Смекни!
smekni.com

Культура XX века (стр. 2 из 5)

Экспрессионизм в архитектуре: А.Гауди, Ле Корбюзье и др.

Экспрессионизм в музыке: А. Шёнберг, А. Веберн, А. Берг.

– Экзистенциализм.

Философия экзистенциализма нашла свое воплощение в литературе. Основные темы связаны с человеческим существованием как таковым: судьба личности, проблема веры и неверия, утраты и обретения смысла жизни, свободы, духовного кризиса, выбора, который делает человек. Человек одинок, - утверждают экзистенциалисты, - он выпал из привычного социума и для него в мире нет и не может быть никакой надежды. Человек должен осознать, что он живет только сегодня и никакого завтра, никакого будущего у него нет. Если оно и будет, то уже не у него, а у тех, кто придет вслед за ним, но для них это будущее станет лишь настоящим. Мир абсурден, в нем заканчиваются самые восхитительным иллюзии и мечты. Абсурд учит человека смотреть на мир открытыми глазами, не смиряясь и не покоряясь судьбе. Причиной глубокого человеческого кризиса является духовный вакуум, образованный из пустоты идеи о "смерти Бога".

Идеи экзистенциализма проявились в творчестве французского писателя и философа Альбера Камю (1913-1960), его тексты "Счастливая смерть", "Бунтующий человек", "Чума", "Посторонний" и др. В повести "Посторонний" экзистенциальный антигерой Мерсо осужден за то, что он посторонний, пренебрегающий общественными нормами. Он понимает, что все абсурдно, Бога нет, есть одна истина – смерть. Для убийства, которое совершает Мерсо, в повести нет житейских мотивов. Он убивает, потому что сильно светит солнце Средиземноморья. Оно жжет его. В сцене убийства 3 действующих лица: Мерсо, Араб и Солнце. Мерсо принадлежит миру природы. В момент, убийства он ощущает себя частью космического пейзажа. Его движением управляет солнце. Природа освобождает человека от мук раскаяния, позволяет преодолеть абсурд общества. Здесь – аллюзия на солнечную мифологию, языческое отношение к природе.

Представители: Ж.-П. Сартр, А.Камю, А. Мальро, С. де Бовуар, Г. Марсель, Дж. Болдуин, У. Голдинг и др.

– Литература "потока сознания".

"Поток сознания" - предельная степень, крайняя форма внутреннего монолога. Задача писателей – "перехватить мысль на полдороге", в связи с чем в текстах очевидна склонность к зыбким впечатлениям, тягучести форм. Элементы "потока сознания" рассматриваются в контексте психоанализа как одно из эффективных средств познания глубин человеческой психики. Яркий представитель направления – ирландский писатель Дж.Джойс (1882-1941) в романе "Уллис" продемонстрировал различные формы внутренней речи – от традиционного внутреннего монолога до буквальной регистрации мыслей на десятках страниц с однажды лишь употребленным знаком препинания.

Представители: М. Пруст, Г. Стайн, В. Вульф, Т.Элиот.


2. Авангардные направления в искусстве

Авангард – (фр. аvant-garde – "передовой отряд") – совокупность многообразных новаторских движений и направлений в художественной культуре модернизма первой трети XX: футуризм, дадаизм, сюрреализм, кубизм, супрематизм, фовизм и др. Авангард – это крайнее проявление модернизма в целом. Авангард – это динамичное, экспериментальное искусство. Начало авангарда - 1905-1906 гг., а о смерти его говорят уже в 20-е гг.

Социальная база авангарда - протест, вражда с современной цивилизацией. В основе авангардных произведений лежит игра с классической культурой в сочетании с идеей разрушения. Характерная особенность авангарда – это новаторская художественная практика, как в области художественной формы, так и в области прагматики (взаимодействия текста с читателем, включение в структуру артефакта того, кто воспринимает).

Аванград в отличие от классического модернизма сознательно ориентируется на аудиторию, активно воздействует на нее. В авангарде нет понятия об эволюции, он не развивается, - это резкий протест против всего, что представляется авангардистам консервативным. Как отметил российский философ В. Ф. Петров-Стромский, "в своих деструктивных тенденциях это искусство было предчувствием и предвестием гуманитарной катастрофы 1914 г., разоблачившей все пустозвонство ницшеанско-горьковской претензии на то, что "человек – это звучит гордо".

Кубизм.

Год возникновения – 1907, когда молодой Пабло Пикассо (1881-1973) написал свою программную кубистическую картину "Авиньонские девицы". Кубизм возник как логическое продолжение аналитических исканий в искусстве постимпрессионистов, например, Поля Сезанна, который в 1907 г. обратился к художникам со знаменитым призывом: "Трактуйте натуру посредством цилиндра, шара, конуса".

