Смекни!
smekni.com

Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности в музее "Анна Ахматова. Серебряный век" (стр. 3 из 6)

В музее отсутствуют эффективные формы пропаганды историко-мемориальных и художественных ценностей музея, которыми могли бы стать издания, посвященные творчеству деятелей культуры «Серебряного века», которые могли бы приобретать посетители музея. Музею «Анна Ахматова. Серебряный век» посвящает свои передачи петербургское радио, но в последнее время слушателями радио являются очень узкий круг слушателей и те, как правило, пенсионного возраста.

Сотрудники и руководство музея полностью осознают, насколько изменились функции и задачи музея в современном обществе, но на данном этапе осознание этого не всегда находит свое отражение в работе музея, что имело бы огромное значение не только для деятельности музея «Анна Ахматова. Серебряный век», но и для развития музейного дела в целом.

1.3 Социальные и социокультурные функции современного музея, как основы взаимодействия музея и общества

Музей развивает присущую ему удивительную способность: концентрация в его стенах исторических и культурных памятников приводит к качественному изменению социокультурной среды местности, в которой он возник.

Главная проблема у музеев общества такова: найти свое место в многообразном культурном пространстве, и при этом не впасть в чрезмерную политизацию и не склониться к красивым действам фольк-культурного свойства, не имеющими ничего общего с реалиями межкультурного взаимодействия. Для этого необходимо, прежде всего, чтобы музейная деятельность носила научный характер. Это и изучение потребностей общества, и разработка долгосрочных культурных программ, и выверенная политика комплектования. При добросовестном научном подходе нам не придется мучаться сомнениями: все ли традиции следует сохранять и представлять в музее, говорить ли о глобальном воздействии этнических конфликтов и т.п. Только тогда музей будет не развлекать или скучно пропагандировать, а помогать человеку, гражданину в его продвижении от культуры как знания к культуре, по выражению Ж.-М. Летеррье, как "топливу", источнику энергии и самостояния человека.

Музеи становятся сегодня предпочтительным средством коммуникации и в плане неформального образования. Опрос посетителей английских музеев показал, что главной функцией музея англичане считают образовательную, второй по значимости - получение новой информации и только третьей - развлечение. По опросам, проведенным в одном из краеведческих музеев Сибири, выяснилось, что посетители, кроме созерцания, хотели бы заняться в музее творчеством с детьми, участвовать в конкурсах и играх, театрализованных празднествах, а петербургские школьники смысл посещения музея определили как познавательный, отдав меньшее значение получению эстетических впечатлений.

Однако существуют и другие точки зрения. Одну из них отстаивает английский исследователь Ф. Шутен: вопреки анкетным утверждениям, посетитель приходит в музей не для получения знаний, а с целью развлечения (с небольшой долей познавательных интересов) и используя музей как средство общения. Аналогичную тенденцию можно проследить и в России: 70 % из числа взрослых посетителей приходит в музей с детьми, причем большинство взрослых попадает в музей впервые благодаря своим детям; из общего количества детей 6-12 лет с родителями приходит 56 %, с друзьями - 14 %; выходной или праздничный день в музее хотели бы провести 92 % опрошенных.

Так или иначе, большинство исследователей отмечают снижение интереса публики к музеям как к "пассивным витринам" для демонстрации шедевров и раритетов; среди посетителей разного культурного и социального уровня все популярнее идея о музее как месте для дискуссий и активного диалога.

Значительная активизация в изучении социально-демографических групп посетителей музеев, которая наблюдается на Западе и, к сожалению, только начинает просматриваться у нас, - проявление осознанной ответственности музея перед обществом за привлечение более широких слоев населения. Одной из главных задач в работе с посетителем большинство исследователей называют сегодня формирование чувства причастности к собственной истории. Однако, в современной ситуации ни высокое качество музейных коллекций, ни традиционные методы и формы работы не гарантируют того, что музей станет важным и интересным местом пребывания для горожанина, который имеет достаточный выбор для проведения досуга и пополнения знаний.

