1. продукты массовой культуры создаются и распространяются с целью коммерческой прибыли по законам рынка;
2. массовую доступность и широкий спрос на такие произведения обеспечивают их создание по стандартизированным конструктивным схемам;
3. изобразительная яркость и содержательная экспрессия – обязательные факторы успешного творчества в этой сфере;
4. происходит теснейшее сопряжение масскультурного и рекламного типов деятельности. [1, c.51]
Но было бы упущением представлять массовую культуру только негативно, как чудовище, пожирающее в человеке всё человеческое. Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать её в исключительно идеологическом ключе. Для того чтобы избежать подобных ошибок, можно проанализировать следующие аспекты проблемы:
- социальные процессы, способствующие появлению и развитию массовой культуры;
- отличие массовой культуры от народной;
- влияние технологической революции;
- фактор моды в распространении пролуктов массовой культуры;
- социальные и психологические механизмы массовой культуры;
- роль мифологем.
Рассматривать различные точки зрения и подходы к проблеме.
Некоторые исследователи полагают, что массовая культура – это особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. В частности, А.Б. Гофман отмечает, что массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней. Поэтому массовая культура часто принимает формальный характер. Функционируя, она лишается сущностного содержания, и, в частности, традиционной морали.
В другом подходе массовая культура определяется как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневно производится. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемая аудитории средствами массовой коммуникации.
Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению, осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», т.е. на среднем общедоступном языке, которым и является массовая культура.
Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство. Удачной является классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Среди основных проявлений и направлений массовой культуры он выделяет следующие:
- индустрия «субкультуры детства»;
- массовая общеобразовательная школа;
- система национальной (государственной) идеологи
- массовые политические движения;
- массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему ценностных ориентацией человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуалистичных оппозиций;
- индустрия развлечений и досуга, которая включает в себя массовую художественную культуру (кроме архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления, профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга, различные шоу;
- индустрия оздоровительного досуга;
- система организации, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, имиджмейкерство, политтехнологи);
- разного рода игровые комплексы от механических игр, электронных приставок, компьютерных игр и т.д. до систем виртуальной реальности.
Итак, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:
- ·кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);
- мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);
- арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).
В настоящее время в сферу массовой культуры вовлечена и такая форма массовой коммуникации, как Интернет, который становится глобальным средством распространения продуктов культуры. Мир становится «глобальной деревней». Появление электронных средств меняет традиционные представления о способах трансляции социокультурного опыта, формах человеческого взаимодействия и т.п. Однако это явление и его социокультурные последствия нуждаются в соответствующем специальном исследовании.
Только перечень направлений, сформировавшихся в рамках массовой культуры, свидетельствует о том, что она – структурная, органичная часть всего культурного пространства, что наводит на вывод о реализации универсального принципа дополнительности: общество не может ограничиться культурой элитарной уже потому, что оно разнородно, и потому, что жизнь людей динамична, и потому, что люди как социальные существа выполняют одновременно множество ролей, и потому, что массовая культура уже давно пустила корни в архетипичность коллективного бессозгательного, базируясь на мифологемных структурах сознания и в то же время порождая современную мифологию.
Таким образом, массовая культура – многофункциональнок, объективное явление современного этапа культуры, в которую неизбежно вовлечены все слои населения, и проблема, заключена в управлении динамикой массовой культуры, то есть выработке эффективных механизмов отбора необходимых и перспектиыных её направлений и выбраковке тех, которые приводят к необратимой деградации культурных ценностей и образцов.
В заключение несколько слов о возможных социальных перспективах массовой культуры. По всей видимости, она прочно укрепилась в современном обществе, и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Псевдоценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация маскультуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами. Справедливо полагать, что решающую роль в такой позитивной трансформации маскультуры может и должна сыграть мировая духовная культура во всем многообразии своих видов и форм.
Список литературы
1. Учёнова Виктория Васильевна. Реклама и массовая культура: Служанка или госпожа? учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Журналистика» и «Реклама» В.В. Учёнова. – М.: ЮНИТИДАНА, 2008. – 248с.: цв. ил.
2. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – 4-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2002. – 511 с.
3. Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции С.Г.Кара-Мурза. – М.: Академический Проект, 2007. – 384 с. – (Социальнополитические технологии).
4. Шаповалов В.Ф. Россиеведение: Учебное пособие для вузов. – М.: ФАИРПРЕСС, 2001. – 576 с.