В истории кубизма выделяют три фазы:

1. Сезаннистская (1907-1909), когда кубисты пытались найти простейшие пространственные структуры явлений мира, не изображали действительность, а создавали "иную реальность", передавая не облик предмета, а его конструкцию, архитектонику, структуру, сущность.

2. Аналитическая фаза кубизма (1910-1912) заключалась в применении специфических геометрических приемов и совмещения различных точек или углов зрения на предмет. В кубистическом произведении сознательно нарушаются все предметно-пространственные взаимосвязи видимого мира. Плотные и тяжелые предметы могут стать здесь невесомыми, а легкие – обрести тяжесть. Стены, поверхности столов, книг, элементы скрипок, гитар парят в особом оптически ирреальном пространстве.

3. В последнюю, синтетическую фазу кубизма (1913– 1914 г.) кубисты вводят в свои полотна неживописные элементы – наклейки от газет, театральных программ, афиш, спичечные коробки, обрывки одежды, куски обоев, подмешивают к краскам для усиления тактильной фактурности песок, гравий и другие мелкие предметы.

Н.Бердяев увидел в кубизме ужас распада, смерти, "зимний космический ветер", сметающий старое искусство и бытие.

Представители кубизма: П.Пикассо, Ж.Брак, Х.Грис.

Фовизм.

Фовизм – (фр. Les faues – "дикие звери; эксперименты с открытым цветом") цвет становился главным средством душевного самовыражения, проявления симпатии к предметам окружающего мира. Фовистов волновала передача красочных, выразительных проявлений предметов, магия цветового воздействия на внутренний мир человека. В 1905 г. на выставке в Париже появилось полотно "Радость жизни" Анри Матисса (1869-1954), в которой четко обозначилась тенденция к абстрагирующей красоте.

Представители фовизма: Ж. Руо, Р. Дюфи, А.Матисс, М.Вламинка, А.Марке, А. Дерен.

Футуризм и кубофутуризм.

Футуризм – (лат. Futurum – "будущее") – одно из предельно эпатажных направлений в искусстве авангарда, наиболее полно реализовавшееся в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Начало футуризма – публикация 20 февраля 1909 г. в парижской газете "Фигаро" "Манифеста футуризма" итальянского поэта Ф.Т. Маринетти (1876-1944). В центре эстетики футуризма - преклонение перед современной цивилизацией: упоенные новейшими достижениями техники, футуристы идеализировали урбанизацию, развитие индустрии, материальные ценности. Футуризм отвергал классическое высокое искусство и его "мистические идеалы".

Русский футуризм возник независимо от итальянского и был значительнее. Основа русского футуризма – ощущение краха, кризиса всего старого. Наиболее близким к футуризму было объединение кубофутуристов "Гилея", в которую входили А.Крученых, В.Маяковский, В.Хлебников, братья В. и Д. Бурлюки, В.Каменский и др., называвшие себя "будущниками", "будетленами".

Особо выделяются русские кубофутуристы-художники, творчески взаимодействующие с поэтами: Н. Гончарова, М. Ларионов, М. Матюшин, К. Малевич.

Абстракционизм.

Абстракционизм – общая тенденция целого ряда направлений авангарда 1910-1920-е гг. в живописи на создание живописно-пластических композиций, цветовых сочетаний, лишенных какого-либо вербализуемого смысла. В абстракционизме сложились два течения: психологическое и геометрическое.

Основателем психологического абстракционизма был Василий Кандинский (1866-1944), в картинах "Гора", "Москва" и др. он делал акцент на самостоятельной выразительной ценности цвета. Важны музыкальные ассоциации цветовых сочетаний, с помощью которых абстрактное искусство стремилось выразить глубинные "истины бытия", движение "космических сил", а также лиризм и драматизм человеческих переживаний.

Геометрический (логический, интеллектуальный) абстракционизм – это нонфигуративный кубизм. Художники создавали новый тип художественного пространства путем сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Например, в России – лучизм М.Ларионова (1881-1964), возникший как своеобразное преломление первых открытий в области ядерной физики; "беспредметничество" О.Розановой, Л.Поповой, В.Татлина; супрематизм К.Малевича.

Супрематизм.

Казимир Малевич (1878,1879-1935) открыл супрематизм в 1913 г.картиной "Черный квадрат". "То, что я изобразил, было не "пустым квадратом, а восприятием необъективности"" (К. Малевич).