В связи с этим огромное значение приобретает разработка стратегии организации работы с местным населением, использование для этого специалистов-социологов, определение целевых групп населения, повышение привлекательности музеев для них. Всегда необходимо помнить: для кого существует этот музей, приобретаются эти предметы, какого посетителя мы хотим увидеть в наших залах. Не безликую группу, а аудиторию с разнообразными привычками, запросами, вкусами. По наблюдениям, в последние годы музеи, изучающие своего посетителя, становится центром притяжения игнорируемых другими культурными институтами людей из различных этнических, демографических и социальных групп.

Существует мнение, что вообще следует перенести акцент с внутренней деятельности на внешний, т.е. на посетителей. Необходимо признать первостепенную роль процесса обучения, чтобы эффективно общаться со своим посетителем. Музеи должны четко определить для себя, считает автор, какая именно публика им нужна, и стремится к установлению с нею необходимых связей.

В музеях создаются новые экспозиции, придумываются нестандартные решения, извлекаются из фондов уникальные музейные предметы - и человек, гражданин, к которому обращена деятельность музея, не приходит в музей. Кстати, это не только российская проблема: по общей сводной статистике Франции 70 % французов ни разу в своей жизни не переступали порог музея, и это в стране с необыкновенно разветвленной сетью музеев и разнообразнейшими формами работы с посетителем. В Австрии, где в 90-е гг. наблюдался рост сети местных музеев, специалисты отмечают падение посещаемости из-за однообразия и скуки. Опросы в английских музеях показали, что причины, по которым посетители избегают приходить в музей: скука, высокая плата, несоответствие большинства экспозиций уровню восприятия детей.

Отечественная статистика музейного развития крайне скудна и локальна, но и те цифры, что удается отследить Главному вычислительному центру Министерства культуры Российской Федерации, зачастую просто обескураживают. "Чем вас привлекает музей?" - спросили посетителей нескольких российских музеев. Значительная часть ответили: открытием новых выставок. Действительно, выставочная деятельность является ярким показателем работоспособности, востребованности музея.

И это в ситуации, когда многие музеи демонстрируют новые формы деятельности, стараются не потеряться в новых условиях. Такие противоречивые процессы. Почему это происходит? Кто тот человек, который переступает сегодня порог музея в России? На первый вопрос ответить можно многообразно, но, как мне представляется, одна из основных причин: мы плохо знаем мир наших сограждан, их потребности, игнорируем зачастую общую ситуацию, в которой человек находится, его культурный и социальный уровень, его повседневность. Зачастую музей остается равнодушным к человеку, для которого он работает. А этот человек, этот посетитель сегодня уже другой. По всей стране отмечается уменьшение количества туристов, но в регионах с более благоприятной социально-экономической ситуацией приток местных жителей стабилизировался, кое-где расширился их возрастной состав. Уменьшение количества посетителей происходит в основном за счет взрослого населения; большая часть посетителей по-прежнему школьники, учащиеся средних учебных заведений.

Отечественные исследователи отметили и парадоксальную, на первый взгляд, особенность - общее количество посетителей находится в прямой зависимости от их уровня благосостояния: в музей приходят в основном люди со средним достатком и малоимущие. "Многие группы населения считают, что музеи не для них", - можем мы печально констатировать вслед за английским исследователем: изучение статистики в Великобритании показывает, что растет число посещений, а не количество посетителей. Многие российские музейщики считают своим основным достижением последних лет, что им удалось сохранить своего постоянного посетителя, несмотря на то, что новый не всегда охотно приходит в музей.

Изучение социального статуса, образовательного уровня посетителя российского музея, его интересов и культурных предпочтений - важнейшая задача, к решению которой готовы далеко не все отечественные музеи. Выборочное анкетирование в последние годы проводят некоторые столичные и крупные региональные музеи. Полученных данных пока явно недостаточно, чтобы увидеть облик человека, в музей приходящего и, тем более, делать какие-либо прогнозы на будущее и создавать на их основе адекватную времени систему коммуникации. Необходимо помнить, что налаживание диалога в многомерном пространстве музея - процесс тонкий и сложный, при котором подспудная, кропотливая работа зачастую оказывается эффективнее однозначных решений. Музей, который не в состоянии создать подобную систему коммуникации, терпит поражение на современном поле битвы.