Смекни!
smekni.com

Контркультура 70-е-80-е годов (стр. 3 из 5)

Отличительный признак, своего рода визитная карточка членов этих групп – вязаные шапочки различных цветов без помпончиков.

Идеал здесь – сила в самом грубом её проявлении. У кого кулак здоровее, тот и прав. Вот уж действительно, тот самый случай, когда «много силы – ума не надо». Силой выясняют свои отношения, силой затаскивают новых членов в свои группировки, силе поклоняются, на силу молятся.

В неформально-противоправной среде существовали и течения иных направлений. В частности так называемые мажоры. Это группы, объединяющие в основном фарцовщиков и спекулянтов. Их привлекала идея жить по западному образцу, умело «делать деньги» и не менее умело их проживать. Как правило, это откровенно аполитичная, весьма аморальная и сознательно криминальная публика. Они подразделялись на фракции в зависимости от того, с какой категорией иностранцев общались, добывая (выпрашивая или перекупая по дешёвке) вещи, технику, валюту – всё, что удастся, - для последующей спекуляции. Так, существовали фракции «американцев», «французов», «финнов», «румын» и т.д. По размаху и масштабу спекулятивных «деловых операций» мажоры подразделялись на просто «деловых» и «солидняков». Как правило, «деловые» - это обычные спекулянты невысокого пошиба. Им приходилось постоянно «вертеться», избегая милиции и борясь с конкурентами. Мажоры хорошо одевались, в основном в одежду фирм тех стран, на общении с представителями которых они «специализировались». Как правило, хорошо ориентированы в изделиях этих фирм, знали рыночную конъюнктуру и у нас, и за рубежом. Сносно, на разговорном уровне владели двумя-тремя иностранными языками. Алкоголь употребляли умеренно, наркотики в этой среде – редкость. Особенно старались беречь себя от этого «солидняки» - элита фарцовщиков. Эти выделялись наиболее дорогой одеждой, пешком не передвигались, любили роскошные рестораны, красивых девушек. Их идеал – бизнесмен приличного пошиба из капиталистического государства. Собственно, они и пытались, насколько удастся, вести буржуазный или приближающийся к нему образ жизни. Наиболее преуспевающие из них проповедовали философию «хайлайфистов» (от английского выражения, означающего высокий уровень жизни) – утончённых, рафинированных любителей красивой жизни, претендующих на высокий интеллектуальный статус.

Большинство из мажоров – старшеклассники и учащиеся профессионально-технических училищ, реже – техникумов и вузов. Собственно говоря, мажоров трудно называть неформалами. У настоящих неформалов есть какой-то интерес, здесь такого интереса нет – есть просто стремление к деньгам и наживе. Точнее было бы именовать их маскирующимися под неформалов преступными элементами, элементарными нелегалами в своей подпольной деятельности.

1.5 «Философствующие» неформалы

Интерес к философии – один из весьма распространённых в неформальной среде. Это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и своё место в окружающем молодого человека мире выводит его за рамки устоявшихся, «заформализованных» представлений и толкает к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме. Задавленный с детства весьма не совершенным по форме, грубым по методам воздействия философски-идеологическим прессом, подросток начинает проявлять интерес: а есть ли в мире что-нибудь ещё, другое?

Тяга к философии у молодёжи проявляется в самых разнообразных вариантах. Это и тяга к основам, первоисточникам марксизма-ленинизма. Это и интерес к многочисленным восточным философско-мистическим концепциям. Это и увлечение определёнными системами взглядов, распространенными на Западе. Встречались и попытки синтезировать разнообразные представления, в итоге получались достаточно путаные самодельные конструкции.

Начнём с группировок юных марксистов, молодых ленинцев, марксистов-ленинцев и т.п. Они ставили своей целью изучение трудов классиков, объединяясь на почве глубокого и подлинного интереса к их работам. Они говорили об этом так:[10] «Мы собираемся тайно, по вечерам, в квартире у одного из членов нашей организации. Читаем друг другу рефераты по работам Маркса и Ленина, спорим о будущем… Мы считаем себя настоящими революционерами». Они стремились противопоставить «заштампованные» лозунги первозданной глубине идей основоположников философии марксизма-ленинизма.

