Смекни!
smekni.com

Контркультура 70-е-80-е годов (стр. 1 из 5)

Введение

Долгое время в нашей стране единственной молодежной организацией был комсомол, официально разрешенный и поддерживаемый. Однако в 70-е-80-е годы произошёл лавинообразный рост неформальных молодёжных организаций; сложилась самая настоящая контркультура, точнее, сложная совокупность многообразных и противоречивых контркультур. В данном случае под словом «культура» понимается советская культура, советский общепринятый образ жизни, советский способ проведения досуга, советская система ценностных ориентаций, советское мировоззрение. А слово «контр» означает то, что и должно означать: в буквальном переводе с латинского - «против». Против советской культуры.

Множество молодых людей[1], формально оставаясь в комсомоле, фактически потя-нулись к фанатам и рокерам, к кришнаистам, в хиппари. В те годы в речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое всем словечко «неформалы».

Кто же такие неформалы? Почему, ради чего они стали неформалами? В чём конкретные мотивы возникновения той или иной неформальной группировки? Чем реально занимаются неформалы?

На эти вопросы я постаралась ответить в своём реферате, опираясь на книгу

Д.В. Ольшанского «Неформалы: групповой портрет в интерьере», а также книгу С.В.Ненашева и С.Г.Пилатова «Дети андеграунда: приглашение к разговору».


1. Групповой портрет: какие они, неформалы?

Из разговора с неформалами: «Вам трудно нас понять. Вам хочется упростить проблему, свести нынешнюю молодёжь к двум-трём типам, раскрасить нас в контрастные цвета. Белое - чёрное, красное - белое, наши - не наши…. Вы привыкли всё видеть однозначно. А нас много, и мы разные»[2].

Они действительно очень разные - ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся они друг к другу, образуя группы, течения, направления. Музыка, манера одеваться, политика, физическая сила, философия, преступность - вот лишь некоторые поводы для неформального объединения. Металлисты, рокеры, панки, хиппи, любера, культуристы, поклонники йоги и буддизма - каждая такая группа или течение имеют внешние отличительные признаки, свои цели и задачи, иногда даже программы. Всё это многообразие можно условно разделить на группы по интересам.

1.1 «Музыкальные» неформалы

Их главная цель: прослушивание, изучение, распространение любимой музыки.

Среди «музыкальных» неформалов наиболее известны металлисты. Это группы, объединённые общим интересом к так называемому металлическому року («хэви метал»), одному из весьма популярных направлений в музыке в западных, прежде всего, странах.

Среди ансамблей «хэви метал» наиболее выделялись «Кисс», Айрон Мейден», «Эй-Си/Ди-Си», «Эксент», «Металлика», «Скорпионс», «Юрайя-Хипп», «Бон Джови», из отечественных - «Шах», «Чёрный кофе», «Чудо-юдо», «99%», «Ария». Тяжёлый металлический рок отличают жёсткий ритм усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей. Содержание песен, как правило, трудно разобрать из-за оглушительного звука; они разнообразны по смыслу: наряду с антивоенными, прогрессивными есть и песни, проповедующие расизм, насилие, агрессивность. Первоначально это было достаточно целостное «металлическое братство». Однако примерно в конце 1986 г.[3] в их рядах произошёл раскол: выделились «умеренные» и «бешеные» металлисты. «Умеренные», сохранив музыкальные пристрастия, добавили к ним на своих сборищах-«тусовках» беседы об актуальных проблемах современного мира и нашего общества. Целый ряд лидеров «умеренных» металлистов выдвигали лозунги борьбы с фарцовщиками, спекулянтами, нацистами. Они считали действия милиции недостаточно эффективными и утверждали, что борьба с подобными негативными явлениями есть задача всего общества, и его наиболее активной части – молодёжи. Такая позиция подчас приводила к самосудным расправам с теми, кого они считали «антиобщественными элементами». «Умеренные» строго придерживались определённых принципов и «заповедей». Так, полноправным членом группы мог быть лишь тот, кто не употребляет алкоголя, не курит, не прибегает к наркотикам, признаёт внутригрупповую дисциплину. Нарушителя изгоняли из рядов. В своих социально-политических взглядах «умеренные» металлисты достаточно наивны. Так, в военно-политической сфере они выступали за одностороннее сокращение вооружений «до минимума», хотя не могли ясно объяснить, до какого «минимума» распространяются их требования. Во внутренней политике негативно относились к властям (хотя признавали, что власть необходима) и общественным организациям, особенно к комсомолу, считая последний «рассадником формализма и бюрократизма». Носили чёрную униформу, панкообразную причёску типа «взрыв на макаронной фабрике», чёрные перчатки без пальцев с металлическими наклёпками, крупные значки с изображением любимых ансамблей, их солистов или просто названий и символов. Как правило, форму шили сами, да и значки изготавливали кустарным способом – денег у этих ребят немного.

