачем? А это уже первый шаг к развитию и самообразованию. Как максимум "Пять", как и любое другое произведение искусства в рамках своего течения, вдохновляет зрителей. Я могу долго разглядывать безупречно исполненное произведение Ренуара "Читающая девушка", но кроме эстетических чувств, картина вряд ли вызовет во мне порыв попробовать себя в живописи, не заинтересует.
Истинный смысл любого произведения искусства должно заключаться в воспитании человечества, в увеличении уровня культуры и в формировании понятий "прекрасное" и "безвкусное". И, по большому счёту, какая разница, какими путями автор добивается этой идеи - великолепной техникой написания, мастерскими намеками в самом произведнии или грубым, явным посылом к язвам общества. "Пять" Индианы в контектсе поп-арта - яркий представитель воздействия и воспитания чувства прекрасного не через само изображение, а через мысли, однозначно приходящие в голову после ее просмотра.
2.7 Джеймс Розенквист
30 лет на небосклоне американского искусства сияла звезда Розенквиста. Первая персональная выставка художника открылась в Нью-Йоркской «Грин Галери» Ричарда Беллами в 1962 году, а одна из последних проходила в Москве в конце зимы 1991 года. Джеймс Розенквист занимает совершенно определенное и особое место среди таких мэтров живописи второй половины XX века. Его можно смело назвать неистовым художником. Критик Дональд Сафф, хорошо знавший художника, отмечал, что Розенквист всегда чувствовал в себе способность вдохнуть новую жизнь в уже существующие формы искусства. «Кроме того, ему хотелось сделать нечто такое, чего ни один художник до него еще не делал». Розенквист перевернул все с ног на голову, превратив живопись в дизайн, а стилистику рекламы в поэтику искусства.
Традиционно считается, что всем своим творчеством Розенквист, критически относившийся к американской действительности, противостоял идеалам общества потребления и, в первую очередь, засилью рекламы. Как бы там ни было, ясно одно: рекламные образы и технологический взрыв оказали на творчество художника огромное влияние. Судьба распорядилась так, что именно Джеймс Розенквист более всех из плеяды «американских шестидесятников» был связан с рекламой, и не только в профессиональном смысле.
Творчество Джеймса Розенквиста — это покорение мира. А рекламный образ — его инструмент. Он конструировал свои картины, которые не рассказывали о мире, а вовлекали зрителя в визуально-ассоциативный акт поклонения Вещи. Все его творчество — провозвестник победы неосферы над своим создателем — человеком.
На картинах Розенквиста нет людей. Есть часть плеча, ступня, кисть руки, фрагменты глаз и оскалов «американских» улыбок («Салат из настурций»). Ведь человек все меньше олицетворяет собой опознавательный код культуры. Он размыт и подменен. Он отходит на второй план, давая дорогу универсальному коду прогресса — вещности.
В основе композиции полотен Розенквиста лежит коллаж. Это не столько живопись, сколько дизайнерское решение пространства холста. Продуманное переплетение фрагментов вещей с фрагментами фигур и человеческих лиц, генерирующее легкий эффект дежавю, рождающее тонкий клубок индивидуальных ассоциаций. Однако, имея композиционное единство, фрагменты все же не сливаются в целое и остаются открытым, слегка недосказанным образом. Внимание постоянно скачет с детали на деталь, путая воображение, заставляя смотреть еще и еще. Но этот «заппинг», в отличие от бесцельной скачки телезрителя по каналам, подчинен определенному замыслу: художник ведет зрение и внимание зрителя в нужном ему направлении.