В современной науке принято различать собственно первобытную культуру, существовавшую до возникновения цивилизации, т.е. до IV-III тыс. до Р.Х., и традиционную первобытную культуру, существующую одновременно с цивилизациями разного типа и уровня, вплоть до современной.
Все сведения о первобытной культуре связано с археологическими находками материальных предметов: орудия труда, постройки, захоронения, украшения и проч. Несомненно, что в эпоху первобытного общества зарождаются основные виды духовной культуры: с появлением человека на земле зарождается религия, возникают мифологические представления, танцы, архитектура, изобразительное искусство.
Весь доцивилизационный период развития человека называют каменным веком и условно выделяют в нем три основных периода:
1. Палеолит (древний каменный век: палео – "древний", "лит" - камень) – от возникновения человека (3 млн.лет назад до Р.Х.) – 10 тыс. до Р.Х. Палеолит делится на древний (нижний), средний и верхний (поздний) палеолит, который начинается с 40-35 тыс.до Р.Х.; верхний палеолит делят еще на две эпохи: Ориньяк-Солютрейская (30-15 тыс.до Р.Х.) и Мадленская (15-11 тыс.до Р.Х.)по местам первых находок.
2. Мезолит (средний каменный век)- 10 тыс.до Р.Х. – 6 тыс. до Р.Х.
3. Неолит (новый каменный век) – 6 тыс. до Р.Х. – 3 тыс. до Р.Х.
Общий предок человека – австралопитек. Жил 4,5-2 млн.лет назад в Африке и Азии, имел способность к прямохождению, специализацию передних конечностей, большой объем головного мозга. Имел примитивные орудия труда – рубила.
Питекантропы (400-200 тыс.лет назад) освоили технику разведения и поддержания огня, изобрели простейшие приемы обработки шкур животных.
Неандертальцы (250-125 тыс.лет назад) жили в период сильного Рисского оледенения, строили палатки из шкур животных, вели стабильный образ жизни в пещерах, изготавливали кремниевые орудия. По мнению известного российского историка религии А.Б. Зубова, "стадом" палеолитический человек не жил. Обнаружены стоянки нуклеарных семей, состоящих из 10-20 человек: "патриарх", его жены, взрослые сыновья с семьями. 50 тыс.лет назад неандертальцы полностью исчезают, причина: неприспособленность к изменившимся условиям жизни в связи с потеплением, физическое истощение или истребление кроманьонцами (?).
Кроманьонцы, люди современного вида, расселяются приблизительно 40 тыс.лет назад из Южного Средиземноморья на север в область рассеяния неандертальцев. Применяли новую, отщепную технику обработки камня, острые хрупкие пластины толщиной в несколько миллиметров; изготавливали микролиты – маленькие треугольные пластины, которые вставлялись в костяные рукоятки и использовались как пилящий инструмент, обрабатывали кость, дерево, шкуры. Использовали новое орудие охоты – копьеметалку (длительность полета до 130 метров). Практиковалась загонная охота на крупных животных, добывали краску красного цвета (охру) путем сжигания минеральных веществ. В эпоху мезолита человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы, лодку, осваивает плетение и изготавливает корзины и рыболовные сети, люди изобретают лук и стрелы, вкладышевые орудия (ножи, наконечники стрел и копий), лодку, корзины, рыболовные сети. Важнейшим рубежом в развитии первобытной культуры стала так называемая "неолитическая революция", суть которой состояла в переходе от хозяйства присваивающего типа (собирательство, охота) к хозяйству производящего типа. Человек уже не только брал у природы готовые продукты, но и сам начал их производить: появляется земледелие и скотоводство, прядение, ткачество, гончарное дело. При обработке камня используется новая техника: шлифовка мокрым песком, применяются трудно обрабатываемые породы камня, например, нефрит. Изготовление каменных мотыг, зернотерок.
Магико-религиозное поведение человека первобытной эпохи.
Древний человек отличался от современного, но это было существо, обладавшее системой религиозных представлений. По мнению известного историка религии Мирчи Элиаде (1907-1986), "священное" входит в саму структуру сознания, а не представляет некую стадию его истории: "На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, - само по себе есть религиозное действо", "быть – а еще вернее, стать – человеком означает быть "религиозным".
О том, что у первобытного человека существовали интуиции религии, и он задумывался над метафизическими вопросами жизни и смерти свидетельствуют наличие признаков погребального культа. Исходя из представлений современных "примитивных" народов ученые реконструируют религиозные обряды, относящиеся к умершим, и связанные с этими обрядами верования первобытного человека. В этой связи интерес представляет бережное отношение человека к костям и черепам умерших. В раннюю эпоху черепа клались к горящему костру уже после разложения мягких тканей и сжигались вместе с костями. Позже начали изымать мозг умершего, который вкушался участниками трапезы или сжигался на костре. Мозг – вместилище ума личности, а значит в нем была сущность личности умершего. Сжиганием его возвращали огню – символу солнца. Можно предположить, что у первобытного человека огонь вызывал двойственные чувства: благодарного поклонения за тепло и свет, и страха перед непредсказуемой горящей стихией. Человек, сидящий у костра, мог задумываться не только о вкусе пищи и тепле: его мысль могла подниматься выше мирских забот, обретая созерцательный оттенок.
