"Говоря кратко, созданный Лукасом в далеком уже 1977 году канон блокбастера стоял на трех китах, Во-первых, идейный месседж фильма не должен был превышать разумение четырнадцатилетнего подростка. Во-вторых, фильм был обязан содержать как можно больше сцен с поражающими воображение компьютерными эффектами. В-третьих, картине следовало нести отзвуки актуальных политических событий, модных духовных учении и философских теорий, но - см. пункт первый - в исключительно популярной форме"1.
Вопросы, затронутые здесь, пока что в большой мере - перечисления. Серьезный анализ и их последующее развитие - впереди.
Из статьи "Звездные войны: политический эпизод".
С приходом новых компьютерных возможностей произошло, как мы видим, много изменений, как в искусстве, так и в человеческом мире. Новая технология заняла место многих старых технологий. Трудно работать с этим незнакомым приборами.
И это только утро компьютерной эпохи и, соответственно, компьютерной анимации. Конечно, грустно, когда уходит нечто привычное, а новое незнакомо и кажется пугающим, но если смотреть не столько назад, сколько вперед, картину можно увидеть и в другом ракурсе.
Для того чтобы понять, что такое компьютерная анимация и какое она имеет отношение к искусству, следует представить себе того же художника, режиссера, мультипликатора и т.д., но располагающего новыми изобразительными средствами с необычайно широкой палитрой возможностей. Но, прежде всего, оговорим, что компьютерная анимация имеет лишь косвенное отношение к анимации в том понимании, которое в него вкладывается, когда речь идет о законах и в частности создании движения. Связь традиционной и компьютерной анимации, с одной стороны, определяет применение множительной техники. С другой стороны можно найти еще одно объяснение возникновению термина анимации применительно к работе художника-компьютерщика. Изменилась именно техника, и с появлением компьютера произошла настоящая революция в производстве изобразительной продукции.
Новые технологии в искусстве вытесняют традиционные не потому, что отвергают их суть, их философский и духовный смысл, но лишь оттого что предоставляют мастерам разных сфер искусства новые и очень широкие возможности. Без компьютерной анимации сегодня не обходится ни анимация, ни кино, ни телевидение, ни реклама.
Нередко высказываются опасения, что компьютер, дескать, обездушивает жизнь детей. Но люди не перестают пользоваться машинами и самолетами, оттого что бывают аварии, наоборот все более совершенствуют машины, самолеты, корабли, еще и в космос научились летать. Уже 100 лет человечество ужасается разрушительной власти технического прогресса и в то же время восхищается его открытиями и достижениями. Уже пророчески обещан был "Закат Европы", однако она не пропала, а произведения искусства все растут в цене. Но бессильными эмоциями, не остановить технический прогресс, ибо жизнь есть движение. Бессмысленно вздыхать о прошедших временах, когда одним из главных предметов в школе было чистописание, а единственным источником знаний - книга. Гораздо продуктивнее включиться в этот новый процесс и направить его на службу культуре. Господа искусствоведы - за вами слово! Не потому мир заполонила реклама и компьютерные "игры-стрелялки", что компьютер вреден человечеству.
В завершение мне бы хотелось уточнить, что элементы компьютерной анимация - это новое слово в искусстве не только потому, что оно многосредно: соединяет компьютерные картины, движения и реальную атмосферу. Главная его новизна, открывающая новые просторы, состоит в его интерактивности: возможности прямого доступа, перекрестных ссылок, интерактивного поиска, то есть в возможности участия самого зрителя в процессе развития сценария, в его инвариантности. Таких возможностей не дает никакие традиционные методы и никакие другие, ранее существовавшие технические средства.