В отличие от «умеренных», «бешеные» металлисты внешне выделялись тем, что на чёрной униформе носили большое количество металлических предметов. Так, наиболее часто встречались у них браслеты и ошейники с большими шипами, которые часто использовались в драках и самосудных расправах над другими неформальными группировками. «Бешеные» металлисты оправдывали своё название. Они агрессивны по отношению к подавляющему большинству других неформалов, а также к обществу в целом. Не требуя ничего конкретно (в этой среде редки какие-то программы), они склонны к стихийным анархическим актам «протеста», которые часто выливались в бессмысленные агрессивные действия.

Другое наиболее известное направление – это знаменитые брейкеры (от английского break, в одном из значений «перерыв, пауза, внезапная остановка», и производного от этого break-dance – особый вид танца, включающего разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение. Танец такого типа особенно распространён в негритянской культуре современной Америки. Есть и другое толкование – в одном из значений брейк означает «изломанный танец» или «танец на мостовой»). Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к такого рода танцам, стремлением их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации. Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носят весьма поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь и наркотики; отрицательно относятся к курению, выступают против «сексуальной распущенности». Внешне выделяются тем, что носят лёгкую, подчёркивающую линии тела спортивную одежду, белые перчатки (в любой сезон), узкие чёрные очки, кроссовки, а также налобные повязки и ленты.

Среди музыкально-танцевальных неформалов известны также роллинги – поклонники рок-музыки в разных вариантах, кроме «хэви метал» рока. Наиболее «на слуху» среди них – поклонники рок-н-ролла. По большинсту характеристик роллинги напоминают брейкеров: за ними не водится моральных отклонений, они негативно относятся к алкоголю и наркотикам, как правило, не курят. Музыка и танцы для них являются смыслообразующими моментами в жизни, которым подчинено всё остальное. Внешне особо не выделяются, предпочитая лишь удобную для танцев типа рок-н-ролла свободную одежду.

Во многом с роллингами сходны волнисты – любители музыки в стиле «новая волна» и соответствующих танцев. Также ничего особенного, а тем более страшного за ними не стоит – просто пристрастие к определённым музыкально-танцевальным вкусам и желание общаться с теми, кто их разделяет. Эти ребята обожают мелодичные песни, а также взрывной танцевальный ритм рок-групп «Блонди», «Клэш», «Нэк», «Карэ» и др. Многие из них недавно любили «Модерн Токинг». Для своих встреч-тусовок экипируются примерно так же, как и металлисты.

В этот же раздел попадают и битломаны – возрождающееся течение, в рядах которого когда-то стояли многие из родителей и учителей неформалов. Их объединяет любовь к ансамблю «Битлз», его песням и наиболее известным его участникам – Полу Маккартни и Джону Леннону.

Вот несколько высказываний музыкально-танцевальных неформалов:[4] «Сейчас вы ополчились на рок-музыку. Нельзя, конечно, утверждать, что в роке всё хорошо, но не запрещать же его из-за этого! Нельзя же повторять прошлые ошибки, или они ничему не научили? Чего только не запрещали! А к чему это привело? Бояться, будто рок-музыка и западные танцы развратят молодёжь, могут лишь те, кто не сумел научить её отличать плохое от хорошего, доброе от злого». «В одной из любимых нами песен есть такие слова: «Если ты играешь рок – не криви своей душой. Выбирай из всех дорог путь один, но только свой….» Вот почему рок-музыка близка молодёжи. И не надо решать за нас, что слушать, что носить, что читать, чем увлекаться. Мы сами решим это».

1.2 Неформалы в спорте и вокруг него

Ведущие представители данного течения – знаменитые футбольные фанаты. Проявив себя как массовое, организованное движение, спартаковские болельщики 1977 г. стали основоположниками неформального течения, которое распространилось и вокруг других футбольных команд, вокруг иных видов спорта.

Входящие в группировки подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркомании, спекуляции, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывало всякое: и случаи группового хулиганства, и скрытый вандализм. Раздражает их склонность к парадным шествиям, длинные надписи на стенах и заборах. Да и «вооружение» этих неформалов выглядит не столь уж безобидно: деревянные палки и металлические пруты, резиновые дубинки, кастеты, плётки с пайкой или свинцом на конце, металлические цепи, баллончики со сжиженным газом, которые поджигают для устройства мини-взрывов. Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами «своих» клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого фанаты болеют.