Оглавление
Введение
1. Живопись: традиции и новации
2. Идеологические факторы в развитии живописи
3. Новые имена и произведения
Заключение
Литература
Введение
Музыка, живопись, литература и прочие искусства и непосредственно связанные с ними области эстетической активности человека в советский период, подверглись давлению иррационализма. Это видно особенно ярко в области живописи. Большинство художников советского времени, принадлежащих различным школам живописи, отошли от изображения мира (людей, животных, природы) таким, каким мы его видим. Этот мир предстает на живописных полотнах деформированным, иногда вовсе неузнаваемым, ибо художники руководствуются больше своим воображением, чем зрительным восприятием окружающих нас явлений (согласно исследованиям Е. Гродзинского, П. Сорокина и др.). Очевидно, что этот далеко идущий отход от реализма отнюдь не пустой каприз. Художники старались сказать массам людей, осматривающих их картины, статуи, графические композиции: мир вовсе не таков, каким вы его видите; он в своей сути бессмысленный, абсурдный, является таким, каким мы показываем вам в своих художественных образах. Достаточно упомянуть такие направления живописи XX в., как кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, ташизм, авангардизм и др. Однако и в этот хаотичный период создавались полотна, которые вошли в сокровищницу белорусского изобразительного искусства
Анализируя литературу посвященную нашей теме, нельзя не отметить влияние времени на оценку живописи. В литературе советского времени изобразительное искусство превозносили до небес, а авторы учебников выпуска последних 5 – и лет все больше критикуют, но не самих живописцев, а насаждение идеологии в творчество художников. Интересно, а какую оценку живописи наших современников составители учебников и пособий дадут лет через 70?
1. Живопись: традиции и новации
Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. На смену символизму пришел акмеизм. Акмеисты, в отличие от символической туманности, провозгласили культ реального земного бытия, "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь".
Одновременно с акмеизмом в 1910–1912 гг. возник футуризм. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания.
Эти процессы коснулись не только живописи, но и всей культуры в целом. Появляются новые объединения: "Голубая роза" (1907), "Бубновый валет" (1911), "Ослиный хвост" (1912). Творчество художников, участвовавших в этих группах (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, С.Ю. Судейкин, Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов и др.), очень разных по своей художественной манере, несло в себе в той или иной степени черты модернистского искусства, близость к реализму и символизму, экспериментаторство в области цвета и формы.
К 1913 г. относится возникновение русского авангарда, сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. В искусстве авангарда нашли выражение творческие искания крупных мастеров, талантливых художников (К. Малевич, К. Петров-Водкин, Р. Фальк, М. Шагал, П. Филонов и др.). Они, каждый по-своему, искали в окружающей среде не конкретные реалии и свидетельства социальной ситуации, а воплощение идеи мирового устройства. Художественная мысль приобщалась к новым научным открытиям. В искусстве авангарда воплощалось смелое экспериментаторство, раздвинувшее рамки традиционного понимания живописи.
Послеоктябрьские годы характеризовались поиском новых направлений в изобразительном искусстве. Своеобразной лабораторией, где разрабатывались теоретические, творческие и педагогические исследования, явился Витебск. Тут в январе 1918 года начала действовать народная художественная школа, которая потом вошла в историю мирового искусства. Ее организатором, а с февраля 1919 года и директором, был Марк Шагал. В связи с отсутствием педагогов он выступил с обращением к «художникам революционерам» из других городов приехать на работу в Витебск. Скоро на витебской земле очутилась плеяда талантливых художников, представителей разных течений: Л.М. Лисицкий, В.В. Ермолаева. В ноябре 1919 года в Витебск приезжает Казимир Малевич, основатель новой художественного течения – супрематизма. В его основе лежало новое представление об объеме и плоскости, покое и движении, новые взаимосвязи между предметами и окружающей средой. Это была и новая и оригинальная концепция художественного творчества. Ее представляла загадочная картина «Черный квадрат». Космос в Космосе – так можно обозначить эту картину. К. Малевич создал объединение художников – «УНОВИС». Эта аббревиатура, по мнению организаторов, обозначала обновление (от слова «уновись»). Его члены считали, что когда «революция для того пришла чтоб разрушить старый свет и построить новый», то этот новый свет должен исправлять новые формы. И художники по рецепту своего учителя стали создавать безликость разнообразных комбинаций из геометрических фигур. Уновисты разработали такой язык искусства, который открыл путь к промышленному дизайну, художественному конструированию. Идеи витебских авангардистов выявили, в дальнейшем, находки и достижения мировой архитектуры и дизайна, книжной и промышленной графики, хотя в этом новом деле также не обошлось без перегибов.