1. Александров Г.В., "Эпоха и кино", Москва, Изд-во политической литературы, 1976 г.287 с
2. Асенин С, "Уолт Дисней - тайны рисованного киномира", Москва, "Искусство", 1995 г. - 318с
3. Асенин С.В., "Фантастический киномир Карл Земан", Москва, "Искусство", 1995 г.128с
4. Беляева А.А., "Эстетика", Москва, Политиздат, 1989 г.445с
5. Головня А.Д., "Мастерство кинооператора", Москва, "Искусство", 1995 г. 192с
6. Гинзбург С, "Кинематография дореволюционной России", Москва, "Искусство", 1963 г.406с
7. Горюнова Г.Н., Чернов В.Г., "Экономика кинематографии", Москва, "Искусство", 1972 г.179с
8. Доусон Джефф, "Тарантино", Москва, "Вагриус", 1999 г.272с
9. Засурский Я.Н. "Средства массовой информации", Москва, "Аспект Пресс", 2001 г.304с. "кино в мире и мир в кино", Москва, "материк", 2003 г. - 210с
10. Кокарев И.Е., "Кино как бизнес", Минск, 1991 г.288с
11. Кончаловский А., "Возвышающий обман", Москва, "Совершенно секретно", 1999 г.352с
12. Коноплев Б.Н., "Основы фильмопроизводства", Москва, "Искусство", 1988 г.
13. Кошкин В.И., "Основы предпринимательской деятельности в кинематографии", Москва, 1993 г.
14. Кокарев И.Е., "США на пороге 80-х: Голливуд и политика", Москва, "искусство", 1987 г. - 256с
15. Миняев В.В., Франк Шнелле, "Стивен Спилберг и его мастерская", Москва, "Панорама", 2000 г. - 348с
16. Пондопуло Г.К., Ростоцкая М.А., "Новые искусства и современная культура. Фотография и кино", Москва, "ВГИК", 1997 г. - 231с
17. Рейзен О.К., "Титаник Джеймса Кэмерона", Москва, "Слово - Slovo", 1998 г.
18. Снегирев А.В., "Премия Оскар", Москва, "Эксмо-Пресс", 2001 г. - 367с
19. Труды Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута, "Под знаком вестернизации: кино-публика-воздействие", Москва, 1995 г.128с
20. Фрейлих С.И., "Теория кино", Москва, "Искусство", 1992 г. - 351с
21. Юрченко Е. С, "Стивен Спилберг", Москва, "Феникс", 2000 г. - 348с
22. Юренев Р.Н., "Краткая история киноискусства", Москва, "Академия", 1997 г. - 284с
23. Arnold Hauser, "The Social History of Art, Vol.4", Vintage, NY NY - 500c
24. Agree W. K., Ault P. H., Emery E., "Introduction to Mass communication (12th ed.)." New York: "Longman", 1997 - 522p
25. 26.Bates J., "Virtual reality, art and entertainment" in presence: Teleoperators and Virtual Environments)) 1 (1), 133-138.1992.
26. 27.Bell D., "The end of ideology)) - Collier Books - New York, 1961 - 512c 28."Commimications" - Harper and Row - New York, 1985.29.Georges Bataille, "Story of the Eye" (with essays by Susan Sontag and
27. Roland Barthes), Penguin, NY NY, 1979 - 103c 30.Grant G., technology and empire)) - House of Anansi - Toronto, 1969.
28. Holmes H., Taras D., "Seeing ourselves. Media power and policy in
29. Canada" - Harcourt Brace Jovanovich - Toronto, 1992.
30. Hayward S., ( (Computer for animation)) - "Butterworth-Неіпетапп)) - Wobura, MA, U.S.A., 1984 - 186c
31. Jack Burnham, ( (Structure of art)), George Braziller, NY NY, 1971.
32. John Berger, ( (About Looking, Pantheon)), NY NY, 1980. Sense of Sight, Pantheon, NY NY, 1985.
33. James Monaco, "How to read a film)), Oxford University Press, 1977.
34. Lenburg J., "The encyclopedia of animated cartoons, 2nd edition)) - ( (Facts on file" - New York, 1999 - 366c 37.Lenburg J., ( (The great cartoon directors)) - "DaCapo Press)) - New York, 1993.
35. Laurel, Brenda, ( (Computer as theatre Addison)) - Wesley, U.S.A., 1991 - 221c
36. Pfister, Manfred, "The theory and analysis of drama)) - Cambridge University Press, U.K., 1988 - 359c
37. Roland Barthes, ( (Image, Music and Text", Hill and Wang, NY NY, 1977.
38. Robert Clyde Allen, ( (Film history, theory and practice)), McGraw-Hill,! 997-276c
39. Tuner G., ( (Film as social practice)) - Routledge - New York, 1988 - 342c
40. Waldern J. D., "A note on software design of virtual team-mates and virtual opponents)) in: Proceedings of VR '94, The London Virtual Reality
41. Expo, Meckler, London, U. K., 1994.44.Walton, Kendall, "Mimesis as make-believe - On the foundation of the representational arts", First Harvard University Press, USA, 1990.
