ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
по истории и современности культурных ресурсов Симбирска-Ульяновска
Выполнил:
студент кз-41 Волгин И.В.
Проверил:
Галкина А.Е.
Аркадий Александрович Пластов, краткая биография
Еще при жизни Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) был признан классиком советского искусства. Его работы попали даже в школьные учебники. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно. Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX века. Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.
Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем. В 1914 году сумел поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи. В 1917-1925 годах Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х годов он смог вернуться к профессиональной художественной работе. В 1931 году у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда - и число его произведений приблизилось к 10 000. Одних портретов - несколько сотен. В основном это портреты односельчан. По-своему столь же уникальная серия, как и "Русь уходящая" Павла Корина. Ведь и эта Россия должна была исчезнуть в горниле социалистического строительства.
Пластов - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, - Абрама Архипова, Филиппа Малявина, Константина Коровина. Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд. На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова - воплощенная гармония природы и человека.
Художник много и плодотворно работает в 1930-х годы, но первые свои шедевры он создает в военные годы. Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия - "Фашист пролетел" (1942). И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни - классически сдержанная и прекрасная "Жатва" (1945). Трагедия войны здесь скрыта, она - в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле - "Сенокос" (1945).
И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень: "Родник" (1952), "Юность" (1953-1954), "Весна" (1954), "Лето" (1959-1960), "Ужин трактористов" (1961). Не случайно в названиях многих из них присутствует нечто емкое, обобщающее. Пластову дана редкая способность события реальной жизни, часто самые обыденные, превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл и значение в общей системе устройства мироздания. Поэтому он, современный русский реалист, так естественно продолжил классическую художественную традицию. Вот молодая женщина на минуту выбежала из бани, чтобы поплотнее укутать дочку ("Весна", 1954). Но не сестра ли она красавицам из "Весны" и "Рождения Венеры" Сандро Боттичелли? Вот замечтался, глядя вдаль, мальчишка-подпасок ("Витька-подпасок", 1951). Но не брат ли он молодому человеку из "Завтрака на траве" Эдуара Мане? А эта девушка, что замерла у родника с коромыслом на плечах ("Родник"), - не стала ли она столь же вечным источником гармонии, что и прелестная юная особа из "Источника" Доминика Энгра?
Неизбывное счастье бытия, неизъяснимо сладкое чувство Родины буквально изливаются на нас с картин Пластова.
Но... Та Россия, которую так любил Пластов, частью которой он был, уже на его глазах уходила в прошлое. "Из прошлого" (1969-1970) - так и называется одна из последних крупных работ художника. Крестьянская семья в поле, во время короткого отдыха. Все так естественно просто и так значительно. Крестьянское святое семейство. Мир гармонии и счастья. Частица рая на земле.
Рис. 1 - А. Пластов «Купание коней»
Изображение коня – тема для искусства вневременная, вечная (рис. 1). С этими прекрасными животными связаны многие стороны хозяйственной, спортивной и эстетической жизни человека. Мифы, легенды почти всех народов земли связаны с этими благородными животными. Недаром во многих языках мира существуют идентичные выражения, смысл которых таков же, как и в русском варианте – за хорошего коня и полцарства не жалко. Конь – до недавнего времени составлял неотъемлемую часть жизни европейского человека и продолжает оставаться таковым для народов Азии. Конь помогает в войне и одновременно обеспечивает красоту торжественных церемоний, символизирует власть, силу, воплощает красоту, является преданным другом - спасет хозяина в немыслимых ситуациях, всегда вынесет раненного из пекла боя. А что значило это животное для сельчан и говорить не стоит – основная рабочая сила, без которой никуда - просто не выжить. Именно поэтому «конская тема» нашла яркое отражение в творчестве нашего великого земляка А.А. Пластова, певца тружеников земли. В его картинах, посвящённых жизни сельчан, с их незамысловатыми, простыми, на первый взгляд, сюжетами сокрыт глубокий философский смысл. Красота этого благородного животного передаётся художником с особой любовью и пониманием.
В 1938 году, к юбилейной выставке «XX лет Российской Красной Армии» Пластов пишет картину «Купание коней». Сейчас она находится в собрании Государственного Русского музея. Еще юношей в деревне художник часто любовался блеском солнца на мокрых спинах купающихся коней, светлой рябью на воде, контрастом обнаженных тел людей с темной шерстью животных. Это и решил передать художник, когда получил заказ на создание картины. В радужном море брызг входят в воду стройные красивые лошади. На каждой из них стоят, держась за поводья, или сидят верхом солдаты. Их здоровые, сильные фигуры, освещенные солнцем, лоснящиеся спины красавцев-коней, шум, плеск, водяные брызги, озорной смех, оживление, царящие над рекой, наполняют картину радостным ощущением жизни, полной движения, задора, молодости и силы. Огромная роль принадлежит цвету. Он, как аккорд в музыке, сообщает картине сразу определенное эмоциональное звучание. Сочетание серебристого блеска речной глади, коричневой, светлеющей на солнце и темной в тени шерсти коней и цвета обнаженных человеческих тел, залитых лучами солнца, приведенное художником к общему тональному единству, создает удивительно бодрое, светлое настроение. Произведение пронизано ощущением радости, счастья жизни. Пластов отлично чувствует форму, он пишет фигуры почти скульптурно: не прошли даром его занятия скульптурой. Искусство Пластова, реалистичное, жизнерадостное, вселяет в зрителей мощь и силу, исходящую от его картин. В эскизе к картине «Купание коней», других работах, посвящённых жизни села, этюдах с изображением лошадей ярко и зримо отражается роль этого благородного животного в жизни крестьян.
В своей автобиографии художник писал о работе над картиной «Купание коней»: «Натура была столь изобильна и неисчерпаема, что иногда, и довольно часто, я становился в тупик, когда же я должен остановиться и на чем остановиться? Самое противоположное было одинаково пленительным, и едва я приостанавливался в собирательстве этюдного войска, как тотчас же начинало ныть сердце – мало, положительно мало. Да и отход этюдов был громадный. Хороший сам по себе, но будучи переведен в картину, он вдруг терял все свои положительные качества, вернее, он не выносил обтески перед тем, как ему лечь в картину, – от него оставалось слишком мало, и на одно место их надо было целый пяток, а то и больше».