Юные сталинисты изучали труды «вождя всех народов», жгли «антисталинскую» литературу, книги А. Рыбакова, В. Гроссмана, В. Дудинцева, других писателе, публицистов. Откровенно высказывались:[11] «Сейчас мне очень неприятно читать и слушать, как все валят на этого человека, который сделал для страны ничуть не меньше, чем Ленин. Именно во времена правления Сталина шло быстрое экономическое развитие Союза, и он был признан многими капиталистическими державами. Пусть всё происходило благодаря железной дисциплине, страху за ответственность, но разве не этого нам сейчас так не хватает?»

Хиппи относятся большинством исследователей к философско-мистическому направлению, достаточно многочисленному и имеющему длинную историю. Внешне их узнают по неряшливой, подчас даже неопрятной одежде, длинным непричесанным волосам и атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с иностранными надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль «Битлз» и особенно его песня «Земляничные поляны навсегда».

Философско-социальные взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен прежде всего внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабалении. Раскрепоститься в душе – вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви, которая понимается именно философски и никак не сводится к сексу (в чём их нередко обвиняют): они считают, что «надо любить родителей, жену, ближнего…». Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан». Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных связей и обязанностей (например, от службы в армии). Медитация, мистицизм, наркотики используются ими как средство, позволяющие добиться «открытия самого себя».

Новое поколение тех, кто разделял философские поиски хиппи, часто именовали себя «системой» («системные ребята», «пиплз», «пиплы»). «Система» - это не имеющая чёткой структуры разношерстная неформальная полуорганизация, в которую входили люди, разделявшие цели «обновления человеческих отношений» в стране и на планете в целом через распространение в качестве примера отношений бескорыстия, существующих в «системе». Их средства «переделки общества» - добро, терпимость, труд, отрицание скопидомства, накопительства, вещизма, мещанства. По мнению лидеров «системы», отношения в «системе» - своеобразные предвестники, модель новой культуры, имеющей интернациональный характер.

В бытовом плане «система» очень часто сводилась к записной книжке с многочисленными адресами и телефонами в разных городах Советского Союза. Это действительно система «флэтов» и «вписок» - позвони, скажи от кого или даже не говори: приютят и накормят. Не обязательно даже знать фамилию, можно просто кличку – Рок-н-ролл, Сазан, Гюльчатай… Часто путешествуют автостопом. Часто живут «на аске» (вопросе) – могут подойти к любому прохожему и сказать что-нибудь типа: «Товарищ, я сегодня не ел. Не могли бы вы дать 30 копеек, пожалуйста?» Это основано на вполне искренней убеждённости в том, что «люди добрые». Отсюда и основное времяпрепровождение – «тусовки на флэте» с разговорами о добре. Внешне стараются иметь «христианский облик», походить на Христа. Многие выступают против наркотиков и насилия, отстаивают свободу любви, поддерживают борьбу за мир.

Вот высказывание одного из хиппи:[12] «Мы можем годами путешествовать по стране, переезжая из города в город, не имея работы, не зная конечной цели своего пути… Ночуем под открытым небом и в домах своих оседлых приятелей. Нам свойственно стремление к внутренней гармонии, отрешённость от противоречивого внешнего мира. Мы достигаем свободы уничтожением «рамок» в самих себе, освобождаясь от желаний и страстей, учась созерцать, занимаясь медитацией, т.е. расслабляясь, отрешаясь от внешнего мира, уходя в себя. После этого нам кажется, что мы на самом деле самые умные, сильные и красивые люди в мире. Привычные вещи, такие, как работа, карьера, семья, мода, представляются после этого полным абсурдом, которые нельзя даже выносить».

Среди «философствующих» неформалов распространены также буддистские, даонистские и иные древневосточные религиозно-философские учения. Есть и «кришнаиты», и сторонники йоги…. Встречались и приверженцы спиритизма, неопознанных летающих объектов, экстрасенсорного восприятия. Известны среди них группы «Коляда», «Неохристиане», «Шамбала» и д.р.

1.6 «Политические» неформалы

80-е годы дали немало примеров неформальных объединений совсем нового, ранее не встречавшегося типа. Это разнообразное движение молодёжных, гражданских, социальных инициатив. Это они устраивали митинги и даже демонстрации в поддержку перестройки и в память о жертвах сталинизма. Они вели борьбу с бюрократизмом и другими мешающими обновлению явлениями, способствовали расширению гласности и демократии. Вот несколько наиболее известных сугубо молодёжных политизированных неформальных направлений.