42. Wagner, Betty. Dorothy Heathcot "Drama as Learning Medium)), National Education Association, UK, 1976.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
43. "Отравленный отель"/ реж: Жорж Мельес, 1896
44. "Спички: призыв" (Matches: An appeal) / реж: Брайан Артур Мельбурн Купер, 1899
45. "Завоевание воздуха"/ реж: Ф. Закка, 1901
46. "Путешествие на луну"/ реж: Жорж Мельес, 1902
47. "Большое ограбление поезда" (The great train robbery) / реж: Эдвин Портер, 1903
48. "Сны любителя гренок"/реж: Э.С. Портер, 1906
49. "The Teddy Ьеагз"/ реж: Мельбурн Купер, 1907
50. "Коко-клоун" (Koko the clown) / реж: Отто Месмер, 1913
51. "Кот Феликс" (Felix the cat) / реж: Отто Месмер, 1913
52. "Кабирия" (Cabiria) / реж: Джованни Пастроне, 1914
53. "DAS KABINETTDES DR. CALIGARI" реж: Вине, 1919
54. "Кот Феликс" (Felix the cat) / реж: Отто Месмер, 1919
55. "Призрак с дремучей горы"/ реж: Виллис Обрайн, 1919
56. "Клоун Коко" (Koko the clown) / реж: Макс и Дейв Флейтчеры, 1920 15."Из чернильницы" (Out of the inkwell) / реж: Макс Флейтчер, 1921-1927
57. "Смехограммы" (Laugh-grams) / реж: Уолт Дисней с Юбом Айверксом, 1921
58. "Игра света. Опус 1" (Lichtspiel. Opus) / реж: Вальтер Рутман 1921 18."Из чернильницы" (Out of the inkwell) / реж: Макс и Дэйв Флейшеры, 1921
59. "Возвращение к разуму" (Return a raison) / реж: Ман Рэй 1923
60. "Алиса в стране анимации"/ реж: Уолт Дисней - США 1923
61. "Нибелунги" (Die Niebelungen (Siegfried, kremhild's Revenge)) / Германия, 1924
62. Аэлита"/ реж: Яков Протазанов, 1924
63. "Механический балет"/ реж: Фернан Леже 1924
64. "Бен Гур" (Веп-Ниг) /реж: Фред Нибло, 1925
65. "Потерянный мир" (Lost world) / реж: Виллис Обрайн, 1925
66. "Метрополис"/ реж: Жорж Мельес, 1926
67. "Аби и Раби" / реж: Аванес Оханиан, 1930
68. "Франкенштейн" (Frankenstein) /реж: Джемс Вил, 1931
69. "Убийство на улице Морг"/ реж: Р. Флори, 1932
70. "Лорская девочка"/ реж: А. Сепента, 1933
71. "Человек - невидимка" (The invisible man) / реж: Джеймс Уэйл, 1933
72. "Кинг Конг" (King Kong) / реж: Мерян С. Купер и Эрнест Шудзак, 1933
73. "Композиция в голубом" (Komposition in Blau) / реж: Оскар Фишингер, 1935
74. "Космический рейс"/ реж: В. Журавлева, 1935
75. "Новый Гулливер"/ реж: Александр Птушко, 1935
76. "Камера танцует" (Camera makes whoopee) / реж: Норманн Мак Ларэн Канада 1935
77. "Отродье Севера" (Spawn of the North) / реж: Генри Хатауэй, 1938 38."Волшебник из страны Оз" (The Wizard of Oz) / реж: Виктор Флеминг, 1939
78. "Унесенные ветром" (Gone with the wind) / реж: Виктор Флеминг, 1939
79. "Точки и кольца" (Dots and loops) / 1939
80. "Звезды и полосы" (Stars and Stripes) / реж: Норманн Мак Ларэн - Канада, 1939