Новые идеи использовались при преподавании в художественной школе, которая в феврале 1922 года была реорганизована в Витебский художественно-практический институт. В стороне от новых направлений осталась только академическая мастерская Юдаля Пэна.
В первой половине 1922 года УНОВИС был закрыт. В мае 1922 года совершился первый и последний выпуск высшего художественного учебного заведения в Витебске: из 10 человек – 8 были членами «УНОВИСа». Большинство выпускников, вместе с частью студентов младших курсов летом 1922 года поехали в Петроград. Покинули Витебск и многие известные художники, в том числе и К.С. Малевич, В.В. Ермолаева и др.
В изобразительном искусстве социалистический реализм, продолжает гуманистические традиции искусства предыдущих эпох. В получении нового социалистического сознания, выражает историческую перспективу развития прогрессивного искусства. Идейно-эстетические принципы этого метода формировались в острой борьбе против декадентства, формализма, футуризма, натуралистичного примитивизма и др. направлений. Становление нового творческого метода непосредственно связано с пафосом утверждения новой жизни в условиях социалистического общества, романтической предвзятости в отражении героики революционной борьбы, событий гражданской войны, строительства националистического хозяйства.
В произведениях 1920-1930 –х годов живописцев Я. Дроздовича, В. Кудревича, М. Станюты, М. Филипповича и др. проявляются традиции белорусского народного искусства.
Самобытностью, обращению к этнографии и фольклору выделяется деятельность М. Филипповича, который работал в технике масляной живописи и акварели. Он создал картины «На Купалье» (1921 г.) «Весенний праздник» (1922 г.), «Старый белорус с трубкой» (1925 г.), «Красноармейцы в деревне» (1931 г.), «Бой на Немиге» (1922 г.).
Во всех видах и жанрах искусства 1930-х гг. отражалась новая жизнь, преобразование народного хозяйства: художники обращались к значительным событиям в истории Белоруссии, создавали образы деятелей белорусской культуры прошлого и настоящего, стремились реальность в ее революционном развитии. Это произведения З. Азгура , И. Ахремчика, А. Бембеля. В. Волкова. П. Гавриленко, И. Гембицкого, А. Глебева, Я. Зайцева, Е. Красовского, Я. Крюгера, и др. Творческие связи белорусских художников с художниками других союзных республик, участие во всенародных и международных выставках, работа над актуальными проблемами строительства социалистической культуры способствовали обогащению художественного опыта белорусских художников.
В 30-е годы черед талантливых художников начинали творческий путь в Западной Белоруссии. Многогранностью выделялся талант Язепа Дроздовича. Он первый в белорусском искусстве начал космическую тему. Им созданы три серии: «Жизнь на Марсе» (1931г.), «Жизнь на Сатурне» (1932 г.), «Жизнь на Луне» (1932 г.).
После войны открылся Белорусский театрально-художественный институт (ныне Академия искусства Беларуси), который занимался подготовкой кадров в области живописи, скульптуры, актерского мастерства.
2. Идеологические факторы в развитии живописи
Обострение внутриполитической борьбы, усиления культа личности Сталина социалистический реализм оказали свое влияние на изобразительное искусство. Как и в других жанрах искусства, появились новые приоритеты. Официальная пропаганда требовала показать триумф партии гениальность «отца» всех народов. Краевиды разных мест, жизнь простых людей становились ненужными. Со связанными руками художники не могли раскрыть свой талант, свое видение окружающего мира. Шла нивелировка таланта, терялся профессиональный уровень, набирала мощь тенденция денационализации изобразительного искусства.
Партийное руководство требовало от художников показа жизни с пафосом динамизма, монументальности прославления высшего руководства. Тех кто стоял в стороне от этого, подвергали критике как со стороны партийного руководства, так и со стороны союза художников, которое было избрано на первом съезде художников в январе 1938 года. Съезд подчеркнул необходимость заниматься вопросами современности, создавать тематические произведения.
Чтобы оправдать звание настоящего советского художника, нужно было приспосабливаться, иначе, нависала угроза лишится жизни. Даже самые талантливые художники вынуждены были писать то, о чем говорила официальная пропаганда. В конце 30-х годов в их полотнах все больше места занимал тематический жанр, посвященный революции, гражданской войне, показав в этих событиях роли «отца» народов. Отображению исторического жанра способствовала подготовка к выставке, которая проводилась в дни Декады белорусского искусства в Москве.