Смекни!
smekni.com

Контркультура 70-е-80-е годов (стр. 5 из 5)

Чем реально занимаются неформалы? Почти 10% считают, что главное занятие в неформальрой среде для них – обсуждение вопросов политики и общественной жизни. И вопросы эти для них очень и очень важны. После социально-политических дискуссий сразу идут спорт и физическая культура – этим занимаются более 9% неформалов. Далее стоят музыка, танцы, техническое творчество, охрана общественного порядка (те самые «правоохранительные» группировки типа «чистильщиков»). Существенно, что такие занятия, как охрана природы, сохранение культурной и национальной самобытности, а также восстановлении памятников истории и культуры, привлекают 7% неформалов.

Среди проблем, оцениваемых неформалами как острые и первостепенные, на первом месте всё-таки потребительские. Так 66% опрошенных озабочены качеством товаров молодёжного ассортимента. Далее идёт молодёжная музыка – её развитие волновало более, чем 63% неформалов. Похоже, что это отзвуки кампании по борьбе с роком. Затем идёт политика: вопросы войны и мира считает весьма важным 61%. После этого начинается реальная прозаическая жизнь: 51% молодых озабочен жильём, почти столько же – тем, как повысить свой материальный уровень. Это связано и с вопросами создания семьи, которые выделяют почти 29% неформалов. Должностной рост волнует 13%. Более 40% не устраивает отношение начальства к инициативам молодёжи, более 28% требуют расширения демократии в этих делах, ещё четверть – социальной справедливости.

Многие (более 41%) среди неформалов озабочены борьбой с негативными явлениями в молодёжной среде. К ним относят пьянство, наркоманию. При этом поиск нравственных идеалов тревожит лишь 18%. Откровенно заявляя о своей заинтересованности вопросами секса более чем 27% молодых людей.

Обобщая результаты социологических исследований можно заключить: около половины сложившихся групп ориентированы на культурно-творческую и досуговую деятельность. Ярко выраженная общественно-политическая направленность характерна примерно для десятой части неформальных объединений. Около седьмой части всех молодёжных групп объединяются движением за охрану природы и восстановление историко-культурных памятников. Всё остальное – гораздо меньшей численности.

Статистика развевает миф о преобладающей доле правонарушений в неформальной среде. По этим данным, неформалы нарушают закон не чаще, чем вообще молодёжь.

2.2 С точки зрения психолога

Цифры, однако, не могут приоткрыть самого главного – души неформалов, их мысли, чувства и переживания. Психология даёт возможность осмыслить сухие ряды цифр.

Психология неформальности включает в себя много слагаемых. Стремление быть самим сабой лишь первые из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой – его у подростка ещё и не может быть, этот возраст и озабочен поиском смысла Я, отделением себя «истинного» от себя «ложного», определением своего предназначения в жизни – настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного.

Второе слагаемое психологии неформальности – заражение и подражание. Они (подростки) страшно заражаются друг от друга необычностью нарядов, действий, ритуалов. Действуют неосознаваемые закономерности распространения моды. Сегодня причёска «гребешком» у одного, и над ним все смеются, а завтра он уже не один. И тот, кто ещё вчера смеялся, сегодня бежит за ножницами. Необычное заражает подростка. Он начинает подражать, даже не замечая, что постепенно обычным становится и этот его маскарад. Заражение и подражание облегчают задачу выделения из окружающей среды – ломать голову приходится только первым. Остальные же, как послушное стадо, идут следом.

Здесь действует третье слагаемое психологии неформальности – стадный инстинкт. Одному выделиться труднее. Сопротивление велико. Опасностей много. А в куче – легче. Заражение и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, искажают цель, ради которой подросток предпринимает те или иные неформальные действия, в итоге не выделяют, а чаще растворяют подростка в толпе себе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держатся не на сознательном единстве – это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в неё членов. Что главное в компании неформалов? В первую очередь ритуалы. Ежедневные встречи-тусовки. Привычное место, привычное времяпрепровождение, привычное дело, привычная музыка, привычные разговоры. Всё это соединяет, помогает не чувствовать одиночество. Хоть на минуту, хоть на вечер в такой компании можно забыться. Вывод – в стаде можно не думать о себе. В большинстве случаев лично о себе в неформальных группировках думают мало – действуют требования единства и единообразия мыслей, чувств и действий в стаде.