Были случаи хранения костей умерших родственников и их черепов, например, их закапывали в золу под очаг, где готовилась пища. Череп хранился как объект поклонения – так сохранялось присутствие умершего. Были обнаружены также вторичные захоронения под "кроватями" живых: потомки должны были зачинаться и рождаться буквально "на костях" праотцов. Исходя из вышеперечисленного, ученые предполагают наличие признаков культа предков у первобытного человека.
Наиболее показательными являются захоронения, относящиеся к эпохе палеолита: таковым являются мустьерские погребения, относящиеся к 30 тыс. назад, обнаруженные Отто Гаузером около Мустье в 1908 г. Описание: погребение юноши в позе эмбриона (надежда на возрождение, он уснул, но проснется), с ним в могилу – его личные вещи. (вера, что умерший продолжит свой род занятий в ином мире). У головы – кремневые камни; вокруг тела и под рукой – кремневые орудия, жареные куски мяса. Хоронили детей 6-8 месяцев, 2-3 лет, в могилу которых тоже ложили кремневые орудия и оружие. Изгородью вокруг могилы служили рога мамонта, барана, козла. Таким образом, мустьерские охотники не ленились выкапывать могилы, причем оформляли их тщательно и с соблюдением необходимых ритуалов. Первобытные люди верили, что и их в урочный час не оставят без заботы и погребения. Следует отметить, что живые бросали весьма уютные пещеры после того как совершали в них захоронения.
К 24 тыс. назад относится находка Сунгирьского погребения (р.Клязьма, Владимирская обл., Россия). Это было захоронение пожилого мужчины и двоих детей: девочки 7-9 лет и мальчика 10-12 лет. Умерших к тому времени хоронили в богатых одеждах: каждое тело было облачено в погребальный костюм, украшенный 3,5 тысячами специально отполированных и просверленных бусин. Тела посыпаны охрой. Охра – ритуальный субститут крови, символизирует жизнь, выражает намерение оживить умерших через соединение с веществом, имеющим цвет крови. У семитских народов кровь считалась душой, т.е. жизненной силой. У головы умерших - раковины трубчатого моллюска (предположительно это была роскошная шапка или головная повязка). В могилу помещалась маленькая мужская фигурка из слоновой кости, 2 каменных кольца и множество дисков из камня, кости и мамонтовой кости.
Кроме заботливых захоронений, были обнаружены тела, лишенные заупокойных даров: люди, похороненные лицом вниз под грудой тяжелых камней, расчлененных трупов. Пример: в Вестоницах (Моравия) найдено крепко связанное тело 35-40 летней женщины, предположительно умершей при родах. Возможно, считает А. Зубов, это примеры ритуальной нечистоты умерших - их связывали и засыпали из боязни, что в "нечистоте" в тело может войти какой-нибудь злой дух и побудить тело прервать свой сон и начать беспокоить живых.
Другим примером магико-религиозных представлений первобытного человека был культ животного, наличие мистических отношений с животным (нагуализм). Особенное отношение было к медведю как к существу, символизирующего мощь и вызывающего ужас. В пещере Драхенлоха были обнаружены черепа медведей, к которым прикреплялись верхние позвонки, указывающие на то, что головы отсекли от тел недавно убитых животных, расположенные мордами к выходу. Кроме медвежьих черепов, в пещере хранились кости, обработанные в форме фаллоса (символ преодоления смерти, жизненного триумфа). Медведь символизировал Владыку диких зверей, был прообразом Верховного Существа. Охота на медведя – следствие культа. "Убить дикого зверя на охоте, а позднее – заколоть домашнее животное, равносильно совершению жертвоприношения, в котором жертвы взаимозаменяемы" (М.Элиаде). Убийство зверя – ритуал, подразумевающий, что Владыка диких зверей заботиться, чтобы охотник убивал только ради пропитания, и чтобы мясо не пропадало зря. Главные кости и черепа животных также хранились, в частности, выставлялись на ветвях деревьев или на высоком месте. В них хранилась память об убитом звере и, может быть, первобытные люди верили, что на скелет Владыка диких зверей нарастит новую плоть.
Этические представления первобытного человека.
Помимо бережного отношения к умершим, первобытный человек имел сострадание к слабым и больным. Так, были обнаружены останки старика из Шанндара, исследования над которым показало, что он был слепой с детских лет, с ампутированной правой ногой и парализованной правой рукой. Естественно, он был обузой для своего племени, и тем не менее дожил до 60-ти лет. Но при этом есть факты сознательного зла: было преднамеренное убийство (около 2 млн.лет назад в Трансваале). Кроме того, не массово, но присутствовали случаи людоедства, возможно, с магическими целями.