Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». В прессе, а затем и в общественном мнении устоялось слово рокеры. Отчего это название? От «рока», «судьбы», «фатума», с которыми они играют в своих бешеных мотогонках? От имени героя известного американского боевика Рокки, которого сыграл Сильвестер Сталоне? От надписи латинскими буквами, встречающейся на шлемах некоторых из этих мотоциклистов? Наряду с названием «рокеры» встречаются варианты: «роккеры» и «роггеры». Но дело не в названии, а в том, что их объединяет – любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты – мотоцикл («Ява», «Чезета», «Хонда») без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, обычно чёрного цвета, краги, очки, металлические заклёпки, обилие блестящих застёжек, молний. Рокеры имеют склонность передвигаться с большой скоростью (до 140-150 км/ч), обычно по полосе встречного движения, ночью, группой, открыто игнорируя работников милиции и правила дорожного движения. Для вступления в группу необходимо мастерски владеть мотоциклом, быть готовым вступить в конфликт с ГАИ и скрыться от неё, не выдавать товарищей. Следствием подобных установок стало то, что «ночные всадники» часто становились причиной дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Вот такие они, «ночные всадники». Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное. И причины для этого есть: мешают спать людям, создают опасности на дорогах, иногда просто хулиганят.
К спортивным неформалам примыкали и группы подростков, которые объединялись вокруг полуподвальных секций различных видов спортивной борьбы – типа каратэ, конг-фу и им подобных. Когда в 1984 г.[5] официальный спорт запретил эти виды, это породило всплеск соответствующих неформальных группировок. Входящие в них подростки проповедовали ценности физического, подчас в сочетании с духовным, совершенства, гармоничного развития своего тела. Обычно это обставлено определёнными ритуалами, в частности культом беспрекословного подчинения своему наставнику.
Полученные навыки борьбы подростки бывало применяли в уличных драках. Из диалога с тренером одной такой секции:[6] «Главным образом, это подростки, мучимые жаждой самоутверждения и естественным желанием стать ловким и сильными. Надо сказать, что официальный запрет только ещё больше разжёг интерес ребят к каратэ. Ребята приходят разные, стараемся договориться с самого начала: если вдруг кто-то попадётся в драке, ни слово о секции. Это – как кодекс чести. Ну, а тот, кто провинится, никогда больше не должен попадаться нам на глаза». Конечно, каратисты-подпольщики вызывали настороженность. Однако тот же тренер рассказывал: «Буквально на днях одна мама сама привела за руку своего 16-летнего недоросля: «Умоляю, научите парня драться! Жутко делается, когда думаю, что через пару лет ему, хлюпику, в армию»». Значит, потребность была, и одними запретами тут ничего не решить.
1.3 Неформалы - «правоохранители»
В течение 1986-1987 гг[7]., согласно официальной версии, группы подростков из г. Люберцы и Люберецкого района Подмосковья, называющие себя люберами, приезжали в столицу с целью «патрулирования» её улиц и организации групповых драк с представителями иных неформальных течений, а также со всеми, кого они могли счесть для себя неприятными. Делалось это под лозунгом борьбы с негативными явлениями в обществе, носителями которых, в частности, являются некоторые неформалы. К таковым относились металлисты, хайлайфисты, мажоры, различные спекулянты и фарцовщики. Более обобщённо – поклонники роскоши и потребительства, выделявшиеся «не нашим» внешним видом, «фирменной» одеждой и аксессуарами. Сами любера вошли в историю своей униформой – грубошёрстными, обычно клетчатыми, штанами «мешком», - и яркой ненавистью к своим противникам (особенно к «бешеным» металлистам). Идеология рядовых люберов отчётливо отдавала подвальным духом и формулировалась предельно просто: коли есть мускулатура, то зачем (они использовали и менее литературные выражения) нужна культура?
Особое место среди «правоохранительных» неформалов занимали «афганцы». Это бывшие солдаты, служившие в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, а также те из более молодых, на кого «афганцы» имеют влияние. Хотя в целом это ребята постарше, в их среде встречалось и немалое количество подростков. Их объединяли общность реально прожитых или, для подростков, воображаемых эпизодов войны, переживания боевой жизни, где каждый человек имел ценность и жил «настоящей жизнью», в отличие от тихого, размеренного способа существования в мирной жизни. По их мнению, в нашем обществе нет той искренности, чистоты, которой живёт человек в боевой обстановке, на грани жизни и смерти, в постоянной опасности. Столкнувшись с тем, что в мирных условиях цена личности совершенно иная, нежели в Афганистане, эти ребята сочли виноватым общество. На это накладывалось и то, что они верили – они герои, защищавшие справедливость на чужой земле. А здесь выяснилось, что это особенно никому и не нужно.