Конечно, сказанное нельзя относить ко всем без разбору неформалам. Они очень разные. Психологически творческие неформалы – особый тип молодых людей, живущих по непонятной и неудобной для массового сознания логике, отличной от привычной, обыденной. Но часто именно они оказываются способны в полной мере искренне, честно и действенно разобраться в себе, в окружающих, докопаться до причин, истоков того, что не устраивает в жизни. Важная чёрточка в психологии лучших неформалов – озабоченность проблемами, решение которых не служит прямо собственному благополучию. Те же бригады по охране окружающей среды – примеры такой отстранённости от индивидуально-личностного мирка, выход за его пределы в большой мир.


Заключение

Стремительно летит время. Жизнь принесла немало нового. «Официалы» ушли в прошлое. «Неформалитет» продолжает существовать и развиваться. Внимание к нему несколько уменьшилось. В конечном счете, в каждом из нас – в ком-то больше, в ком-то меньше – есть толика неформальности. Надо взращивать эту толику, укреплять её в себе, чтобы в любой ситуации, всегда и везде оставаться людьми. Нормальными, живыми людьми, а не социальными роботами, послушными «винтиками», бездушными носителями социальных ролей, бюрократических правил и инструкций. Быть неформалом, в общем-то, нетрудно. Для этого нужно лишь чуть-чуть по-другому начать относиться к жизни. Немножко встряхнуться от усталости и задавленности привычными трудностями и ограничениями. Перестать воспринимать всё происходящее слишком серьёзно, видеть за малейшими нарушениями распорядка угрозу «основам». Научиться воспринимать жизнь как текучий, многообразный и полноводный живой поток. Понять, что в жизни можно и нужно смеяться, шутить, радоваться и удивляться, в том числе и тем отступлениям от привычного, которые делают её разнообразнее и интереснее.


Список использованной литературы

1.Ненашев С.В., Пилатов С.Г. Дети андеграунда: приглашение к разговору. – Л.: Лениздат, 1990.

2.Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Педагокика, 1990.

3.Сундиев И.Ю. Самодеятельные объединения молодёжи // Социологические исследования. 1989. №2. С.56-62.

4. Коммунист. 1988. №9. С.95.


[1] По данным многочисленных опросов Научно-исследовательского центра Высшей комсомольской школы, в городах с населением более миллиона человек к неформальным самодеятельным объединениям разных типов принадлежало 30-40% молодёжи комсомольского возраста.

[2] Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Педагокика, 1990.

[3] Ненашев С.В., Пилатов С.Г. Дети андеграуда: приглашение к разговору. – Л.: Лениздат, 1990.

[4] Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Педагокика, 1990.

[5] Сундиев И.Ю. Самодеятельные объединения молодёжи // Социологические исследования. 1989. №2. С.56-62.

[6] Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Педагокика, 1990.

[7] Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Педагокика, 1990.

[8] Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Педагокика, 1990.

[9] Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Педагокика, 1990.

[10] Ненашев С.В., Пилатов С.Г. Дети андеграуда: приглашение к разговору. – Л.: Лениздат, 1990.

[11] Ненашев С.В., Пилатов С.Г. Дети андеграуда: приглашение к разговору. – Л.: Лениздат, 1990.

[12] Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Педагокика, 1990.

[13] Коммунист. 1988. №9. С.95.

[14] Коммунист. 1988. №9. С.95.

[15] Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Педагокика, 1990.

[16] Ненашев С.В., Пилатов С.Г. Дети андеграуда: приглашение к разговору. – Л.: Лениздат, 1990.

[17]Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Педагокика, 1990.

[18] Все данные раздела см. Сундиев И.Ю. Самодеятельные объединения молодёжи // Социологические исследования. 1989. №2. С.56-62.