Такова была древнерусская культура, сложившаяся в IX-XIII веке. Она впитывала в себя все лучшее из культурного наследия восточнославянских племен предшествующей эпохи, а также многие достижения культуры самой передовой страны своего времени - Византии и ряда других соседних народов, но все заимствования были творчески переработаны и явились лишь отдельными элементами в величественном здании древнерусской культуры, созданной творческим гением русского народа. Но татаро-монгольское нашествие внезапно прекратило блестящий расцвет искусства, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре Киевского государства и Владимиро-Суздальского княжества. Хотя северные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, но и здесь в период усиления угрозы набегов художественная жизнь замерла.
Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен.
Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости.
1. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.
2. Вернадский Г.В. Киевская Русь. - Тверь: ЛЕАН, Москва:, 1999. - 448 с.
3. Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977.
4. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. - М., Владос. - 1995.
5. Воронин Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. – Москва, 1984.
6. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1996.
7. Владимир Орлов. Тайны полоцкой истории. Минск, Беларусь, 1994.
8. Алексеев Л.В. Полоцкая земля. М., 1966.
9. В. В. Горохов, И. Е. Кознова. Культурология: План-конспект лекционного курса.- М.: МИЭП, 1998.