Более того, «афганцы» столкнулись с массовым неодобрительным отношением к афганской войне. Их считали чуть ли не её виновниками, а уж те, кто вернулся невредимым, для многих точно стали виновниками смерти или инвалидности близкого им человека.
Всё это есть. Не всеми осознаётся, но на всех сказывается. И тогда рождается обострённое чувство несправедливости, неприятие негативных явлений в нашем обществе, желание «навести порядок». Физически эти ребята подготовлены и закалены превосходно, многие из них владеют специальными приёмами боя. Формируя свои группировки, они могут заниматься тем, что сами воспринимают как «правоохранительную деятельность». Доводилось слышать об их пристальном интересе к тем или иным людям, живущим не по средствам, о приёмах, используемых для того, чтобы вернуть этих людей «на путь истинный», заставить отказаться от нетрудовых доходов и незаконной деятельности.
Некоторое время назад в некоторых областях страны свирепствовали подростки, именовавшие себя «фураги». Они щеголяли в немодных кепках (отсюда название: кепки – фуражки - фураги) и занимались практически тем же, что и любера. Боролись с «западничеством», со всем импортным. В ту пору некоторые ура-патриоты были готовы на основе этого чуть ли не по всей стране расплодить этакие отряды «фураг»-люберов по наведению идеологического порядка. Тогда же появились фуфаечники в Иркутске, носившие в качестве опознавательно-идейного знака бесформенные фуфайки зэковского образца. Чуть позже в г. Волжском большую активность стали проявлять стригуны. Эти специализировались на патриотизме: отлавливали девушек, замеченных или хотя бы заподозренных в интимных связях с иностранцами, и насильно остригали их наголо.
1.4 Экстремистские группировки
Ситуация в стране в 1988 г.[8] обострилась в связи с массированным выбросом так называемых уличных неформалов. Их предшественниками были теляги. К ним относились подростки, очарованные псевдоромантикой и символикой «блатного мира», копировавшие блатной жаргон, характер взаимоотношений между собой, образ жизни и даже одежду. Они старались носить кирзовые сапоги, рваные ватники и тому подобное. Исповедовали блатную мораль, ввели у себя иерархию преступного мира – каждый член такой группировки имел своё место, начиная от «шестёрки» до «вора в законе». Крепко держались воровского «кодекса чести», строго наказывая тех, кто посмел отступить от него. Такого рода «игра» (а первоначально это была именно игра, и ничего больше) неизбежно должна была перейти границы дозволенного Уголовным кодексом. И перешла, когда юные теляги (само название происходило от излюбленных ими тельняшек) перестали ограничиваться символикой, а перенесли правила игры на реальную жизнь. Тогда неформальные объединения превратились в банальные шайки уголовников. Они-то и породили затем гопников, или просто уличных.
Это, как правило, стихийные группировки подростков с предельно низким уровнем развития, общающиеся на почве токсикомании, пьянства и часто сексуальной развращённости. Среда их обитания – подвалы. Состав их группировок достаточно разнообразен; подавляющее большинство групп – смешанные. Взаимоотношения полов упрощены до крайности. Наличие в самом буквальном смысле «общих девочек» создаёт фон сексуальной вседозволенности, что переносится и на внешний мир, вне подвала. Отсюда – не только воровство и грабежи, но и изнасилования, сексуальные преступления.
Из диалога с одним молодым преступником, осуждённым за квартирные кражи:[9] «Входили вы до ареста в какую-либо группировку?» «Да, мы называли себя дофенистами.» «Но ведь «дофин» - это наследник французского престола …» «Ещё чего! Нам всё было «до фени» (т.е. безразлично!), кроме развлечений». В данном случае «развлечения» привели к преступлению.
Такое объединение подростков – дофенисты – существует уже давно. Нравственная глухота, неспособность понять других людей, их боль и страдание опасно приближают молодого человека к варварской психологии, к стремлению утвердить себя за счёт тех, кто не может дать отпор. Это и есть социально-психологическая готовность к преступлению, отличающая уличных.
Дофенисты и гопники – публика без интересов в жизни. Слово «бездуховность» - слишком мягкое для обозначения почти полного отсутствия всякого внутреннего мира. Их поведение определяется в основном биологическими факторами. Так, в частности, действует своеобразный территориальный инстинкт, заключающийся в жесточайшей необходимости охранять «свой» участок пространства от всякого посягательства со стороны любых «чужих». К нарушителям «конвенции» применяется бесхитростная мера – кулак, и хорошо, если в нём нет ничего увесистого. Город разделён на «зоны», каждая из которых контролируется определённой группировкой и имеет своё название: «Двадцатый двор», «Горки», «Квартал», «Грязь», «Дом обуви» и т.д.