Смекни!
smekni.com

Искусство Хорватии XIX - начала ХХ века (стр. 5 из 5)

К концу войны скульптор вновь обратился к темам родной истории. Он делает рельеф «Лучники» (1917, гипс, Лондон, собр. Ситон Уотсон), который стр. 206 должен был входить в серию «Хорваты на Далматинском побережье». Но и это произведение отлично от довоенных работ. В плоском рельефе изогнутые фигуры даны предельно схематично, стилизация под египетское искусство здесь особенно становится ощутимой. Обращаясь к живой натуре, Мештрович создает портреты, полные обаяния и пластической выразительности, как «Портрет жены художника» (1915, бронза, Загреб, галерея) и «Голова мальчика» (1915, мрамор, Сплит, галерея Мештровича). Находясь во стр. 206 Время войны в Лондоне, Мештрович становится членом Югославского комитета, и теперь деятельность скульптора была направлена на освобождение словенцев и хорватов от австро-венгерского владычества и объединение их с сербами.

В отличие от скульптуры, в развитии которой мы могли усмотреть своеобразные черты, архитектура Хорватии шла теми же путями, что и архитектура Австрии. Хорватские архитекторы часто работали в тесном сотрудничестве с венскими. Архитектура первой половины века связана с именем загреб-ского архитектора Бартоломея Фельбингера (1785—1871). Его постройки, в частности Народный дом (Загреб), ныне здание институтов Академии наук, ясно говорят о классицистических тенденциях. Реминисценция классицизма видна и в доме Ю. Дёмётерфи (1830) в Загребе того же архитектора[20].

Для архитектуры второй половины века характерен тот же эклектизм, который был в это время свойствен всей Европе. В этом смысле очень показательны постройки Германа Болле (1845—1926), соратника венского архитектора Фридриха Шмидта, с которым он вместе строил здание Югославской Академии. В 1879 г. Болле поселился в Загребе. В своих постройках, например в Школе и Музее прикладного искусства (1888—1892), он часто соединял элементы готической и ренессансной архитектуры.

Учеником Болле был один из самых талантливых хорватских архитекторов, Виктор Ковачич (1874—1924), позднее он учился у венского архитектора Вагнера и из его лекций усвоил принципы новой архитектуры, которые стал проводить в своем творчестве по возвращении в Загреб в 1899 г. Этот принцип воплощен в его последнем сооружении — Бирже в Загребе (ныне Народный стр. 209 банк), законченном X. Эрлихом. Постройка интересна тем, что формы классицизма сочетаются с новыми принципами архитектуры. Торец здания решен как портик в ионическом стиле, в то время как боковые стены, расходящиеся от торца, решены просто, конструктивно. Ковачичу принадлежат и постройки жилых домов. В 1906 г. Ковачич основывает «Клуб хорватской архитектуры». В конце XIX и начале XX в. можно говорить о формировании загребской школы архитекторов. Среди них должны быть отмечены: Хуго Эрлих (1879—1936) и Э. Шен (1877—1949), которые в своих постройках следовали уже новым тенденциям в архитектуре. И все же со всей определенностью следует подчеркнуть, что наибольшие достижения в хорватском искусстве периода конца XIX и начала XX в. были в области скульптуры. Ее дальнейшее развитие во многом определено творчеством Мештровича.


Список источников и литературы

1. Россия и Балканы. Из истории общественно-политических и культурных связей (XVIII в. — 1878 г.). М.: 1979.

2. Политические и культурные отношения России с югославянскими землями в 18 в. Документы. М.: 1984.

3. Лещиловская И.И. Общественно-политическая борьба в Хорватии 1848-1849 гг. М., 1979.

4. Очак И. Хорвато-русские культурные связи. Вт. пол. ХIХ — нач. ХХ века. М., 1993.

5. Чуркина И. В. Словенское национально-освободительное движение в ХIХ в. и Россия. М., 1971.

6. Суботина В. Культура Хорватии с древнейших времен до начала ХХ века. – М., 2009

7. Нуриев С. Культура южных и западных славян. Т.2. Мн., 2008


[1] Суботина В. Культура Хорватии с древнейших времен до начала ХХ века. – М., 2009

[2] Нуриев С. Культура южных и западных славян. Т.2. Мн., 2008 – С. 18.

[3] Суботина В. Культура Хорватии… - С. 54.

[4] Нуриев С. Культура южных… - С. 26.

[5] Чуркина И. В. Словенское национально-освободительное движение в ХIХ в. и Россия. М., 1971. – С. 89.

[6] Суботина В. Культура Хорватии… - С. 62.

[7] Нуриев С. Культура южных… - С. 29.

[8] Очак И. Хорвато-русские культурные связи. Вт. пол. ХIХ — нач. ХХ века. М., 1993 – С. 55.

[9] Россия и Балканы. Из истории общественно-политических и культурных связей (XVIII в. — 1878 г.). М.: 1979.

[10] Суботина В. Культура Хорватии… - С. 77.

[11] Россия и Балканы. Из истории общественно-политических и культурных связей (XVIII в. — 1878 г.). М.: 1979. – С. 84.

[12] Нуриев С. Культура южных… - С. 35.

[13] Суботина В. Культура Хорватии… - С. 78.

[14] Россия и Балканы. Из истории общественно-политических и культурных связей (XVIII в. — 1878 г.). М.: 1979.

[15] Суботина В. Культура Хорватии… - С. 94.

[16] Политические и культурные отношения России с югославянскими землями в 18 в. Документы. М.: 1984. – С. 322.

[17] Нуриев С. Культура южных… - С. 40-41.

[18] Суботина В. Культура Хорватии… - С. 99.

[19] Лещиловская И. И. Общественно-политическая борьба в Хорватии 1848-1849 гг. М., 1979. – С. 39.

[20] Нуриев С. Культура южных… - С. 43.